Отзывы о фильме «Аватар»

Аватар

Аватар

Боевик, Научная фантастика (США, 2009)

Рейтинг IMDB: 7.8 (1 012 985 голос)

Отзывы

  • Пересматривать фильм «Аватар» после новогоднего бума стало для меня новогодней традицией, как в своё время просмотр Титаника на восьмое марта. Приятно, что зачинателем обеих традиций стали работы Джеймса Кэмерона. В который раз возвращаюсь к фильму, который уже пересмотрен многими раз двадцать. Сколько ни читал рецензий на его фильмы, а всё равно не могу оценить прелесть режиссёрских картин, ведь каждый раз он снимает что-то вроде маленького чуда, которое сквозь границы фантастики и реальности показывает нам что-то важное. Каждый раз в своих фильмах Кэмерон восхвалял нравственные чувства и презирал нашу отрицательную сторону. Его фильмы о Терминаторе были чем-то сродни социально-фантастическим фильмам, где сквозь образ терминатора нет-нет, да и увидишь посланника дьявола, который хочет уничтожить мессию в зародыше и этот фильм действительно чем-то напоминает осовремененный библейский сюжет. Далее поделюсь впечатлениями от знакомства и мыслями по этому поводу.

    Повествовательный критерий. Нам показывают драматичную историю морпеха Джейка, биография которого включает в себя не только фразы «Родился, жил и умер», но и некоторые заслуги перед родиной, за что его, конечно же, не забудут и возможно даже выделят деньги, чтобы излечить его ноги и он сделал бы первые шаги. Но судьба оказалась жестока и помимо всего прочего у него отняли единственного брата «жизнь за бумажник»- глупо жертвовать своей жизнью из-за денег и я до сих пор не могу понять грабителей, которые творят такие дела. Джейк попадает на Пандору, где начинает новую жизнь… При внимательном просмотре можно углядеть цитаты из Покахонтас, но настолько ли это важно, когда к разработке лора подошли настолько дотошно, что для На’Ви разработали целый язык, такого не делали со времён Толкина, подарившего миру красивый и волшебный эльфийский диалект. Также интересно взаимодействие между такими разными персонажами и их отношение друг к другу.

    Доминирующей идеей здесь является метафора колонизаторского начала и экологического терроризма. Люди в поисках комфортной жизни уничтожили свой дом, и им пришлось исследовать целую Вселенную, чтобы найти новую планету, богатую ресурсами, чтобы завоевать её и подмять под себя. В противостояние с человечеством вступают На’Ви. Каждый представитель этой расы чем-то отличается, какими-то духовными качествами: кто-то хорошо поет, кто-то умеет общаться с миром духов, и На’Ви в своем роде гораздо лучше многих людей. Залежи полезного ресурса, ради которого сюда и прибыли люди, чтобы обеспечить себя деньгами и заработать на лишнюю порцию пива и чипсов. Простите за этот пафос, но сейчас уже так приелся этот символ американцев, которые уже этим самым пытаются завоевать другие народы. Ради какой-то невероятно малой цели люди готовы уничтожить экосистему и целую расу, а вопрос о расовом предательстве это конечно серьезно, но так ли уж прав Куорич, который Ас в военной подготовке но ни черта не понимает в психологии существ, настолько закрыл себе глаза пеленой страха и ненависти к гуманоидам, он просто боевая машина в руках коррупционера Селфриджа, который обеспечивает финансовую сторону всей их операции, который получит на Земле вдове больше за добычу этого металла, который даже науку окупает. Он ослеплен деньгами и возможной властью и даже когда люди наблюдают как их военные уничтожают леса На’Ви, на его лице даже эмоции напускные, для него это всего лишь срубленный лес, отведенный участок земли, который пойдет на строительство дорог и супермаркетов и прочих радостей человеческой жизни. У Оматикайя действительно практикуется культ единения с природой, и они общаются с ней, считая ее Высшим Разумом природы, которая дает им все что нужно. Они засыпают на земле под большим листом и знают, что земля их согреет, а листок защитит от дождя. У людей это называется вера, они настолько уверовали в природу что просто не знают ничего другого, их мир настолько идеален, что кажется, будто здесь нет место для зла, это практически Маленький Рай, но люди влезли со своим уставом в чужою монастырь и им, простите за выражение «обломали рога»! Оматикайя, объединившись с другими народами и с несколькими людьми доказали всем остальным что никто не смеет посягать на их Землю и уничтожать их мир.

