На Верхней МасловкеДрама (Россия, 2005) Режиссер: Константин Худяков
|
Отзывы
-
Zatv
11 ноября 2013 г., 18:45Признаюсь, после прочтения аннотации к этому фильму, сразу возникла настороженность. Главных героев охарактеризовали, как принадлежащих к уникальной породе настоящих, рафинированных интеллигентов. Практически вымерший на сегодня тип или, в подавляющем большинстве случаев, достойный только жалости.
Но первые фразы, произнесенные Фрейндлих, заинтриговали. Добротный литературный язык нынче стал такой редкостью, что сразу обращает на себя внимание. Что, в общем-то, и не удивительно - фильм поставлен по повести Дины Рубинной.
***
Главная героиня, которую играет Алиса Фрейндлих – скульптор, профессор, множество раз заслуженный деятель и т.д., чья молодость пришлась на общение с французскими импрессионистами. Но мы застаем ее 80-летней женщиной. Неприспособленной к жизни «рафинированной интеллигентшей», которую обкрадывает регулярно приходящая хабалка. И даже ее постоялец, проживший с ней бок о бок 15 лет (Евгений Миронов, играющий режиссера театра), и ставший ближе, чем родные дети, будучи молодым, в общем-то, человеком, не может ничего противопоставить этой наглеющей бабе, кроме как обхватить руками дверь холодильника. За что и поплатился разбитыми о голову яйцами.
И у меня возник неожиданный вопрос, а может ли интеллигенция, главными определяющими признаками которой должны быть честь и достоинство, выжить не будучи маргиналами? В бизнесе – вряд ли. Слишком циничны в нем условия существования. По крайней мере, в российском. На госслужбе? Тоже вряд ли. А все остальное в России позволяет вести существование только по остаточному принципу.
Выходит, либо принципы и обочина жизни, либо компромисс и получение своей доли жизненного успеха выше среднестатистического.
Печальная картина. Но виновата в ней сама интеллигенция. У ней был исторический шанс – перестройка, пассионарный подъем, когда она могла выработать общественные нормы статусности, и к ее мнению еще прислушивались. Именно она могла ввести в этот параметр нормы духовности и социальной ответственности. Но она погрязла в собственных дрязгах и разборках, урывании куска большого пирога. А те единицы, которые имели незыблемый авторитет в обществе, даже не могли внятно сформулировать свои мысли. (Выступления академика Сахарова на трибуне Съезда народных депутатов представляли собой достаточно грустное зрелище).Вот такие мысли навеял этот очень хороший фильм.
-
Delga-kino
6 января 2019 г., 19:28"Каждый человек пишет свой собственный роман, только мало кому хватает честности выделить в нем себе эпизодическую роль..."
Очень добротное интеллигентное кино. О старости, любви и смерти. Любовь героев интеллигентная как они сами. Таких сейчас мало. Думается почти и нет, а если есть, то мы бы их не заметили, прошли мимо. А если есть, то какое это чудо, посреди тонн грязи и мусора рвущегося всем на глаза соблюдать внутри себя какое-то чудо живой души - незаметное, неброское, не требующее себе места под солнцем.
Смерть и старость - это то, о чем говорить неудобно и не принято, но вот таким языком как Худяков и Фрейндлих, Миронов, Бабенко - жизненно необходимо. Уход главной героини - "блаженная" кончина.
Очень сложные вопросы. Очень простой с налетом театральности киноязык. Очень светлое послевкусие.