Ален Рене. Отзывы на фильмы

Ален Рене
Имя на английском Alain Resnais
Дата рождения 3 июня 1922 г.
Место рождения Ванн, Бретань, Франция
Дата смерти 1 апреля 2014 г.
Место смерти Париж, Франция
Возраст 91
Всего фильмов 71
Карьера Режиссёр, Монтажер, Актёр, Сценарист, Оператор, Продюсер
  • В прошлом году в Мариенбаде Отзыв о фильме «В прошлом году в Мариенбаде»

    Авторское кино, Арт-хаус (Франция, Италия, 1961)

    Главной задачей кинематографа всегда было не столько препарирование бытующей реальности с последующим проецированием её на плёнку, сколь множественное продуцирование новых иллюзий, в которые по собственной воле оказывается вовлечённым и увлеченным сам зритель, становящийся жертвой обманов зрения, слуха, речи и осязания. Главной же задачей французской Новой Волны был тотальный отказ от привычного киноизьяснения, переизобретение заново не только кинематографических форм, но и всего содержания, переход кинематографа в иное, подчас радикальное и потустороннее бытование. И эти же цели, но только в космосе литературном преследовали французские неороманисты, главной задачей которых было сотворение чистой, беспримесной идеологически, литературы. В 1961 году чистое кино и чистая литература сошлись вместе в самом загадочном фильме ХХ века «В прошлом году в Мариенбаде».

    Этот фильм, ставший плодом совместных усилий Алена Рене и Алена Роб-Грийе, в сущности своей является главной кинематографической иллюзией современности, играющей с пространством, временем и памятью без единого блефа, причём…

    Читать дальше
  • Ночь и туман Отзыв о фильме «Ночь и туман»

    Военный, Документальный (Франция, 1960)

    9 из 10

    Если вы считаете, что это проблема только одной страны или одной эпохи, то попробуйте оглянуться вокруг...

    Какие пророческие слова, не так ли? Они звучат из уст диктора, читающего текст фильма за кадром. Фашизм жив, и остаётся только надеяться и верить, что он будет истреблён с той же ненавистью, с какой эти сволочи превратили в золу миллионы людей. Страшный фильм с обилием кадров хроники из фашистских лагерей. Люди - биоматериал, и не более того. Биоматериал для каторжной работы, для медицинских опытов, для изготовления мыла, удобрений, сумочек и тканей. Скелеты...горы скелетов, сгребаемых тракторами...Люди как дрова, сложенные в поленницу. Для разжигания костра...Это ужасно. Одна девушка недавно написала такой комментарий в ответ на тему о фашистских лагерях: "А ещё не доказано, что эти лагеря существовали. Что это за лагерь, где есть оркестр или зоопарк, или футбольная команда? Не так уж и плохо там было, значит." Молодая девушка. Это такое поколение сейчас…

    Читать дальше
  • Любить, пить и петь Отзыв о фильме «Любить, пить и петь»

    Драма, Комедия (Франция, 2014)

    Джордж Райли, театральный актёр отнюдь не среднего пошиба, умирает и жить ему осталось, при самом хорошем развитии событий, всего лишь три месяца. Узнав столь горестную весть, трое возлюбленных Райли, трое непрофессиональных актрис Тамара, Моника и Катрин решают устроить прощальный спектакль для Джорджа, но в ходе репетиций всплывают, как это обычно случается, все старые обиды. Грядущая неизбежная смерть Райли становится таким же поводом для сплетен и домыслов, как и вся его жизнь в то время, как сам виновник торжества упрямо не показывается из-за кулис. Ален Рене всегда был апологетом театральных условностей в кинематографе, живую стихию которого он, впрочем, сильно изменил на излете бунтарских шестидесятых, принадлежа, как и многие тогда, к представителям Новой волны, смывшей бурным штормом все старое и заплесневелое в искусстве. Большинство фильмов Рене, в особенности знаменитые "В прошлом году в Мариенбаде", " Хиросима, моя любовь", "Провидение", существуют в декорациях псевдореальности или же герои замкнуты в пределах декораций к реальности, дополняющих, укрупняющих или, что…

