Обсуждение фильма "Альфавилль"
За фильм проголосовали: MarinaDedales , LynxJunior , sam , Zaraza , Kassie_Lawliet , tout_va_bien .
Альфавиль (1965)
Альфавиль — тоталитарное общество, находящееся в миллионах световых лет от нашей планеты и управляемое электронным Альфа-мозгом. Создал его сбежавший с Земли профессор Носферату, скрывающийся здесь под именем фон Браун.
На Земле опасаются инопланетного вторжения, поэтому частный детектив Лемми Кошен получает задание — вернуть назад или убить профессора. Прибыв на место, Лемми влюбляется в его дочь Наташу (24-летняя Анна Карина, муза «раннего» Годара).
Какие ощущения от фильма?
Сюжеты каких книг/фильмов напоминает "Альфавилль"?
Подошёл ли Эдди Константин на главную роль в фильме?
Смотрели ли что-нибудь ещё у Годара? Насколько "Альфавилль" отличается от того, что уже видели?
Ветка комментариев
Написать комментарий-
Я очень-очень старалась, но так и не смогла осилить сие творение до конца. Я не буду сильно ругать фильм и режиссера, т.к. большая доля вины лежит на мне самой: надо было смотреть внимательнее, за что голосую. На что я рассчитывала? На старую добрую НФ, а получила неонуар, да не абы какой, а французский. И это при том, что, во-первых, я не люблю фильмы в этом жанре, и, во-вторых, все, что, так сказать, "made in France", я могу сразу обходить стороной - с вероятностью в 99,9% мне не понравится (проверено многократно опытно-экспериментальным путем).
Осознав, что вот уже треть фильма прошла, а за ней и половина, а я все пребываю в некотором непонимании, что вообще происходит на экране, полезла читать рецензии и критику и нашла на КП весьма занятный комментарий. Он большой, но кому будет интересно, можете почитать.спойлерВ рубежном для французского кино 1965 году Годар совершил прорыв в новое кино, в новую эстетику — своим знаменитым фильмом «Альфавиль». Фильм этот по ошибке был зачислен в «антиутопии». Видимо, французская критика и французский зритель ощущали в антиутопии сильную потребность. Но настоящая антиутопия появилась на французских экранах лишь в следующем — 1966 — году. Это был фильм Франсуа Трюффо «451° по Фаренгейту». «Альфавиль» же был антиутопией лишь по внешним признакам и в последнюю очередь. На самом деле это была пародия на антиутопию и — одновременно — пародия на «крутой» шпионский боевик a’la Джеймс Бонд.закрыть
Дело в том, что в середине 60-х годов Годару было, безусловно, неинтересно ставить классическую антиутопию в духе Замятина, Орвелла и Олдоса Хаксли. Их идеи к тому времени были давно переработаны западной общественной мыслью и включены в «канон». Вот над этим-то «каноном» Годар и издевался. Тоталитарная утопия в его фильме была не страшной, а чудовищно глупой, и глупо побивалась глупым противником.
Пародия была во всем. Во-первых, было совершенно непонятно, где разворачивались события — на Земле (и если на Земле, то где) или на другой планете (при том, что время действия высчитывалось элементарно — 1995 год). С одной стороны, герой вроде бы прилетел в Альфавиль «из других галактик», а Альфавиль был назван в фильме «столицей этой галактики»). С другой стороны, «галактика» Альфавиля была смехотворно сужена — в нее не входили Париж, Токио (в фильме именуется Токио-рама: пародия на распространенный в фантастике термин «видеорама») и Нью-Йорк (в фильме: «Нуэва-Йорк»). И вообще, кажется, вся остальная земля (кроме Альфавиля) объединилась в одно содружество (именуемое в Альфавиле «внешними странами») в духе идей конвергенции, так как главный герой фильма — Лемми Кошэн — прибывал в Альфавиль под характерным именем Ивана Джонсона, корреспондента газеты «Фигаро-Правда».
Сам Лемми Кошэн тоже был пародией, причем доведенной уже до нелепости. Лемми Кошэна Годар не изобрел — ни персонажа, ни его имени, ни актера, ничего! Лемми Кошэн — это подлинный герой серии третьесортных полицейских фильмов 40-х — 50-х годов, где его неизменно играл тоже третьесортный актер Эдди Константэн. Именно этого же Эдди Константэна Годар и снял в «Альфавиле» в роли Лемми Кошэна! Но это тоже не все. Лемми Кошэн — это, собственно, герой детективных романов английского писателя Питера Чейни: полицейский инспектор Лемми-Осторожность (Lemmy-Caution; Lemmy the Caution), то есть «Кошэн» — это не фамилия, а прозвище; и, заставляя всех в Альфавиле говорить «месье Кошэн», Годар попросту издевается над средним французом, который, как известно, не любит учить языки. Кстати, «Осторожностью» инспектор Лемми был прозван потому, что сначала стрелял, а уже потом выяснял, что, собственно, привлекло его внимание. И в фильме Годара он вел себя точно так же: в отеле чуть ли не с первых шагов палил из пистолета в прислугу, дырявя двери и зеркала, а в страшном угрюмом тоталитарном Альфавиле, управляемом безжалостной машиной, каравшей даже за малейшие проявления эмоций, никому, конечно, и в голову не пришло хотя бы отнять у него пистолет!