    Визуальный критеррий или как снято. Первое что стоит похвалить это воссоздание красоты местной флоры и фауны, большую часть денег истратили именно на это и герои вместе с зрителями путешествуют по этому миру, привлекающему каждым деревцем, каждым кустиком, даже цветы здесь настолько эффектны, а как красивы летающие цветки — это просто рай для биолога ботаника, что не однократно отмечает персонаж Сигурни Уивер- Грейс Оугустин. Внешность племени На’Ви тоже воссоздана не с помощью бутафории, а современных технологий. Также стоит отметить применение 3D-технологии в работе над данным фильмом. В кинотеатрах захватывал каждый кадр. Казалось, что каждый листок, каждая пущенная в противника стрела прилетит тебе в голову. Достижение такого мощного эффекта присутствия было бы невозможно без грамотного применения технического оборудования в работе над данной лентой. Также необходимо отметить композиторскую работу. Джеймс Хорнер работал ранее над Титаником. Ему удалось написать чёткие проникновенные мелодии, особенно заключительная удалась на славу. Каждый потраченный доллар был не зря, кассовые сборы тому доказательство. По этому критерию претензий нет.

    Актёрская игра. Сэм Уортингтон сыграл Салли хорошо, дал зрителю почувствовать изменения, произошедшие с его героем, от откровенного безразличия до полного проникновения чужими идеями. В нашем дубляже говорит голосом Александра Ноткина. Актёр работает в основном в сериалах и фильмах от Марвелл, но мне запомнился его небольшим эпизодом в фильме «Мне бы в небо». Зои Салдана воплотила Нетири, идеальное попадание в образ, Мария Цветкова-Овсянникова дала актрисе свой голос и получилось идеальное сочетание. Стивен Лэнг также запомнился, получился идеальный бравый вояка, в нашем дубляже говорит голосом Владимира Соловьёва, известный актёр, много работал в дубляже Бондианы. Джованни Рибизи, Джоэл Дэвид Мур, Мишель Родригес, — каждый из актёров отлично вписался в предлагаемые сценарием характеры и обстоятельства. По этому критерию вопросов не имею, получилось сыграть хорошо, ни один не вызывал отвращения. Да и не люблю я выискивать косяки в игре актёров, если они на глаза не лезут.

    Вердиктируя. «Аватар» — один из лучших фильмов Джеймса Кэмерона, который определенно занял место в истории кинематографа. Все прекрасно сочетается и в итоге нам дает невероятную философскую подоплеку, которая говорит много о человеческих недостатках и существование На’Ви как антипод человека, который становится все ниже и ниже в нравственном отношении. Определенно десять и в разряд лучших фильмов первого десятилетия, безоговорочно! (сияющая звезда в конце пути нулевых) Всем Добра и приятного Просмотра!

  • Фильм замечательный. Три часа пролетели на одном дыхании. Читала один из отзывов, что трудно восторгаться человеком, который предал свою расу. Но ведь смысл совсем не в этом? Хотелось бы, чтоб хотя бы один человек из сотни посмотревших задался вопросом: не слишком ли далеко зашло человечество вмешиваясь в красоту и совершенство? Да, да, я помню - это красивая сказка! Но такие фильмы лично меня заставляют задуматься о существующих мировых проблемах.

  • Лучше посмотрите Последний Самурай всё то же самое,
    но только со смыслом.

  • «Если у кого-то есть то, что тебе нужно – объявляешь его врагом, а потом спокойно грабишь»
    (Цитата из фильма «Аватар»)

    Накануне, в процессе просмотра финала года по «Что? Где? Когда?», совершенно случайно наткнулся на рекламу нашумевшего в своё время фильма Джеймса Кэмерона «Аватар». И хоть я обычно трейлеры практически никогда не смотрю и полезными их, как правило, не считаю, тот, что был показан на «Первом канале», меня зацепил. Потому я уже сегодня, не дожидаясь телеэфира, посмотрел этот фильм (причём в расширенной версии), хотя раньше он меня особенно не интересовал. И нахожусь сейчас под сильным впечатлением!