    Читать дальше
  • Хиросима, любовь моя Отзыв о фильме «Хиросима, любовь моя»

    Военный, Драма (Франция, Япония, 1959)

    1959 год для зарождавшейся Французской Новой волны был по-настоящему знаменателен двумя дебютами: Жан-Люка Годара, "На последнем дыхании" которого говорил о всякой невозможности жить, любить, творить, попутно сжигая до пепла, вытравливая щёлочью операторского хаоса привычный кинослог, даже память о нём; и Алена Рене, чья "Хиросима, моя любовь", едва ли не радикальнее видоизменяя закосневший и академичный киноязык, ту же тему невозможности жизни и любви(впрочем, герои Рене отнюдь не бунтари и не мытари собственного же бытия) поместила в прямой исторический контекст, в саму гущу реальности ядерной атаки на Хиросиму. Причём более чем очевидно, что фильм этот плод не только Французской Новой волны; поэтическая и историческая рефлексия дихотомии Рене-Дюрас оказывается в тотальной аддикции от дихотомии Синдо-Масумура. "Двадцатичетырехчасовой роман" - таково дополнительное название этой ленты, снятой по сценарию Маргерит Дюрас, для литературного и кинематического искусства которой тема забвения /незабвения и неотрицания является главенствующей. Практически номинальный сюжет фильма…

    Читать дальше
  • Ночь и туман Отзыв о фильме «Ночь и туман»

    Военный, Документальный (Франция, 1960)

    Вроде всего лишь 30 мин, а казалось он так долго идет.
    Документальный фильм про концлагеря. Все лаконично объясняют, что за лагеря, иерархия среди заключенных, какие условия у них были, особенности лагерей (например оркестр, моя в шоке),какая там даже была архитектура. В этот момент хотелось смеяться, нафиг эта архитектура. И вообще почему все это до сих пор стоит? Я б все это разрушила до фундамента. Достаточно посмотреть этот документальный фильм, а здания чур, чур убрать. А когда начали показывать людей-скелетов, совсем худо стало, не верится, что там вообще кто-тол выжил.

  • Вы еще ничего не видели Отзыв о фильме «Вы еще ничего не видели»

    Драма (Германия, Франция, 2012)

    На первый взгляд кажется, что «Вы ещё ничего не видели» и «Любить, пить и петь» Алена Рене тождественны друг другу. Это один слог, одна рифма, одно существительное — театр, за кулисы которого предлагает заглянуть главный после Годара революционер кинематографа, театра, на подмостках которого разыграется вечная история любви и смерти, расхожий сюжет об Орфее и Эвридике. В сущности на поверхности общего между этими фильмами одного режиссёра, ставшими экранизациями пьес, немало: в обеих произведениях, жанрово смешивающих комедию и драму, главный герой или умирает, или уже умер, основную драматургию обеспечивают герои второго плана, действие клаустрофобически оказывается замкнутым в пределах условного театра, а простота изложения кажется дико обманчивой, фиктивно неизобретательной. Да и итог обеих картин вроде бы рифмуется в канон «театр=жизнь».

    Но если» Любить, пить и петь» напрочь отвергал привычные для Алена Рене игры с реальностью, то эта картина, использующая мотивы двух пьес Жана Ануя, «Эвридики» и «Дорогого Антуана» при всей фабульной незатейливости и некоей стилистической…

    Читать дальше
  • Хиросима, любовь моя Отзыв о фильме «Хиросима, любовь моя»

    Военный, Драма (Франция, Япония, 1959)

    - Ты ничего не видела в Хиросиме, ничего. - Я все видела, все.

