Отзывы Atalira

  • Зимняя спячка Отзыв о фильме «Зимняя спячка»

    Драма (Германия, Франция, Турция, 2014)

    Источником вдохновения для режиссёра Нури Бильге Джейлана стали рассказы Чехова и некоторые другие произведения русских писателей, а также иллюстрации Ильи Глазунова к роману Достоевского «Неточка Незванова». И, удивительное дело, я вполне могу представить, что действие разворачивается где-нибудь в России в девятнадцатом столетии. Неторопливое меланхоличное повествование; длинные интеллектуальные беседы, ни к чему не ведущие; герои - состоятельные скучающие интеллигенты, чьё основное занятие - вести вышеупомянутые беседы. Все эти характерные черты русской классической литературы заботливо перенесены в турецкий антураж двадцать первого века, хотя последнее и вовсе странно - если с турецкими декорациями вполне можно мириться, то в то, что дело происходит в 21-м веке, почти невозможно поверить (да, у главного героя есть машина и ноутбук, на ноутбуке он работает, а на машине иногда куда-то ездит, но этим принадлежность фильма к нашему времени ограничивается). В некоторых сценах Турция становится совсем неотличима от России, например, в сценах охоты или визита Нихаль к съёмщикам.

    Итак, в центре повествования находятся три человека. Неджла, недавно разведённая сестра Айдина. Она читает книги, ведёт возвышенные разговоры о непротивлении злу насилием, подумывает вернуться в пьющему бывшему мужу и втайне свысока смотрит на брата и его жену. Нихаль, молодая жена стареющего Айдина, презирающая его. Нихаль терпеть не может, когда Айдин лезет в её благотворительные проекты, но тратит на эти свои проекты его деньги. Она уже попала в эти сети тоски и бездеятельности, однако до сих пор пытается быть чем-то полезной людям. И сам Айдин - поначалу он предстаёт перед зрителем умным, умудрённым жизнью интеллектуалом и гуманистом, приятным собеседником и вообще отличным человеком. Но постепенно проявляются другие его черты. Людей он презирает, к жене и сестре относится с насмешливой снисходительностью, выдавая её за заботу и внимание (чего только стоит его снисходительная улыбочка в ответ на любые аргументы Нихаль), он малодушно избегает чего угодно, что может нарушить его душевный покой (в том числе и исполнения собственных обещаний).

    Фильм только для тех, кто способен на три часа погрузиться в задумчивое созерцание, и кто не ждёт от него ни действий, ни даже особенных эмоций. Лучше настроиться на этот фильм на классический роман, и тогда вы получите от просмотра и удовольствие, и ряд интересных мыслей и наблюдений. Но их не будет на экране - они родятся в голове.

  • Тот, кто получает пощёчины Отзыв о фильме «Тот, кто получает пощёчины»

    Драма, Триллер (США, 1924)

    Мне глубоко симпатична эпоха немого кино. Фильмы, где актёры вынуждены передавать эмоции без слов, лишь мимикой и жестами, кажутся мне невероятно выразительными.
    Этот американский фильм, поставленный шведом, снят по одноимённой русской пьесе Леонида Андреева, впервые поставленной на сцене в 1915 году. Это трагическая история об учёном, труды которого были присвоены его другом и покровителем и который был осмеян собранием Академии Наук, когда пытался доказать своё авторство. Несколько лет спустя он работает клоуном в цирке, на арене раз за разом проигрывая и переживая ту самую ситуацию с осмеянием толпы. В цирке также работает очаровательная и добрая наездница Консуэлла, к которой наш герой неравнодушен. Она же влюблена в жокея Безано, который является её напарником на выступлениях, и тот отвечает ей взаимностью. Однако её отец, с целью поправить своё материальное положение, хочет выдать её замуж за Барона - того самого человека, что присвоил себе достижения нашего учёного-клоуна несколько лет назад. И если наш герой и мог бы смириться с тем, что Консуэлла любит не его, то этого брака он стерпеть не может. Настал момент мести.
    Концовка у фильма и пьесы разная. Не могу сказать, какая более трагическая, но у фильма она определённо более зрелищная и больше давит на жалость.

    9 из 10.

  • Отель Монтерей Отзыв о фильме «Отель Монтерей»

    Арт-хаус (Бельгия, США, 1972)

    Для начала одна небольшая история. Когда я была маленькой и проводила лето у бабушки на даче, мы с сестрёнкой любили садиться на веранде напротив окна, из которого открывался вид на часть огорода, и представлять, что смотрим КИНО. КИНО было, скажем прямо, не особенно экшеновое и главным образом состояло из того, что ветер шелестел листвой, мимо пробегала соседская кошка или бабушка заглядывала в теплицу и шла дальше по своим делам. Первое событие происходило чаще, остальные уже пореже.

    Этот фильм примерно того же плана.