    Признаюсь честно, вплоть до сегодняшнего дня мне казалось, что «Аватар» – картина исключительно для подростков и демонстрации технологии съёмки и монтажа компьютерной графики и натуры в 3D с её последующей демонстрацией на большом и не очень экране. Сама сюжетная завязка представлялась мне не только малоинтересной, но и совершенно высосанной из пальца. Как же я ошибался!

    «Аватар» оказался фильмом рубежным для всего мирового кинематографа. Мы как современники это не до конца осознаём, но стоит признать факт, что именно с «Аватара» полновесно началась новая эпоха в истории кино, ознаменованная союзом высоких компьютерных технологий с традиционными съёмками натуры и игрой актёров. Именно этот фильм сделал 3D общепринятым форматом кинопоказов наряду с 2D. Именно он показал, что в воронку максимального в истории кассового успеха можно попасть дважды подряд одному и тому же стрелку с двумя разными снарядами (первым попаданием, как вы помните, был «Титаник»).

    Но это не пластиковая, пустая и бездушная иллюстрация современных технологий, перенесённая на киноэкран. Она насыщена подтекстом, контекстом и глубиной замысла, через которые в неё вдохнута душа по-настоящему высококачественного и самобытного художественного творчества.

    Кэмерон снял масштабное полотно, на создание которого потрачены колоссальнейшие усилия. И видно, что и усилия, и огромные финансовые средства были вложены не зря. Труд учёных в разных областях придал «Аватару» реалистичности в тех вопросах, в которых это было действительно важно, а остальное помог раскрыть творческий талант самого Кэмерона и подчинённых ему актёров.

    «Аватар» выглядит действительно красиво. Очень, ОЧЕНЬ красиво! И очень реалистично, если учесть, что речь идёт о научной фантастике. Картина полна сложных спецэффектов, прорисовка и проработка вымышленных персонажей (включая целую расу На'Ви, тех самых знаменитых синих высоких обитателей Пандоры) поражает воображение, ведь ведут они себя абсолютно так же, как живые существа, у них даже мимика совершенно реалистична! При этом флора и фауна показанного Кэмероном мира поистине впечатляет разнообразием представленных видов.

    Отдельно хотел бы высказаться относительно космоса. И сами космические сцены и космические корабли (коих в фильме не очень много, но тем не менее), и сцены полётов различного рода летательных аппаратов, и роботы-экзоскелеты проработаны на уровне эталона жанра, несравненных «Звёздных войн». В них всё логично и, насколько я могу судить, физически обоснованно, но есть место и научной фантастике в вопросе того, до какого уровня к 2154-му году, когда и происходит действие «Аватара», должны были развиться не просто сферические в вакууме, а существующие уже и сегодня технологии.

    Но, повторюсь, не одними техническими особенностями крашен «Аватар», да не они в нём и главные, на самом деле. Здесь Кэмерону удалось соблюсти баланс между впечатляющими техническими особенностями картины и тем, чтобы особенности эти не забивали собой сюжета. Порой, впрочем, бывает и так, что спецэффектами пытаются заткнуть откровенно слабые куски сценария. Но здесь этого нет и в помине!

    «Аватар» иллюстрирует вечную борьбу природы и человека, технического прогресса и стремления к сбережению мира вокруг себя, модернистского стремления переделать мир так, как кому-то из людей захотелось, и глубокой многовековой традиции. Фильм полон метафор, и уровни декодирования его смыслов многочисленны.

    Так, совершенно очевидно проглядывает, что картина эта является глубоко антиамериканской и, шире, глобально антиимпериалистической. Не случайно операция по усмирению На’Ви называется «Шок и трепет», подобно одноимённой военной доктрине США, направленной на страны Ближнего Востока. В бичевании пороков внешней политики своей страны, пытающейся на крови других народов строить своё счастье, Кэмерон беспощаден. И это даже не сатира, режиссёр явно воспринимает «Аватар» как зеркало, которое можно и нужно поставить перед современным ему и всем нам американским обществом и его внешней политикой.