    Этими словами начинается фильм. Слова на фоне сплетающихся тел и документальной хроники ужасных последствий атомной бомбы. Смелое решение. Фильм - исповедь героини. Ее переосмысление прошлой любви через призму нынешней. Ее монолог плавно течет, такое ощущение, что она впадает в медитацию, постепенно погружаясь в прошлое, пытаясь его принять, осмыслить и отпустить. Потому что там, в прошлом, в Невере, после невозможной любви между молодой француженкой и немцем-оккупантом, осталась выжженная душа. У нее своя Хиросима. В своем монологе, в своей исповеди она проходит, проживает свою Хиросиму еще раз. Любовь, позор, подвал, безумие, попытки жить и чувствовать. Исповедь дарит очищение и..надежду. время ничего не лечит. Ничего нельзя забыть, можно только отпустить.

    Алан Рене довольно свободно обращается с трагедеей, произошедшей в Хиросиме, демонстрируя ужас, обнажая самые неприглядные человеческие увечья. Проводя ассоциации личной трагедии и трагедии всего человечества. Возможно, пережив свою трагедию, человек…

    Читать дальше
  • Курить/Не курить Отзыв о фильме «Курить/Не курить»

    Комедия (Швейцария, Франция, Италия, 1993)

    Эстетский негодяй Ален Рене, чья тяга к формалистским экспериментам и постмодернистским экзерсисам, никогда не являлась лишь чистой игрой, в отличии от куда как синефильски изощренного Риветта(при том, что оба постановщика обьективно воспринимали кинематограф как исключительно пуристский вид искусства, вне всяких жанров и нарративных рамок), экранизируя пьесу английского драматурга Алана Эйкборна "Внутренние замены" в 1993 году в картине "Курить/Не курить", лишь кажется, что довел обственное восприятие окружающей реальности до степени абсолютной многослойности, сиречь окончательной условности, где возможно все что угодно, как угодно и когда угодно, вслед за драматургом вмешиваясь в естественный ход событий и порядок вещей, исконно подвергая сомнению все ранее показанное до. Вместе с тем фильм Рене в своем киноязыковом пестроцветье опирается на эстетику театральной камерности, чтобы придать большее ощущение витальности собственным героям, на сей раз не тотальным авторским метафорам, гомункулусам черной магии кино, но вполне обыкновенным персонажам, со своей историей и предысторией,…

    Читать дальше
  • Провидение Отзыв о фильме «Провидение»

    Драма (Швейцария, Франция, Великобритания, 1977)

    На первый взгляд кинематограф и литература не могут быть тождественны друг другу, хотя в первооснове их лежит всегда рассказывание историй и поступательное распутывание зловещего клубка авторского повествования, видения, сознания. Литература большей частью аппелирует к исключительности логоса, лишь затем препарируемого в образ, автор и читатель буквально взаимодействуют друг с другом; тогда как кинематограф это всегда чужие сновидения, в которые зритель вовлекается сразу. «Провидение» Алена Рене претворяет в жизнь безусловное растворение в творении, причём не столько зрителя, сколь самого автора, главного героя ленты Клайва Лэнгэма, в канун своего 78-летия оказавшегося в прямом смысле в заложниках собственного воображения, в тисках собственного искусного вымысла, которым он перелицовывает свою и чужую жизнь и смерть, предаваясь постепенно роковому безумству тотального одиночества, виновником которого, впрочем, стал сам подряхлевший беллетрист.

    Воображение писателя рисует людей, которых никогда не было; создаёт миры по ту сторону обыденности; придаёт суть и смысл вещам порой…

    Читать дальше
  • Мой американский дядюшка Отзыв о фильме «Мой американский дядюшка»

    Драма, Комедия (Франция, 1980)

    В жанре значится комедия, но комедией здесь и не пахнет. По крайней мере для меня. Весь фильм похож на какое-то крайне занудное исследование человеческой природы на фоне экспериментов над крысами в том числе. Мне давно не было так скучно. Особенно первые полчаса - это просто проверка на терпение. Если бы не моб, бросила бы на первых десяти минутах. Потом становится поинтересней, но всё равно не моё.
    Ещё и довольно депрессивно на самом деле. Возможно, в фильме пытались донести какую-то глубокую идею, но подача совершенно отбивает желание вникать.