…«…товарищ капитан, бабушка — приехала!..»…
…на землях освобождённой от германских войск Белоруссии, в глубоком теперь уже красноармейском тылу активно действуют вражеские агенты. Оперативной группе контрразведчиков СМЕРШа во главе с капитаном Павлом Алёхиным (…Евгений Миронов…), поставлена боевая задача обезвредить особо опасную разведгруппу противника. Положение приобретает принципиально иной масштаб, когда внезапно выясняется, что работа абверских разведчиков в регионе направлена на подрыв стратегической операции советских войск в Прибалтике. С этого момента ставки взлетают, фактически, в стратосферу — весь комплекс розыскных мероприятий взят под контроль Иосифом Виссарионовичем персонально. И теперь уже принято решение проведения масштабной спецоперации по полному и бесповоротному прочёсыванию местности по всем периметрам с максимальным вовлечением маршевых рот НКВД. Алёхин, конечно же, понимает, что подобное будет означать кромешный провал всех ранее достигнутых сотрудниками СМЕРШа успехов. А кроме того — выявленные германские агенты с почти стопроцентной гарантией будут уничтожены при задержании, что полностью обнулит возможности вскрытия агентурной сети Третьего Рейха в подведомственном районе. Ну, и в качестве неприятного дополнения — развёртывание такого калибра войсковой деятельности непременно будет означает, что контрразведка со своими задачами не справилась, а следовательно — командованием будут сделаны однозначные выводы с вполне ожидаемой крайне негативной коннотацией. Капитан сотоварищи идут, что называется, ва-банк, отыскивая единственную связующую ниточку и устраивают отчаянную засаду…
…секрет оглушительного успеха военно-исторической детективно-остросюжетной драмы «В августе 44-го…» 2001-ого года выпуска за авторством режиссёра Михаила Пташука крайне незамысловат, на самом-то. Дело в том, что данная лента снята максимально приближено к материалу, фабуле и букве своего литературного первоисточника — романа «Момент истины» писателя-прозаика Владимира Иосифовича Богомолова. В прошлом, кстати, являвшегося, помимо многого прочего, штатным сотрудником МГБ СССР. Упомянутая книга объективно и без лишних слов — одно из лучших произведений советского периода про войну в своей жанровой нише. Роман был переведён более чем на двадцать языков, а одних только отечественных переизданий «Момента истины» насчитывается сейчас около девяносто пяти. И, при таких художественно-прозаических корнях, не получиться мощным психологическим триллером самого высокого пошиба у «…44-го…» попросту не было никаких шансов…
…кинопродукцию, основанную на реальных событиях периода Второй мировой и сейчас, спустя почти два десятка лет после выхода ленты Пташука, пытаются делать практически все кому не лень. Получается, что правда, далеко и совсем не у всех. Хотя бы и с многомиллионными сметными расчётами в свободно конвертируемом эквиваленте. И это при том, что «В августе 44-го…» предельно положительного результата удалось добиться откровенно архаичными кинематографическими средствами. Здесь нет вообще никакого остросюжетного нагнетания. В кадре — тёплый солнечный свет, мягкий и бархатный завершающий летний месяц. В фоновом ракурсе — непрерывно текущая землистая масса пехотинцев и военной техники, нескончаемо от восхода до заката льющаяся на Западный фронт. Всё необходимое психологическое напряжение достигается лишь невероятной работой актёров с мимикой, игрой и выражением их лиц. Нервный физиономический накал страстей в крупных планах заряжает зрителя беспокойством похлеще тревожной музыки и выпрыгиваний роялей из кустов в иных, сходных по жанровому цеху картинах…
…«В августе 44-го…» — драгоценнейший пример изящного переплетения лучших жанровых приёмов старого и нового отечественного кинематографа. В Советском Союзе ленты о народный подвигах Великой Отечественной натурально фаршировали до избытка атмосферой неопределённости, беспокойства и тревожного ожидания для максимального и широчайшего возбуждения зрительского интереса. Нынче же сами героические действия рядовых бойцов и офицеров Красной Армии конвертируется в объёмную фактуру для остросюжетного кино. Пташук, возможно, был первым, кто синтезировал блистательный купаж из серых, бескровных военных гимнастёрок и грузовиков, вязнущих в белорусской распутице и мощнейших крупных планов с закадровыми программными монологами персонажей и напряжённой игрой лицевых мышц в спонтанный, но невероятно эффектный жанровый антураж. С полным, надобно отметить, отсутствием клюквенных ура-патриотических и вообще любых идеологических предустановок. А это, согласитесь, уж одного двух просмотров стоит точно и наверняка…