отзыв одним местом 16+
Я ещё рос среди поколения людей, которые такие фильмы обожали, и сам не мог не проникнуться любовью к ним. В избранных – «Гараж» и «Старые клячи», замечательные трагикомедии Рязанова. Эту тоже следует смело поставить в один ряд с ними, хотя она куда более трагична по эмоциональной составляющей и щемит открытой трогательностью персонажей. Компания знакомых лиц, актёров старой закалки, особенно нежно отношусь к Ахеджаковой:
– Извините её, она так одета, она прямо из театра, из спектакля «На дне» Горького.
– Получи фашист гранату!
А вот конкретно в данной ленте разглядел ещё и Валентина Гафта – тонкий, замечательный актёр с запоминающейся внешностью и совершенно особенной не давящей харизмой:
– Сегодня многие, которые сидели, вышли в президенты.
– А те, кто сейчас президенты – ещё…
Читать дальше
отзыв одним местом 16+
Я ещё рос среди поколения людей, которые такие фильмы обожали, и сам не мог не проникнуться любовью к ним. В избранных – «Гараж» и «Старые клячи», замечательные трагикомедии Рязанова. Эту тоже следует смело поставить в один ряд с ними, хотя она куда более трагична по эмоциональной составляющей и щемит открытой трогательностью персонажей. Компания знакомых лиц, актёров старой закалки, особенно нежно отношусь к Ахеджаковой:
– Извините её, она так одета, она прямо из театра, из спектакля «На дне» Горького.
– Получи фашист гранату!
А вот конкретно в данной ленте разглядел ещё и Валентина Гафта – тонкий, замечательный актёр с запоминающейся внешностью и совершенно особенной не давящей харизмой:
– Сегодня многие, которые сидели, вышли в президенты.
– А те, кто сейчас президенты – ещё сядут.
– Ну кто же выступает натощак за идею всеобщего равенства?
Возле железной дороги в старой технике и машинах живёт поселение бездомных, организованных пожилых людей, у которых даже есть избираемый Президент. Во время перестройки принимается финансирование из зарубежа и на месте поселения запланирована постройка отельного комплекса. Естественно, поселение требуется снести, а куда девать людей? Их запланировано разослать по домам престарелых, психушкам и даже тюрьмам... Но они не хотят себе такой участи, место стало настоящим домом для них. Вот и вся завязка фильма. А, на самом деле, он показывает не борьбу нищих с власть имущими, нет – истории людей, судьбы людей, которые сначала были нужны государству, а потом резко оказались не нужны никому, даже родным.
– У этого режима потрясающий опыт по переселению не только людей, но и народов.
– о да, сразу чёрный юмор уносит меня мыслью к крымским татарам, и не к ним одним.
В фильме звучит множество фраз и цитат, которые уже стали крылатыми и теперь ясно, откуда они взялись:
– Вы завтрашние газеты читали?
– Фима, это ты?
– Нет, это призрак вашего коммунизма!
– Милосердием пахнет.
– Вот так всю жизнь, всю жизнь кричат: «Бей жидов, спасай Россию!». Всех перебили, а Россию так и не спасли!
При том, что эту ленту не стоит рассматривать в разрыве от эпохи, она всё равно многими моментами раскрывает вечные темы и истины, не меняющиеся с годами, ибо история циклична. И это настоящая трагикомедия – постоянные скачки от абсурдно весёлого до абсурдно грустного: вот смеёшься над тем, как Митя Президент пытается наслать порчу на надзирательницу в тюрьме, а через минуту уже смотришь с тоской, как улетает из этой жизни Федя на крыльях любви… напомнило мне Маркеса, «Сто лет одиночества», когда развешивая простыни в саду, улетела от порыва ветра Ремедиос Прекрасная. Вообще фильм – возможно, одна из немногочисленных попыток создать магический реализм в советском кинематографе, поиграть с формой, чтобы подчеркнуть содержание. Да, концовка страшная, фарсовая, фантастическая и может кому-то показаться не в тему, но она оправдана другими деталями (инопланетяне, вылеченный зуб, голубой снег, улетевший Федя), которые на протяжении фильма нанизывались по бусинке, чтобы у финиша получился летающий поезд и такой всплеск. Иносказание, выраженное весьма ясно и чисто, поэтому для меня оно выглядело органичным:
– Я не фотограф, дорогие мои, я художник. Искусство – оно не одномерный слепой отпечаток нашей мерзости, в которой мы существуем.
– Фимочка, ты не нервничай…
– Искусство – это прорыв в иную… Да идите вы оба! Не трогай меня! В иную реальность! Иллюзорную! Она не имеет отношения к дерьму, где мы плаваем! Все, поголовно!
– Ну, я примерно так и понял…
А также в фильме звучит приятный, душевный романс композитора Андрея Петрова на слова Эльдара Рязанова, послушайте на досуге:
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть,–
дни летят в метельной круговерти.
Жизнь — тропинка от рожденья к смерти,
смутный, скрытный, кривоватый путь.
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть!
Снег. И мы беседуем вдвоем,
как нам одолеть большую зиму…
Одолеть ее необходимо,
чтобы вновь весной услышать гром.
Господи, спасибо, что живем!
Мы выходим вместе в снегопад.
И четыре оттиска за нами,
отпечатанные башмаками,
неотвязно следуя, следят…
Господи, как я метели рад!
Где же мои первые следы?
Занесло начальную дорогу,
заметет остаток понемногу
милостью отзывчивой судьбы.
Господи, спасибо за подмогу!
Талантливые люди творили во все времена - мой кэпистый вывод).
З. Ы.: Лялечка Жанночка со сгущёнкой просто убила наповал))).
Пёс Лаврентий Павлович (постебались над Берией) покорил моё сердце! Я тоже такого хочу! Только назову по-другому)). Что за порода?
Просмотрен в игре МувиБинго. Тур №2 (Тема: Фильм - ваша личная ассоциация со стихией воздуха). К теме подходит, даже хотя бы концовкой. Если не боитесь советского экспериментального кино - смотрите).