У суфиев есть легенда о Зеленом Хидре. Этот Пророк может принимать разные обличья или вкладывать свои слова в уста разным людям. И каждый человек, если захочет, может постоянно его слышать, говоря даже с идиотами, потому что некоторые слова произносит за них Пророк.
Главное – это услышать слова обращенные к тебе.
***
По-моему, фильм Чжана Имоу «Герой» развернутая иллюстрация этой легенды. Смотрящему на экран много раз говорят о сути происходящего, весь вопрос – готов ли он услышать сказанное.
Сюжет фильма на первый взгляд незамысловат.
Правитель царства Цинь поставил перед собой задачу создать великую империю, подчинив себе мелкие разрозненные, постоянно воюющие между собой княжества. Естественно остальные правители всячески сопротивлялись этому и завещали своим лучшим воинам отомстить за разграбленные и сожженные города. Цель жизни Большого Неба, Сломанного Меча и Летящего Снега, которые могут сражаться с целым войском – убить завоевателя.
…
Читать дальше
У суфиев есть легенда о Зеленом Хидре. Этот Пророк может принимать разные обличья или вкладывать свои слова в уста разным людям. И каждый человек, если захочет, может постоянно его слышать, говоря даже с идиотами, потому что некоторые слова произносит за них Пророк.
Главное – это услышать слова обращенные к тебе.
***
По-моему, фильм Чжана Имоу «Герой» развернутая иллюстрация этой легенды. Смотрящему на экран много раз говорят о сути происходящего, весь вопрос – готов ли он услышать сказанное.
Сюжет фильма на первый взгляд незамысловат.
Правитель царства Цинь поставил перед собой задачу создать великую империю, подчинив себе мелкие разрозненные, постоянно воюющие между собой княжества. Естественно остальные правители всячески сопротивлялись этому и завещали своим лучшим воинам отомстить за разграбленные и сожженные города. Цель жизни Большого Неба, Сломанного Меча и Летящего Снега, которые могут сражаться с целым войском – убить завоевателя.
Десять лет император Цинь скрывался от их мести в своем роскошном дворце, все более и более увеличивая вознаграждение за поимку, и никого не подпуская к себе более, чем на сто шагов. Пока наконец к нему не доставили молодого воина по прозвищу Безымянный (Джет Ли), который утверждал, что самолично убил всех троих. Причем не просто утверждал, но и представил необходимые доказательства. Правитель Цинь был потрясен увиденным и осыпал Безымянного благодеяниями: наградил золотом и землями, а также в знак особой милости позволил ему сидеть в десяти шагах от себя и вести беседу.
Весь фильм – это рассказ Безымянного, но император не был бы таковым, если бы не увидел ложь в его словах. Идущая сцена в рассказе молодого воина, затем неожиданно предстает совсем в другой интерпретации, и прежним остается только факт чей-то смерти (реальной или мнимой).
Но и это не главное. В самом конце понимаешь, что весь фильм это развернутая интерпретация двадцатого способа написания иероглифа «меч» (искусство каллиграфии и владения мечом родственны):
1. Единство человека и меча - это первая ступень воина, когда он отважно сражается.
2. Ступень два: меч только в сердце мастера, его нет в руках (воображаемое сражение), но он так же убивает своего противника.
3. Высшая ступень, когда меча нет ни в руке ни в сердце - тогда воин несет мир, и такой воин герой - высший из воинов.
Этот иероглиф написал Сломанный Меч уже имевший однажды возможность убить завоевателя и добровольно отказавшийся от этого. Но тем не менее он, как и до него Большое Небо и Летящий Снег либо погибнут, либо дадут нанести себе «смертельную» рану, чтобы Безымянный, который еще называют – Поражающий с Десяти Шагов, смог приблизиться к императору.
***
Это один слой фильма. Слой идеи о том, что жизнь одного человека, его боль и потери, его страсти и желания не идут ни в какое сравнение с интересами будущей Поднебесной империи. И только настоящий воин, настоящий герой может понять суть этой идеи и пойти ради нее на смерть.
Второй слой – это цветовая символика. Каждый вариант изложения того или иного эпизода окрашен в свой цвет. Причем этот цвет присутствует в декоре помещений, раскраске различных предметов и в одежде персонажей.
Третий слой – сцены поединков, последовательно иллюстрирующих расшифровку иероглифа. Бой с Большим Небом под дождем, когда звук ударов звучит в такт каплям с крыши; бой в осеннем лесу между Летящим Снегом и Луной, когда Снег использует удары воздухом, поднимая тучи ярко желтых листьев в воздух; поединок на зеркальной поверхности озера между Безымянным и Сломанным Мечом, когда камера следует за меленькой капелькой, падающей на щеку Летящего Снега; сцены атаки армии лучников на маленькое селение, в то время как Летящий Снег и Безымянный отбивают тучи стрел. И хотя отдана дань жанру - герои могут летать и биться на поверхности воды, все это выглядит совершенно органично и естественно.
Блестящая притча о героях, про которых следующие поколения будут слагать легенды.