«До́гма 95» — направление в современном кинематографе.
Датский кинорежиссёр Ларс фон Триер во время работы над фильмами «Королевство» (1994) и «Королевство II» (1997) приходит к умозаключению, что техника и стилистика менее важны и интересны зрителям, чем сюжет и персонажи. «Королевство» он снимал большей частью ручной камерой, пренебрегая традиционными правилами освещения и монтажа,…
Читать дальше
«До́гма 95» — направление в современном кинематографе.
Датский кинорежиссёр Ларс фон Триер во время работы над фильмами «Королевство» (1994) и «Королевство II» (1997) приходит к умозаключению, что техника и стилистика менее важны и интересны зрителям, чем сюжет и персонажи. «Королевство» он снимал большей частью ручной камерой, пренебрегая традиционными правилами освещения и монтажа, результатом чего явился смазанный цвет и зернистость кадра. Этот мини-сериал стал первым коммерческим успехом фон Триера. Найденный интуитивно, этот стиль был положен в основу идей концептуального манифеста и 10 правил группы «Догма 95», созданной в 1995 году.
Кинематограф должен перестать врать, считают авторы манифеста. Самоограничения, диктуемые «Обетом целомудрия», состоящим из десяти правил «Догмы», должны были высвободить творческую энергию киноавторов. Так, например, съемки должны проходить на натуре, реквизит и декорации использовать нельзя, а если они все-таки нужны, снимать следует там, где они изначально находятся. Запрещены оптические эффекты, фильтры, специальное освещение. Нельзя снимать жанровые фильмы. Действие не должно происходить в другое время или в другой стране. Запрещены мнимые действия: стрельба, убийства и т.д. И, главное, камера должна быть ручной, поэтому картинка дрожит и мечется. Также в титрах не предполагается упоминания имени режиссера: но это условие выполнил, кажется, только американец Хармони Корин в фильме «Джулиен-осел». «Догма-95» — антибуржуазный манифест, авторы которого выступают против индивидуального фильма и призывают к правде, отсутствию иллюзий в кино.
Обет целомудрия
Клянусь следовать следующим правилам, выведенным и утверждённым «Догмой 95».
Съёмки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации (если для фильма необходим специальный реквизит, съёмки должны происходить там, где этот реквизит изначально находится).
Музыкальное сопровождение не должно идти отдельно от изображения или наоборот (музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене).
Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съёмка должна происходить там, где разворачивается фильм).
Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается (если для съёмок слишком мало света, одна лампа может быть прикреплена к камере, в противном же случае сцена должна быть вырезана).
Оптические эффекты и фильтры запрещены.
Фильм не должен содержать мнимого действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма).
Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).
Жанровое кино запрещено.
Формат фильма должен быть 35 мм.
Имя режиссёра не должно фигурировать в титрах.