    За шестьдесят минут в этой картине ничего не происходит, и это не фигура речи для обозначения вялотекущего сюжета. В фильме действительно ничего не происходит на протяжении целого часа. Самая увлекательная сцена - как люди заходят и выходят из лифта, она почти в самом начале. Начиная примерно с пятнадцатой минуты люди в фильме практически не появляются. Следующие полчаса после "самой увлекательной сцены" зрителя ждут лишь унылые неподвижные виды коридоров и комнат некоего отеля. Каждый показывается минуту-две и уступает место следующему.

    В фильме есть "Вот это поворот!", когда минут за двадцать до конца камера начинает медленно и плавно двигаться вперёд по коридору со скоростью 1 дверь в номер/15 сек. (Надо же, в этом фильме что-то движется!) Дойдя до конца, камера на минуту останавливается и после возвращается в исходную точку. Так зритель путешествует по безмолвным коридорам ещё десять минут. Последние десять минут посвящены наружным панорамным видам, которые и сами по себе довольно симпатичные, а после малоосвещённых мрачных интерьеров и вовсе глаз не оторвать (плюс балл к итоговой оценке).

    Больше всего это напоминает записи камер внутреннего слежения ("почувствуй себя охранником"). Просмотр оставляет только один вопрос:
    "Зачем?"

    P.S. Посмотрите на картинку. Смотрите на картинку полчаса. Можете считать, что видели половину фильма.

    картинка Atalira

  • Боккаччо 70 Отзыв о фильме «Боккаччо 70»

    Драма, Комедия (Франция, Италия, 1962)

    Фильм-альманах. На суд зрителей представлены четыре новеллы от четырёх известных режиссёров, четыре истории взаимоотношений мужчины и женщины со ссылкой на "Декамерон" Боккаччо.

    Ренцо и Лучана, реж. Марио Моничелли.
    Незамысловатая история о молодожёнах, у которых ни гроша за душой. Они ютятся в проходной комнате в одной квартирке с её родственниками, да ещё и вынуждены скрывать свой брак, иначе она потеряет работу. Кроме того, ей излишнее внимание уделяет начальник, а он должен молча наблюдать, не вмешиваясь. Странно, я всю новеллу думала, когда же их несуразный брак распадётся, но к концу они всё так же вместе и счастливы.
    Кстати, эту новеллу почему-то не показывали в зарубежном кинопрокате. Она довольно простая, и ничего особенного в ней не происходит, но всё-таки она не лишена обаяния.
    Оценка: 7 из 10.

    Искушение доктора Антонио, реж. Федерико Феллини.
    Забавная сюрреалистическая зарисовка. Главный герой по имени Антонио, ханжа и зануда, чьё хобби - ходить вечерами по тёмным аллеям с фонариком, распугивая влюблённые парочки, становится жертвой... эротического плаката с рекламой молока. Шикарная блондинка Анита Экберг, чьё изображение Антонио клял как пошлое и безнравственное, постепенно завладевает его мыслями, пока однажды не сходит с плаката в реальный мир.
    Оценка: за колоритного персонажа и весёлую песенку про итальянское молоко 7 из 10.

    Работа, реж. Лукино Висконти.
    Третья новелла, ради которой я и смотрела весь фильм, понравилась мне больше всего. Скандал в молодом семействе графа и графини: в прессу попала информация, что граф проводит своё время в обществе элитных проституток. Адвокаты говорят, что ситуацию исправит официальное опровержение от жены графа. Она на первый взгляд не кажется особенно расстроенной, признаёт, что брак был заключён исключительно по расчёту ("Это брак между тобой и моим отцом... поэтому он и злится"), но хочет найти работу, чтобы доказать отцу, что может сама зарабатывать себе на жизнь.
    Но вы посмотрите, чем всё заканчивается! Столь же неожиданно, сколь и логично.
    В моём сознании эта новелла противопоставляется первой. От полной трудности и лишений любви Лучаны и Ренцо мы переходим к праздности и скуке в жизни Пупе и Оттавио, которые явно не знают, чем себя занять, да и любят друг друга не в пример менее глубоко и искренне. По крайней мере, на первый взгляд.
    Оценка: 8 из 10.
    И, да. Роми Шнайдер здесь была изумительна.

    Лотерея, реж. Витторио де Сика.
    В итальянской глуши живёт красавица. Она не умна (даже читать не умеет), не вежлива и далеко не высоконравственна, но обладает таким лицом и фигурой, что в неё влюблено полгорода. Помимо содержания тира она зарабатывает на жизнь тем, что устраивает лотерею, победитель которой имеет право на ночь с ней. А ещё она так не вовремя влюбляется.
    Занимательная комедийная зарисовочка с Софи Лорен в главной роли. Песенка про любовь к деньгам в наличии.
    Оценка: 7 из 10.

