Отзывы о фильме «Гадюка»

Гадюка

Гадюка

Драма (СССР, 1965)

Рейтинг IMDB: 7.5 (36 голосов)

Отзывы

  • Советский политически-ангажированный фильм, в котором все белые - бандиты и убийцы, а все красные - благородные бессеребряники, мечтающие о счастье всего трудового народа. По задумке автора вчерашняя гимназистка Ольга не по своей воле оказалась в самой гуще послереволюционного противостояния. "Белые недобитки" ограбили и убили ее родителей, для нее эта история тоже закончилась плачевно, потом ее расстреливали беляки... Ее судьба была предопределена: только с красными. А за свою живучесть она получила прозвание Гадюка. Романтически настроенная барышня всем сердцем поверила в идеалы борьбы за счастье всех людей. Будучи связной красного командира она не однажды попадает в сражение и стычки с белыми. В походной жизни ей, конечно, нелегко, вспомнилась "Гусарская баллада" :)... В мирной послевоенной жизни тоже далеко не все получалось, скабрезные намеки и перешептывания соседей и сослуживцев, трудно ей оказалось строить взаимоотношения в мирной жизни. Тема возвращения ветерана к мирной жизни поднимается достаточно часто: на войне жизнь бурная, рискованная, настоящая... А в мирной жизни спокойная, банальная и, кажется, бесцельная... После драйва и армейского братства трудно найти смысл в бесконечном переписывании бумаг... В целом фильм о женщине на войне интересен, но финал явно подкачал.. довели, конечно, человека... Но такое окончание излишне банально.
    По сравнению с современными фильмами тут все очень неспешно, камера подолгу задерживается на каждой картинке, все очень затянуто, постоянно хочется отвлечься, не хватает динамики.

  • К Алексею Толстому я отношусь с очень большим подозрением, но не могу не признавать, что он был талантливым писателем. Именно поэтому его книги никогда не оставляют меня равнодушной, они либо категорически не нравятся и приводят в ярость, либо покоряют сердце. Опытным путем я заметила, что очень не люблю в его книгах описаний 20-х годов, революции, что, вообщем-то, понятно. Его книги, свободные от этого политического пресса, доставляют куда больше удовольствия. Эту книгу я не читала, но фильм основан на ней, так что смело можно говорить о большом влиянии текста. Начало опять наполнило меня скептицизмом. Белые обязательно мерзавцы, красные - спасители. Но позже мне удалось отключиться от подобного черно-белого изображения. Образ главной героини захватил меня полностью. Балованная дочка богатых родителей, любительница романов и мечтательница, и вдруг в ее жизнь сразу вторгается насилие, боль потери, крах всего, что было для нее дорого. После этого она привязывается всей душой к тому, кто протянул ей руку помощи, но этого недостаточно, она еще и выбирает того, кто всей душой более за дело, словом, яркую личность. И за ним она готова и в огонь, и в воду, и на войну.
    Хочется воздержаться от спойлеров, поэтому перейду сразу ко второй части. Военные годы - годы кровавые. Но, порой, тем, чья молодость прошла в этих боях, кажется, что только тогда они по настоящему и жили, а все остальное уже не жизнь, а какое-то прозябание. Уже не испытать тех высоких порывов души, теряется острота восприятия, когда не ходишь все время на волосок от смерти. Хуже того, тебя начинают окружать не верные товарищи, ценящие пролитую кровь, а посторонние люди, с иными идеалами и стремлениями - как-бы жилплощадь расширить, как-бы льготы какие-то урвать, местечко тепленькое найти и прочее. Конечно, воевавшим за свои идеалы очень сложно вписаться в такой новый быт. А ведь войну сменил нэп, серьезный удар по чувствам коммунистов. Вот и наша героиня никак не может ужиться ни со своими соседями по квартире, ни на работе. Она везде чужая, непонятная, а поэтому за ее спиной начинают ползти всякие сплетни, слухи, дальше больше, ей начинают делать гадости. И однажды у нее просто не выдерживают нервы...

  • История о том, как трое мужчин (в отдельно взятую историческую эпоху) могут сломать жизнь женщине.
    Сколько раз может рушится привычный мир пока человек не сломается? У Ольги три раза. Первый мужчина сломал ее девический мирок. Под крылом родителей, с привычной обстановкой, с мягкой постелькой и романтическими книжками. Он был подонком и бандитом, пересеклись их дорожки не раз.А за живучесть получила прозвище Гадюка.
    Второй мужчина сломал в ней женщину. Не были эти намерения злыми. Он просто предложил ей новую веру. И новую жизнь, с оружием в руках, с уверенностью в собственных силах. И так под насвистывания Яблочка и скрип сапог из нее вымывалось женское. Но что ее выбило из седла окончательно? Конечно, смерть. И там уже по накатанной она стала кем стала.
    И вот третий. Он появился как призрак любимого из прошлого. Насвистывая до боли знакомую мелодию. Начальник с горячими речами. Настоящий человек, в этом болоте недобитых врагов. Которые как могут ее выживают, за то что она не такая. А Ольга могла изменится. Она не глухая. Когда ей в открытую сказали, что не так она меняется. И в ней еще жила эта наивная девушка. Но это последний мужчина говоривший одно, а поступающий по другому.

  • У фильма были очень большие шансы остаться недосмотренным.
    Его первая половина преодолевалась усилием воли с тяжелыми вздохами. Было тяжело пробраться через этот бодрый патриотизм, как героине и её полку взять мост. Раздражало строго разделенное на белое черное, без полутонов, отношение к участникам революции.
    Но позиция героини понятна, еще вчера жила под опекой родителей, играла на рояле. Одна ночь и Ольга лишилась всего. Есть жажда мести и есть наставник.
    Вторая часть - мирная жизнь, оказавшаяся не менее кровожадной, тоже требующая боев, пусть и других, и с менее понятными правилами.
    Самостоятельная жизнь вне полка потребовала других, чуждых навыков. Откуда после категоричности войны взяться изворотливости, приспособленчеству. Но эти качества оказались в избытке у переждавших смутные времена, тех кто начинает высовывать головы из нор, с чистой от трусости, невмешательства и бездействия репутацией. Она расправляют спины и начинают отвоевать себе место под солнцем, не боясь провоцировать тех, у кого есть позиция и принципы, ставят под сомнения заслуги, оговаривают, судят и осуждают то, о чем не имеют ни малейшего понятия.
    Вокруг процветают пустые беспринципные «лялечки», а падкие на них «большие коммунисты» тем не менее, поучают не увлекаться шелковыми чулками, пудрами, шляпками, ведь «это болото затянет вас, и вы погибнете!». Ольга видела в Бабичеве родственную душу, человека которого видела в настоящем деле, в бою, как не растеряться от такого противоречия слов и дел, в одиночестве, с ушедшей из под ног почвой.
    Но он появился, тот самый человек, из предыдущей, понятной жизни, который мог бы устроить, оградить и отогреть… Он этим и занимается с беспризорниками, но даже не догадывается, что в нем нуждаются и вчерашние герои, не принятые сегодняшней реальностью, одинокие, неприспособленные к новой жизни люди. Но он не успел.
    Нельзя судить о том, кто получил по заслугам, кто безвинная жертва, чтобы не вернуться к той же неповоротливой категоричности первой части.