    Разумеется, только подобной тематикой «Аватар» не ограничивается. Это история любви, уважительного отношения к традициям других людей и народов, которые хотят жить иначе, нежели сильные страны мира сего (в случае с фильмом – сильные миры сии) им навязывают. Это история взаимодействия виртуальной реальности с реальностью настоящей, к которой у режиссёра масса непростых вопросов и объяснимых претензий.

    И сюжет фильма вовсе не является плоским. От трогательный, милый, обоснованный, с массой аллюзий и реминисценций, понятных начитанному и сведущему в кинематографе зрителю. Впрочем, и без должного багажа знаний фильм смотреть интересно и даже, пожалуй, полезно.

    Как справедливо отметил в своём кратком отзыве на фильм кинокритик Антон Долин, «Аватару» удаётся одновременно и продекларировать лидерство Голливуда с его масштабностью, технологиями и ориентацией на массового зрителя во всём современном кино, и показать важность авторского замысла в этом самом современном кино, способности создателей картин глубоко проработать ту или иную тему. Отсюда и коммерческий успех, вполне органично сочетающийся с высоким качеством картины – не самая частая в современном кинематографе комбинация. Вот и я фильм воспринял в однозначно положительном ключе, хотя в целом Голливуд недолюбливаю, и это ещё мягко сказано.

    В процессе просмотра «Аватара» я неоднократно ловил себя на мысли о том, что этот фильм может стать для современных подростков тем, чем для меня стали в их возрасте «Звёздные войны» (и, кстати, совершенно не случайно в этой связи, что Кэмерон взялся делать из «Аватара» эпопею в пяти частях). Он может стать одним из первых шагов на пути к постановке ключевых жизненных вопросов и определению личностных ориентиров, на пути к классике кинематографа, литературы, живописи, музыки. У «Аватара» всё для этого есть, да и в нём самом заложена масса смыслов, которые можно долго открывать и заинтересованно изучать, обращаясь к различным отраслям человеческого знания. Хотя бы за это Кэмерона и компанию следует поблагодарить.

    В завершение расскажу одну историю, которая показывает ещё и моё личностное отношение к сюжетной коллизии «Аватара». Я в школьные годы очень любил настольные варгеймы – стратегические пошаговые игры с использованием пластиковых миниатюр. Безусловным лидером этой индустрии является знаменитый Warhammer 40000. И так уж сложилось, что практически всегда мне в этой игровой вселенной была наиболее близка вызывающая у многих настольщиков-стратегов снисходительные улыбки раса тау. Пытаясь придумать для себя интересное и реалистическое сочетание самого себя как игрового персонажа-человека (именно человека, а не тау) и выбранной игровой расы, я приходил к неким концепциям, отчасти напоминающим ситуацию, описанную Кэмероном. И пусть ни о каком биороботе с внешностью тау в моих фантазиях речь не шла, сама коллизия взаимодействия человека с совершенно иной расой инопланетян была интересна мне давно. Это лишь усилило впечатление от и без того прекрасного фильма. И хоть, безусловно, указанная выше коллизия легко воспринимается как метафора реального мира и живущих в нём различных национальностей, лично для меня уровень понимания сюжета оказался чуть более расширен даже по сравнению с задумкой Кэмерона, как я понимаю её логически.

    Словом, фильм важный и совершенно замечательный, имейте в виду!

    8/10

  • Фильм очень красочный - это его огромнейший плюс.
    Насколько мне понравились виды природы Пандоры , горы и т.д., настолько же , пардон, стрёмными мне показались синие аборигены. Без синего цвета - чисто Голлум с хвостом.
    Все эти эпические битвы мне не особо близки, а их так много - очень утомительно было пережидать когда всё закончится.

    Но , тем не менее, я впечатлилась красивой сказкой.
    К огромному сожалению, есть один минус, который мешает мне воспринимать этот фильм позитивно. А именно:

    Когда авторы преследуют какие-то определенные цели, эти цели должны сразу же считываться зрителями. Это не означает стопроцентную очевидность, но как минимум должно быть задано направление в желаемую сторону.
    В данном случае направлений несколько - это и размышления по поводу жизненных ценностей, забота о природе, глубинная связь между природой и людьми, между людьми...
    Стоп!
    Разве людьми?
    Первая мысль, которая возникает "Боже, какие люди сволочи". И присутствие Грейс, пилота вертолета, ученых никак не ослабляет это возмущение людьми. Весь фильм меня смущала эта мысль.
    Но я все же думала "может я не понимаю каких-то метафор, есть какой-то скрытый смысл и мной он не понят".
    И вот конец фильма, который ставит точки над и - герой отказывается от своей сути.