  • Облака над холмами (сериал) Отзыв о фильме «Облака над холмами (сериал)»

    Военный, Драма (Япония, Россия, 2009)

    Очень маленькая страна вот-вот должна была стать цивилизованной нацией… ©

    В тринадцати сериях перед нами проходит целая эпоха, один из наиболее значимых периодов японской истории. Эта эпоха — три с лишним десятка лет от начала Реставрации Мэйдзи до русско-японской войны — показана через судьбы троих людей из Иё Мацуяма: братьев Санэюки и Ёсифуру Акияма и лучшего друга Санэюки, поэта Шики Масаока.

    На протяжении тринадцати серий мы наблюдаем, как взрослеют, учатся, ищут своё призвание герои; наблюдаем, как живёт, модернизируется, перестраивается по западному образцу Япония. Как строится флот, как меняются нравы людей и облики городов, как ведётся внутренняя и внешняя политика. Как молодые японцы учатся говорить по-английски и застёгивать пуговицы на непривычной западной одежде, а молодые японки — самостоятельно обеспечивать себя.

    Главные герои — это реально существовавшие люди. Шики — известный поэт и создатель новых литературных форм хайку и танка; Санэюки — офицер Императорского флота, тактик, планировавший Цусимское сражение; Ёсифуру — создатель современной японской кавалерии, участвовавший в японо-китайской войне 1894-95, а во время русско-японской сражавшийся в Маньчжурии.

    Рядом с ними люди, второстепенные герои сериала, но каждый вносит свой вклад в становление меняющейся Японии. Воспитавшие их родители, безмерно преданная брату, а после и семье Санэюки сестра Шики Рицу, друзья (как, например, Такео Хиросе, работавший некоторое время в России в качестве военного атташе и влюбившийся там в русскую аристократку), многочисленные солдаты обеих сторон (а также китайские), исторические личности, такие как император Мэйдзи, премьер-министр Хиробуми Ито, генерал японской армии в русско-японской войне Ноги Марэсукэ и адмирал флота Того Хэйхатиро и многие другие. Есть и русские исторические деятели: Император Николай II, председатель комитета министров граф Витте, адмирал Макаров и другие. На роли русских были приглашены российские актеры; приятно, что в сериале они разговаривают на русском (некоторые солдаты, правда, с иностранным акцентом).

    Спокойные, мягкие, иногда меланхоличные сцены мирной жизни к последним сериям сменяются грохотом, смертью, грязью военных действий, заставляющих беспокоиться за жизнь как своих, русских, так и уже ставших родными японцев. Сериал в целом — светлый, немного грустный, порой заставляющий улыбаться, а порой — сжимать кулаки от напряжения и скрипеть зубами от злости.

    Интересно провести параллели между реставрацией и реформами Петра I, значением русско-японской войны для японцев и Северной войны для нас. В обоих случаях странам нужна была победа над европейской державой, чтобы доказать свою значимость «цивилизованному миру».

    Подводя итоги: великолепный исторический сериал, достойный потраченного времени.

  • Пик Данте Отзыв о фильме «Пик Данте»

    Боевик, Приключения (США, 1997)

    Осторожно, спойлеры!

    На самом деле я не ожидала, что мне понравится этот фильм, я, в общем-то, довольно равнодушно отношусь к фильмам-катастрофам - события в них кажутся мне какими-то надуманными, да и сцены взрывов, рушащихся зданий, падающих вертолётов и разбушевавшейся стихии меня не особенно привлекают. Но, несмотря даже на то, что всё вышеперечисленное в фильме имеется, мне действительно понравилось. Начало довольно неспешное и, имхо, скучное: приезжает вулканолог, вызванный начальством прямо из отпуска, в какое-то захолустье проверить дремлющий вулкан, и тут по закону жанра выясняется, что вулкан вовсе уже не дремлющий, и скоро он сам и весь город у его подножия взлетят на воздух. А начальство возьми да и не поверь этому. И зачем же тогда, спрашивается, было тревожить человека?
    Зато потом интересно: экшн, случившееся таки извержение, взрывы, прах и пепел; и герои в лице упомянутого вулканолога, красавицы-мэра, её детей, свекрови и собаки в самой гуще событий, то бишь ближе всех к вулкану. Камера дрожит, а от пепла, дыма и недостатка света почти ничего не видно, и всё это очень волнительно.
    Любовная же линия мне совсем не понравилась, какой-то она была невнятной. В день знакомства он спас её сына, она пригласила его на ужин, прошла ещё неделя без каких-либо значимых событий и, собственно, всё. Потом они вместе пережили катастрофу. Вот любовь и случилась. Всё это, конечно, может быть и так, но я не верю, это это действительно была любовь. Мне кажется, изначально чувства базировались на дружеском сопереживании и одиночестве, а в конце - на совместно пережитом стрессе и благодарности.
    Кстати, вулканологов я по-другому себе представляла. Я думала, это такие увлечённые учёные-исследователи, как те немного странноватые личности, что ведут передачи на канале Discovery; а в фильме был показан почти что отряд МЧС, работающий на опережение.

    Но мне теперь вот что интересно: лава действительно может превратить воду в кислоту?