ЧучелоДрама (СССР, 1984) Режиссер: Ролан Быков, Аркадий Хайт
|
Отзывы
-
Shishkodryomov
23 августа 2015 г., 00:51Вряд ли кто-то не смотрел этот гениальный фильм, но, пересматривая его раз в десятый, обращаешь внимание совсем на другое. Никогда не замечал - как ужасающе и со смыслом в "Чучеле" показана советская действительность. Очень осторожно, практически за кадром, буквально по секунде - то очередь сгорбленных старушек, покупающих какие-то огромные пакеты с порошком, то темое-черное окно в пивную, где стоят люди в старых плащах. Гримасы общества, тем контрастнее сейчас все то, что так и не изменилось.
-
Tsumiki_Miniwa
30 июня 2015 г., 09:39Совсем недавно перечитала повесть В. Железникова «Чучело». Подходила я к этому с осторожностью, боялась, что прошлое впечатление сотрется, обмельчает, и уже не будет прежних эмоций, но желание снова окунуться в атмосферу книги пересилило этот страх. Помнится, в свое время в школе я плакала над этой книгой навзрыд. Настолько сильное впечатление она произвела на меня. Ну да, речь не о книге. Скажу лишь только, что и по прошествии времени книга все также впечатлила меня. Те же эмоции, дрожащие руки. Ценность хорошей книги не проходящая.
Не смотря на любовь к данной повести, посмотреть полностью фильм Ролана Быкова мне не удавалось ни разу, хоть и хотелось неоднократно. Однако время пришло, и вот я познакомилась с ним. Как-то прочитала, что повесть Железнякова имела в обществе большой резонанс. Советский читатель отказывался верить в то, что дети могут быть жестокими, могут презирать, ополчаться против кого-то, откровенно унижать. С бурей негодования столкнулся и Ролан Быков, решившийся снять по данной книге фильм. Одни требовали фильм уничтожить, так как он «позорил честь советских детей», другие наоборот восхваляли Быкова.
Фильм меня поразил, просто ошеломил. И это касается не только и не столько пейзажей, замечательных советских картинок (словно в другую эпоху окунаешься), но и игры актеров. Сложно поверить, что играют молодые ребята. Эмоции, жесты, воссоздаваемые характеры – выше всяких похвал. Конечно, больший эффект на меня возымела игра Кристины О. и Ю. Никулина. Я словно пропустила все переживания через себя, словно сидела с ними за столом, стояла возле лестниц, картин. Внутри все переворачивалось буквально, когда Ленка произносит монолог, что нельзя бежать от толпы.
Можно долго говорить о том, что детская жестокость всегда имела место. В любой школе прошлого и настоящего, столицы и небольшого провинциального городка найдется такая компания. Всегда будут кто-то вроде Ленки, я не говорю о характере, скорее о положении загнанного зверька. И всегда будут две стороны – защищающие образ ребенка и защищающие правду. Какой придерживаться, каждый решает сам. Пронзительный фильм, достойная экранизация замечательной повести. -
Naelin
30 июля 2016 г., 22:16Кто-то из детей становился объектом травли. А кто-то сам травил. Кто-то из разряда одних переходил в разряд других. Кто-то начинал травить, потому что его травили. А кто-то просто молча смотрел, чтобы его не трогали или считали своим. Травят или слабого, или того, кто сильно отличается от других. Того, кто не может за себя постоять в силу тех или иных причин. Лена Бессольцева оказалась, во-первых, новенькой в классе, во-вторых, внучкой известного на весь город "чудака", и, в-третьих, наивной, доброй и слегка оторванной от жизни девочкой. Неудивительно, что она сразу стало объектом насмешек. Но в классе оказался рыцарь - Дима Сомов - мальчик умный и стремящийся быть храбрым и смелым. Так завязалась их дружба до одной роковой случайности. Лена, прозванная Чучелом, взяла вину на себя и стала в классе изгоем, над которым издеваются и даже бьют.
Удивительное для двенадцатилетней девочки чувство самосознания, гордости и ответственности выделяют Лену на фоне других детей. Всё произошедшее с ней становится огромным толчком к взрослению и раскаянию над собственными ошибками. Рассказывая обо всё произошедшем дедушке, Лена с необыкновенной наблюдательностью толкует собственные поступки и поступки других детей. Дети жестоки - эта много раз озвученная банальность не перестает быть истиной. Но Чучело, не смотря на свой символичный акт в парикмахерской, не становится чучелом, уподобляясь остальным детям. Она не сломалась, не ожесточилась, не стала инициатором новой травли - и в этом её сила. Очень сложно не ответить ударом на удар, тем более ребёнку, но ответ Бессольцевой ударил не только по предателю, из-за которого она настрадалась, а по всем травившим, ведь даже "Железная Кнопка заплакала".
Каждый ребёнок может проявить свою жесткость по-разному и из-за разных причин. Так живодёр Валька не вызывает уважения у своих товарищей и сразу записывается в отъявленные хулиганы. Но Железная Кнопка, выращенная на книгах о войне и историях о героях и предателях, ставшая инициатором травли, действует, как она думает, в благих целях. Ведь каждый предатель должен быть наказан. Вот и оказывается, что школа всегда - это не просто знания, уроки и домашние задания, но и школа жизни. И, как показывает жизнь, из бывших школьных хулиганов могут вырасти вполне достойные люди. Может быть, именно благодаря таким случившимися с ними историям.
"Чучело" - прекрасное кино о школьной жизни. Неважно, сколько прошло лет, взаимодействие детей в группе не изменилось. Другое дело, что вынесет ребёнок из такого негативного опыта и как выйдет из него. Задача родителей - научить ребёнка противостоять травли, уметь защитить себя, отстоять своё мнение и самому не стать агрессором. Только вот с Леной рядом оказался один лишь дедушка, узнавший обо всём слишком поздно, но сумевший, в конце концов, принять верное решение.