    Для меня этот фильм - сомнительное содержание в очень красивой форме.

  • В первую очередь мне, конечно, понравилась красивая картинка, она заслуживает всяческих похвал, на первую половину фильма можно запросто релаксировать наслаждаясь выдуманными пейзажами. Сюжет к этому всему тоже подобран подходяще. Он прост, без внезапных поворотов или двойного дна. Эта такое медитативное размышление о том может ли человек жить в гармонии с природой или он создан исключительно для того что бы ее покорить и уничтожить. Можно ли просто жить и наслаждаться жизнью, а не бежать куда-то сквозь нее, именно неспешность повествования всей первой половины фильма дает это ощущение. Не нужно не чего переделывать, просто смотри на то что вокруг тебя и дыши полной грудью. Фильм бы мог мне даже понравиться не смотря на то, что я не люблю романтику, она здесь безусловно присутствует, но не выпячивается сверх меры. Разочаровала другое. Разочаровало то, что режиссер и сценаристы начиная с середины фильма решили, что они снимают все-таки экшен и ринулись с места в карьер. В результате в финале мы имеем забористую драчку с применением тяжелого вооружения, в которой герои разделились строго на команды "хороших" и "плохих" парней и пошли стенка на стенку, до уничтожения главного босса. А он - главный плохих - имеет одно желание уничтожать. Финал как полагается - "хорошие" победили "плохих" и никаких серых тонов и двойных толкований, ни у кого ни каких моральных дилем, а у зрителя нет повода поставить под сомнение произошедшее, поразмышлять над тем на какой стороне могли бы быть они.

  • До того, как я в этот раз пересмотрела фильм, я больше всего вспоминала его как первый фильм, который я посмотрела в 3D. Он, конечно, в свое время был абсолютной революцией в этом смысле и остается ей до сих пор. Даже когда я сейчас смотрю на разлетающиеся капли в 3D в начале фильма, я переношусь в далекий 2009й и вспоминаю свой восторг от съемки. Но в этот раз я гораздо больше прониклась историей, которая тогда показалась мне совсем никакой. Нет, история тут - явно не главное, и кажется, что создатели уделили ей намного времени, чем картинке, но это хороший пример того, что видение предметов искусства меняется вместе с человеком. Так что 5 лет занятия антропологией довольно сильно повлияли на то, как я смотрела Аватар в этот раз. Мне было намного интереснее следить за действиями антропологов в неизведанном мире, размышлять над проблемами, с которыми они сталкиваются. Мне была знакома тема противостояния между жаждой наживы и желанием сохранить священные места и свою территорию, которая очень актуальна в разных уголках земли. Я была в деталях знакома с ситуациями, где доминантные культуры считают возможным устанавливать свои ценности, и пренебрегать тем, что считается ключевым для «менее развитых» культур. Поэтому история Пандоры, хотя и довольно схематичная, была не только историей Пандоры, для меня это теперь гораздо более близкая история.

  • Я наконец-то решилась пересмотреть"Аватар" с детьми, мне казалось, что 10 лет - самое время. Чтобы не возвращаться к теме, отмечу - рано. Несмотря на условно хороший конец, много погибших "хороших", а главное - гибель дерева-гиганта были восприняты ребенком очень драматично.

    Что же до взрослых, ничего более зрелищно-яркого с сильной философской подоплекой относительно роли человека и человечества, "силе" денег и способности воли этой силе противостоять, единении человека (гуманоида) и природы еще не снято. Кэмерон конечно мастер, который способен из простого жанрового сюжета сделать шедевр. Я до сих пор помню, как я несколько минут не могла выйти иp кинотеатра после первого просмотра. Ничего до и после не поражало меня настолько, именно как комбинация визуального и смыслового контента. Подбор актеров, развитие сюжета с американскими горками от мирных пасторальных сцен до сумасшедших битв во всех измерениях, рисованный мир Пандоры, даже образ злодея, бомбящего мирных жителей с чашкой кофе - немного чересчур, но в контекст фильма он вписался абсолютно.