Фильм вообще перенасыщен издевками над «массовой культурой». Лемми Кошэн именуется в фильме «агентом 003» — это уже откровенная пощечина Джеймсу Бонду, отставшему на целых четыре ранга. Даже самый фильм начинается с пародийного закадрового голоса Лемми Кошэна: «Было 23 часа 17 минут по среднеатлантическому времени, когда я прибыл в предместья Альфавиля. Случается так, что реальность оказывается слишком сложной для нормального восприятия, и тогда она принимает форму легенды, путешествующей по всему миру». Это — откровенное пародирование стилистики «джеймсбондовских» романов, где герои без конца сбиваются с языка военных репортажей на псевдофилософские рассуждения.
Фильм щедро оснащен шаржированными атрибутами «масскульта». Он был так хорошо замаскирован под «триллер», что даже многие критики купились. Для потребителя боевиков тут все понятно и узнаваемо. Если уж показывают здание, где расположился злой правитель Альфавиля — электронный мозг Альфа, то непременно с бесконечными коридорами, с закрытыми дверями (так и ждешь, что из-за угла выйдет Штирлиц); если уж показывают главного жреца Альфы, то зовут его, конечно, фон Браун (как Вернера фон Брауна, про которого зритель хоть краем уха, да слышал) если уж Альфавиль — порождение «науки», то и улицы там называются, конечно, улица Энрико Ферми или улица Радиации (если обыватель не вспомнит, что Энрико Ферми — физик-ядерщик, то уж «радиация»-то его проймет наверняка!).
Штамп в фильме наезжает на штамп — с назойливостью, доходящей до гротеска. Если у «злого гения» фон Брауна есть дочь, то она, конечно, подсылается к Лемми Кошэну и, разумеется, влюбляется в него (это в обществе, где любовь и вообще эмоции неизвестны — представления о них смыты Альфой из мозга своих подданных!); сам фон Браун (тоже типичный персонаж комиксов и масскультовской фантастики — «сумасшедший ученый») оказывается элементарно доступен, и Лемми Кошэн убивает его без всяких сложностей, а уж всесильную Альфу-то бравый агент 003 побеждает, как мальчишку с грязной попкой — в два счета, загадав ей неразрешимую загадку. И т. д., и т. п.
Так вот, прочитав внимательно эту информацию, постаралась переосмыслить просмотренную половину. И... и ничего. Если это пародия, этакий своеобразный юмор, то я его не уловила. "Издевки" не нашли отклика в моем сердце, не захотелось мне посмеяться вместе с автором, поддакнув: "Да, так их, этих Бондов, так им и надо". Может, дело и в том, что мне не особо знакомо то, что высмеивал Годар. Пародия может рассмешить, только если хорошо знаешь "оригинал". И как я уже писала выше, не мой жанр, не моя "страна", а поэтому особо ругаться не буду.
-
На самом деле это была пародия на антиутопию и — одновременно — пародия на «крутой» шпионский боевик a’la Джеймс Бонд.
С бондианой очень хорошо знакома, но юмор не заценила, более того, пародию не обнаружила. Герои Годара и герои бондианы очень слабо смахивают друг на друга. Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба куда удачнее пародия. -
В какой-то момент, у меня появилась идея, что все подобные рассуждения - плод фантазии рецензента, что-то из разряда "что имел в виду автор, когда писал про синие занавески".
Если бы не написали про Бонда и про пародию, я бы даже не подумала их сравнивать. -
Дело в том, что в середине 60-х годов Годару было, безусловно, неинтересно ставить классическую антиутопию в духе Замятина, Орвелла и Олдоса Хаксли. Их идеи к тому времени были давно переработаны западной общественной мыслью и включены в «канон». Вот над этим-то «каноном» Годар и издевался. Тоталитарная утопия в его фильме была не страшной, а чудовищно глупой, и глупо побивалась глупым противником.
У вышеперечисленных авторов мир и осуществление контроля вышли внятными, а у Годара мир и то, как осуществлялся контроль, вышло совершенно невнятным, этому уделялось слишком мало времени, он зациклился на своём скучнейшем герое, который тоже не раскрыт. -
Для потребителя боевиков тут все понятно и узнаваемо.
Всё детство была потребителем боевиков. Плесневелый сюжетик этого фильма такой нудный, что ты засыпаешь, не хочешь ничего узнавать, не хочешь вникать.При том многие согласятся, что в культовых романах и боевиках их привлекает не столько логичность повествования, сколько общая атмосфера, харизма гг и красота картинки/текста. А вот у Годара с этим полный провал.
-
Если у «злого гения» фон Брауна есть дочь, то она, конечно, подсылается к Лемми Кошэну и, разумеется, влюбляется в него (это в обществе, где любовь и вообще эмоции неизвестны — представления о них смыты Альфой из мозга своих подданных!)
Не заметила, чтобы героиня влюбилась. Да, ей было любопытно, о чём это таком новом мужик вещает, но любовь? Серьёзно?