Михаил Швейцер. Отзывы на фильмы без оценки

Михаил Швейцер
Советский российский кинорежиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1990). Лауреат Государственной премии СССР (1977).
Имя на английском Shvejtser, Mikhail
Дата рождения 16 февраля 1920 г.
Место рождения Пермь, РСФСР
Дата смерти 2 июня 2000 г.
Место смерти Москва
Возраст 80
Всего фильмов 30
Карьера Режиссёр, Сценарист, Актёр
  • Золотой теленок Отзыв о фильме «Золотой теленок»

    Комедия (СССР, 1968)

    …сатирико-моралистическое преступление с нравственно-шутейным наказанием…

    …в советском городе Арбатове, в 1930-ом, непостижимым образом повзрослевший на шесть лет со времён событий трёхлетней давности в «Двенадцати стульях» в 1927-ом знаменитый авантюрист Остап Бендер (…Сергей Юрский…) в сговоре с незначительным провинциальным мошенником Шурой Балагановым (…Леонид Куравлёв…) и одесско-еврейским престарелым проходимцем Михаилом Самуэлевичем Паниковским (…Зиновий Гердт…) решает отправиться в прибрежный Черноморск. В котором, по сведениям Балаганова, проживает подпольный советский рублёвый миллионер, некий Александр Иванович Корейко (…Евгений Евстигнеев…). Данный гражданин, по мнению и замыслу великого комбинатора Бендера, просто обязан после некоторых ловких попыток шантажа и документальных махинаций добровольно в скорейшем времени обеднеть в пользу Остапа на сумму в пятьсот тысяч рублей. Каковая как раз аккурат-таки и неотложно необходима аферисту для вожделенного переезда на постоянное место жительства в солнечный бразильский Рио-де-Жанейро…

    …заключительная часть двукнижия Ильфа и Петрова о жизни, похождениях и удивительных приключениях Остапа-Сулеймана-Берта-Марии-Бендер-бея Задунайского, перенесённая на чёрно-белый экран режиссёром Михаилом Швейцером в далёком 68-ом, в кинематографическом исполнении вышла за малым разве только что не идеальной сатирико-игровой лентой с эталонной актёрской игрой. Снабжённый немалой долей интерактивности, когда персонажи то и дело практически напрямую обращаются в объектив камеры к своим зрителям с репликами и замечаниями, этот полностью актёрский, очень характерный, снабжённый отреставрированными и выпуклыми диалогами и насыщенный культурными срезами сразу двух эпох экранный вариант «Золотого телёнка» магнетизирует натурально с первых кадров, монологов и ракурсов. А психологическое противостояние с преступным магнатом Корейко, обладающим поистине удивительными интеллектуальными способностями к финансовым аферам, придаёт ленте лёгкий оттенок интеллигентного детективного шарма…

    …Остап Бендер в представлении Сергея Юрского — это персонаж уже несколько другого харизматического и типологического покроя. Да, он всё ещё невероятно обаятельный, очаровательный плут, мошенник и авантюрист. Но теперь это уже более спокойный и взвешенный эстет, расчётливый с тонкими нотками циничного снобизма франт. В нём всего уже в меру и вместе с тем он наполнен рефлексирующим сарказмом и весьма ощутимо разочарован в людях. Не в пример себе самому из «Двенадцати стульев», бездумно-весёлому оборванцу и пройдохе в штиблетах на босу ногу, теперь Остап романтически-истомен и сентиментально-патетичен. К тому же он уже несравнимо в большей степени импозантен. В беседах из его уст упоминается Спиноза, а в обсуждениях проскальзывает тесное знакомство с шедеврами музыкального и изобразительного искусства…

    …Бендер даже входит в прологовый град Арбатов так, как до него это проделывали прочие персонажи аристократично-демонического образа, подобные булгаковскому Воланду, гётевскому Мефистофелю или стивенкинговскому «Человеку в чёрном» Рэндалу Флеггу. Теперь у него не один подельник, а взаправдашняя как и полагается свита из Балаганова и Пониковского. Но несмотря на некую мрачноватую интертекстуальную изнанку, великий комбинатор у Юрского и Швейцера продолжает быть откровенным и очень живым, способным как испытывать близкую симпатию, так и более сильное чувство. А предфинальная калейдоскопическая сменяемость настроений и вовсе превращает Остапа в неподдельного и задушевного, полностью прочувствованного лирико-романтического героя…

    …«Золотому телёнку» удалось по всей видимости недостижимое для прочих экранизаций — донести наиболее сокровенное, выразить на плёнке и в репликах чувственные и живые душевные порывы. Лента Швейцера, нарочито отснятая в чёрных и белых колоративных тонах, и сегодня жива и обаятельна сверх всяческих ожиданий. Подобно по-настоящему гениальному произведению высоких искусств, «…Телёнок» — это завершённый и искренний ответ на поиски всех смыслов, единой истины и окончательной правды. Это та лента, у которой получается за внешней комедийно-сатирической простотой являть в себе необыкновенную и многогранную смысловую внутреннего междустрочного наполнения сложность. Это достоверно-форменный шедевр, в котором есть всё необходимое при полном отсутствии чрезмерного и бесполезного…