    Вне зависимости от вашего отношения к Камерону и подобным блокбастерам, "Аватар" нужно смотреть как страницу истории кинематографа, которой он несомненно является.

  • Вот давно хотела посмотреть что-то несуразное и инопланетное. Вообще что можно сказать о синих человечках? На самом деле я в них не верю и не верю в подобного рода казусы. Зато я знаю, откуда растут ноги у таких историй. Если не вдаваться в подробности о том, что фильм был поставлен по одноимённому мультику, если не вдаваться в то, что почти полностью скопирован сюжет «Принцессы Мононоке», напомню, вышедшего раньше «Аватара», то я не вижу смысла тратить время на этот фильм. Но, как говориться, как проверить, если не смотреть.

    А проблемы всё те же. На Земле запасы закончились, народ перебрался в космос, оттуда запасы и тырит, подспудно гоняя местное население, уж больно напоминающее местное население Африки. Разве что цветом отличаются. Не скажу, что это плохо, просто сюжет сам себя изжил за несколько лет до этого. Поэтому удивить зрителя чем-то уникальным не удалось. Ну, правильно, в качестве бонуса драки, драконы, совокупление при помощи волос и, в общем-то, жизнь прекрасна. Добавим сюда парочку десятков смертей, ну по закону жанра без этого нельзя и вперёд, организуем очередную кино-войну.

    Сцены допустим, неплохи, мелодрама, в общем-то, тоже есть, но не тронуло, совсем и не капельки. Чего-то здесь много фальшивости, да и как вы предлагаете спасать народ, когда совершенно ничего не делаете, тупо стоите и всё. Да и эти контейнеры, сине-зелёные люди, бегающие в округе, любовь-морковь, ну уж извините. Вполне можно было создать обычный фильм, без спецэффектов, но с эмоциональным подтекстом, вот вам и итог. Ну и типичная тема лузера, аля и человеку, которому совсем плохо есть место в нашем мире. Нет ну похвально, что Джейк так решил свою проблему и так сказать вспомнил свои навыки по боевой службе, но хрен вам это конец. В таком мире и на такой планете постоянно нужно бороться и учесть что есть продолжение, я не думаю, что маразм на этом завершиться.

    Скажем так, фильм лично для меня на один раз. Посмотрела вечерком с мужем, утром уже забыла. При этом не надо вдумываться во всю эту котовасию. Хотя актёры и мои любимые и давно мне знакомые, но лучше бы они снялись в чём-то более осмысленном.

  • Смотрела фильм, когда его показывали в кинотеатрах. И если честно, нет никакого желания его пересматривать. Да и не за чем - спустя 11 лет я помню весь фильм от начала до конца. Я очень разочарована этой работой. Да красиво, да необычно - такого зрелищного и масштабного фильма на тот момент не было. Да мне понравились местные синие туземцы и фантастичная флора и фауна...но...сюжет здесь настолько простой и примитивный! уже тысячи раз такие истории были, в любом боевичке такие же персонажи и герои - ничего нового. Посыл - слабый и есть более достойные работы, которые лучше это показывают - та же принцесса Мононоке, Навсикая, Покахонтас и многие другие - и они в сравнении с охренительной компьютерной графикой цепляют за живое. Здесь нет. Наблюдать сюжет было настолько скучно, что я еле выдержала до конца. Финал очевиден - ничего неожиданного. Для меня фильм не несет никакой ценности, его не хочется пересматривать. В который раз убеждаюсь, что спецэффектов не достаточно чтобы перекрыть унылый сценарий. А дальше я вижу выжимание денег из последующих частей, растянутых аж на 30 лет вперед. Так что я вообще потеряла всякое уважение к этому проекту.

  • «Аватар» - сказка, в которой очень много смыслов, нюансов и технологических инноваций. Её интересно смотреть и детям – летающие острова, племя дикарей, и взрослым – они почувствуют себя прогрессивными, как бы переиграют историю с геноцидом индейцев, и интеллектуалам, которые могут угадывать, на какие книги опирался Кэмерон при создании.