Жак Риветт. Отзывы на фильмы

Жак Риветт
Имя на английском Jacques Rivette
Всего фильмов 60
Карьера Режиссёр, Актёр, Сценарист, Оператор, Монтажер, Продюсер
  • Очаровательная проказница Отзыв о фильме «Очаровательная проказница»

    Драма (Швейцария, Франция, 1991)

    Женское тело как способ познания мира

    Жак Риветт решил снять чисто прустовский четырехчасовой фильм, в котором сюжет не играет особой роли. Марианна и художник Николя, несколько лет живущие вместе, приезжают по приглашению престарелого мэтра Эдаурда Френхофера в небольшую деревеньку на юге Франции, где тот живет с женой и дочерью в собственном замке. Но недельная поездка неожиданно затягивается, когда Френховер предлагает Марианне стать моделью для картины своей мечты. Картины, которую он много лет пытается написать – «Очаровательной проказницы».

    Но сюжет, в принципе, ни о чем не говорит. Все дело в процессе. Риветт полностью погружает зрителя в магию создания картины. Вначале множество набросков в блокноте. Скрипучим пером, на котором плохо держится тушь. Какие-то линии, плоскости, за которыми с трудом угадывается модель. Затем большие листы и множество поз, написанных углем. Френхофер ищет что-то единственное – язык тела, жеста, позы, точно выражающий его мысль.

    Но художник не просто пишет картину, он заново проживает свою жизнь, неизбежно попадая в конфликт…

    Читать дальше
  • Селина и Жюли совсем заврались Отзыв о фильме «Селина и Жюли совсем заврались»

    Детектив, Драма (Франция, 1974)

    Локусы кинематографа Ален Роб-Грийе, сознательно отрицавший любые жанры в литературе и кинематографе, говоря в одном своём интервью о детективах, ссылался не только на 'Логику смысла' Жиля Делеза, но и на Карла Поппера, подразумевая возможность неких чёрных дыр в повествовании, так или иначе лишающих и зрителя, и читателя всякой надежды конкретно узнать в финале кто является настоящим убийцей. Настоящее искусство, совершенно не стесненное никакими жанровыми рамками, невозможно без наличия элементов сомнения в своей фундаментальной конструкции; это возникающее сомнение не должно быть спонтанным, сам автор обязан его породить, сделав зрителя главным соучастником всего действа, но эта концепция, которую с очевидным успехом применял как сам Роб-Грийе в своих лентах и книгах, так и сотрудничая с Аленом Рене, применима лишь там, где субьективная реальность кинематографа дихотомична, распараллелена. Реальность, допустим, условного театра и игры в кино, подобной игре в бисер, если говорить о всех контекстах и просто текстах Французской Новой Волны. Примечателен с этой точки…

    Читать дальше