Обсуждение фильма "Осенняя соната"

Обсуждение фильма "Осенняя соната"

картинка Chagrin

Осенняя соната (швед. Höstsonaten) — художественный фильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана.


В своей книге «Картины» Бергман писал: «Я хочу сделать фильм о матери-дочери, дочери-матери, и на эти две роли я должен взять Ингрид Бергман и Лив Ульман — их, и только их…». Голливудская звезда и однофамилица (не родственница) режиссёра Ингрид Бергман никогда прежде не работала с великим режиссёром (фильм «Осенняя соната» стал одним из её последних фильмов). Лив Ульман после этой картины надолго перестала играть в фильмах Бергмана (вплоть до «Сарабанды»).

В своём фильме Бергман исследует тему взаимного непонимания родных. В «Картинах» он пишет: «В конце концов дочь рожает мать <…> Мысль о том, что Хелена <в окончательном варианте — Эва> рожает мать, довольно путаная, и, к сожалению, я её отбросил. Ведь персонажи следуют собственной логике. Раньше я пытался их обуздать и наставить, но с годами поумнел и научился разрешать им вести себя, как им захочется. Это привело к тому, что ненависть сцементировалась: дочь не может простить мать. Мать не может простить дочь. Прощение — в руках больной девочки». Любить и прощать в фильме умеют лишь страдающие, слабые люди.

Награды
1979 — Премия «Давид ди Донателло»
Лучшая зарубежная актриса — поделили Ингрид Бергман и Лив Ульман

1979 — Премия «Золотой глобус»
Лучший зарубежный фильм

1978 — Премия Национального совета кинокритиков США
Лучшая актриса — Ингрид Бергман
Лучший режиссер — Ингмар Бергман
Лучший зарубежный фильм

Делимся впечатлениями о фильме. Вопросы пока не знаю, какие задавать, потому что сама не успела его еще посмотреть. Но, я думаю, вы найдете вопросы друг для друга, уверена, что какие-то вопросы точно возникли)

Ветка комментариев

Написать комментарий
  • 

    Вот и я досмотрела фильм!
    Есть такие фильмы, в которых ничего не происходит, но они проникают глубже любых других фильмов.
    Тема, которую Бергман затронул в этой картине всегда на меня очень воздействует: отношение матерей и детей. Матери, не обласканные в детстве, эмоциональные инвалиды, проецирующие всю эту необласканность на своих детей. Взрослые, но такие дети, требующие к себе заботы и внимания.
    Мать приезжает к дочке и с первых минут видно, это это человек эгоистичный. С большим упоением она говорит о себе, своих горестях и страданиях. Но стоит Эве начать говорить о своем погибшем сыне, ей сразу становится неудобно, она отворачивается. Шарлотта из тех людей, которой нужно неустанное внимание, ей нужно быть непременно в центре: овации слушателей, тонны поклонников, она болезненно переносит, когда кто-то пытается переключить внимание с нее на себя. Особенно, если кто-то требует внимание с ее стороны. Иногда она как бы пытается образумиться, попробовать "играть" жену и мать, но, так как это идет не от ее сердца, не искренне, все ее попытки лишь доставляют мучение.
    Мать и дочь улыбаются, обнимаются, говорят друг другу приятные вещи, но все это представление длится лишь до тех пор, пока не произнесен вопрос: "Ты меня любишь?"
    Тут женщина превращается в маленькую девочку и всплывают наружу все ее чувства, это страшно слышать. О том, как она, маленькая, ждала мать, о том, как она ловила каждое ее слово, движение, как жаждала любви и ласки.
    Все слова сказаны и мать уезжает. И Эва понимает пишет матери письмо. Потому что с ней рядом находиться тяжело, но без нее еще хуже. И сколько бы нам не было, мы всегда остаемся детьми своих родителей, всегда стремимся к близости с ними.
    На мой взгляд, эта картина во многом перекликается с "Персоной". Фильм так же построен на 2 актрисах (которые играют просто шикарно), история несостоявшейся жены и матери, принесшая себя в жертву искусству. Но "Осенняя соната", конечно, таит в себе меньше загадок и от этого только ближе.

  • Согласен с вами полностью, и, действительно, у Бергмана есть личная "тема семьи" во всех фильмах. Мне очень нравится разность подачи в "Персоне" и в "Осенней сонате", многогранность).

    Я так понимаю, вы больше прониклись стороной дочери?

  • Да, я прямо физически ощутила, как ей нужна была любовь и забота матери, как она тянулась к ней, а та постоянно от нее сбегала, отстранялась от нее. Мне, как матери, о таких вещах даже думать сложно. Ребенку в детстве только мать нужна, все остальное вторично. От недостатка любви и все комплексы и поломанные жизни.
    Но, что интересно: если Шарлотта, недополучившая любви, стала плохой матерью, то Эва всю себя отдала ребенку, а потом и больной сестре.

  • Как хорошо, что имея ребёнка, вы это понимаете). Значит, уже человек другого поколения. Ведь многих из нас воспитывали люди, которые отдавали себя работе, карьере и важнее для них было в "голодные 90-тые" заработать деньги, отсюда столько наркоманов - детей, которым не уделяли достаточно внимания. Но я на стороне ее мамы, потому что после разговора со своей, почти в таком же духе, как показано в фильме, только без ненависти, я понял, что в этом нет ёе вины ни капли). Это жизнь, разные пути и разные личности. Можно или любить искренне человека с его недостатками, или отпустить и не портить миры друг друга. Испытывать такую ненависть и боль, обиду столько лет - путь в пропасть, яма, вырытая для самого себя.

  • Шарлотта даже не понимала, что что-то не так. Она считала что эти ее "занятия" дочерью делают ее счастливой. И, я думаю, матери еще часто считают, что мать для ребенка легко можно заменить чем-то другим: отцом, нянями, игрушками. Но это, к сожалению не так :(
    Я не думаю, что ее мать прямо так уж виновата, она сама жертва.

  • Да, Шарлотта жила в иллюзии, многие мамы думают, что если их ребёнок сыт, одет, здоров, учится, есть крыша над головой, есть игрушки, есть, кому за ним присмотреть, то как бы всё нормально. Но это не так... нужна ещё любовь и связь, доверие, моральная поддержка. Думаю, ей было реально больно услышать, что её дочь ненавидела её все эти годы, и что всё то предоставленное Шарлоттой "счастье", которая она была способна предоставить, оказалось недостаточным для её ребёнка... Страшный удар для любой мамы.

  • Такие отзывы на этот фильм вы отличные написали, и добавить нечего) Да, потрясающая актерская игра.

  • Я так рада, что тебе фильм понравился)
    Права я была, когда сказала, что Бергман "твой" режиссер?)

  • Даша, ну не совсем) Понимаешь, объективно фильм отличный, великолепная актерская игра, вечная проблема матери и дочери. Но субъективно - это не совсем то кино, которое я люблю, потому что то, что мне может нравиться в книгах (философствования, пространные расуждения, лирические отступления, неторопливость и жизнь, как она есть), в кино меня не цепляет. Как я уже писала раньше, кино для меня больше - развлечение, я люблю в нем динамику, экшн. Иначе мне становится скучно и я перестаю улавливать смысл. Поэтому я поставила 7 баллов. Это был хороший, но ооочень длинный (при небольшом хронометраже) фильм)

  • Ясно)
    Больше его не будешь с нами смотреть, значит?

  • Наверное, нет. Я хотела посмотреть "Сцены из супружеской жизни", но два с половиной часа в таком темпе я просто не осилю)

  • Ой, я его в кинотеатре смотрела, вообще время не заметила, как пролетело)

  • В кинотеатре интереснее, я там даже под фэнтези не засыпаю, в отличие от дома)