Борис Стругацкий. Отзывы на фильмы c положительными оценками

Борис Стругацкий
Русский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики.
Дата рождения 15 апреля 1933 г.
Место рождения Ленинград, СССР
Дата смерти 19 ноября 2012 г.
Место смерти Санкт-Петербург, Россия
Возраст 79
Карьера Сценарист
  • Сталкер Отзыв о фильме «Сталкер»

    Детектив, Драма (СССР, 1979)

    Я не буду кривить душой и восторгаться фильмом, только потому что это общепризнанный шедевр и Тарковский. С одной стороны, это безусловно умный, глубоко философский фильм, по своему интересный. С другой стороны, есть и легкое разочарование. Я совсем не нашла здесь того, что мне так нравилось в "Пикнике..." Стругацких - волшебного, фантастичного, ужасающего, восторгающего мира Зоны. Когда я читала "Пикник", то это путешествие через Зону было самым запоминающимся, это напряжение, когда каждая травинка может оказаться не тем, чем кажется, и ловушки подстерегают на каждом шагу. В фильме у меня скорее было ощущение, что двое наивных людей повелись на россказни чудака, поверили ему, и ходят запуганные по абсолютно безопасной территории. Вот это и есть ужасная мясорубка? Кучи песка и две пролетевших вороны? Также меня не порадовало перевоплощение главного героя в юродивого, я ждала совсем другого. Полфильма мне казалось, что актер играет противоестественную для него роль. В итоге, пожалуй, я могу сделать вывод, что если б фильм не был снят по мотивам "Пикника", взял бы Тарковский другую…

    Читать дальше
  • Трудно быть богом Отзыв о фильме «Трудно быть богом»

    Драма, Научная фантастика (Россия, 2013)

    Трудно быть знаменитым. Кажется, публика проглотит и объяснит любой выверт и насилие над сюжетом. Но, увы, из г-на (в буквальном смысле этого слова) не сделаешь конфетку (как говорили в советские времена). А г-на в фильме Алексея Германа более чем достаточно. Хорошо, что изображение черно-белое, а то бы у половины зрителей случился рвотный рефлекс. Но самое печальное, что фекалии так и остались фекалиями, погребя под собой все остальное. Повесть братьев Стругацких с четко выстроенными характерами и мотивацией героев, динамичным сюжетом превратилась в какой-то балаган. Достаточно сравнить сцены сбора землян на болотах. У Стругацких на этих встречах обсуждалась стратегия спасения местных интеллектуалов и переправка их в безопасное место. Причем почти все земляне – высокопоставленная знать, которая не только наблюдает за событиями, но и может в любой момент в них вмешаться. У Германа же это превращается в сборище пьяных ярмарочных шутов. Любая тайная полиция без труда вычислила бы их и переловила поодиночке. А разъезды на грузовике по болотам (не забываем, что на дворе –…

    Читать дальше
  • Сталкер Отзыв о фильме «Сталкер»

    Детектив, Драма (СССР, 1979)

    Великий фильм Тарковского, как известно, снят по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». Именно что «по мотивам», потому что из «Пикника…» режиссер взял только идею Зоны как некоей ограниченной аномальной территории и сталкера, ходока в Зону. У Стругацких роман – почти боевая фантастика, по крайней мере, криминально-социальная с основной темой нравственного выбора. При этом главный герой сталкер Рэдрик Шурхарт вовсе не выбирает добро, он размышляет, колеблется, уважает тех, кто идет по пути добра, но сам не может определиться. У Тарковского про выбор – ничего, он говорит о вере. Способны ли люди что-то воспринимать на веру, верить в чудесное, может быть, даже в божественное. А без Веры, по мнению Тарковского, ничего не получится. И в фильме у него никто, даже Сталкер, не верит. Хочет поверить, а не может, будто страх какой-то его держит. И только жена Сталкера, которая в начале фильма устраивает истерику, в конце произносит монолог, и видно, что у неё есть Любовь, а значит, и Вера. У Тарковского минимум социальности, у него даже люди без имен – Писатель, Ученый,…

    Читать дальше
  • Гадкие лебеди Отзыв о фильме «Гадкие лебеди»

    Детектив, Драма (Франция, Россия, Швейцария, 2006)

    «Гадкие лебеди» лучше всего рассматривать в сравнении с одноименной повестью братьев Стругацких. И хотя фантасты участвовали в написании сценария, фильм Константина Лопушанского местами существенно отличается от первоначального литературного варианта. *** Начнем с главного героя. Если в повести Виктор Банев – писатель, нагрубивший самому Президенту, и отправленный в бессрочную ссылку в родной город, то в фильме он уже член комиссии ООН по изучению аномального природного явления. Собственно, само аномальное явление и его причины в фильме сохранены без изменений. Так называемые «мокрецы» устроили над родным городом Банева непрекращающийся дождь, из-за чего он стал похож на некое подобие Венеции. Но если в повести территория «мокрецов» ограничивалась тщательно охраняемым лепрозорием, то в фильме в особую зону попадает уже весь город. И еще есть дети (в том числе дочь Банева), которых обучают «мокрецы». Ни на кого не похожие, ведущие жутко интеллектуальные дискуссии. А далее начинаются существенные разночтения. В повести «мокрецы» пришли из будущего. Будущего настолько…

    Читать дальше
  • Чародеи Отзыв о фильме «Чародеи»

    Комедия, Мюзикл (СССР, 1982)

    И вот еще один пункт по советским фильмам закрыт, ура! Конечно, сейчас эта кинолента уже не столь оригинальная и ярка, но все-равно увлекательна и забавна.
    Так о чем же фильм? О волшебстве, о целом институте магии, где работают взрослые, серьезные люди. Только даже там может водиться подлость и коварство. Я по началу даже и не думала, что у персонаж Валентина Гафта отрицательный, но какие же козни он состряпал! Тут переиначил, там недосказан - и вот уже несколько человек несчастны в любви. Но хорошо, что рядом оказываются неравнодушные люди, и Алену удается расколдовать.
    Фильм интересный, в нем есть магия и волшебство, казалось бы, такие могучие и всесильные материи, а побеждает все-равно любовь и доброта. Наверное, поэтому он до сих пор так любим у зрителей. Да и песни и меткие фразочки, разошедшиеся уже на цитаты, не оставляют равнодушными. Наверняка мне понадобится пересмотреть фильм еще не раз, чтобы подметить все забавные мелочи.

  • Трудно быть богом Отзыв о фильме «Трудно быть богом»

    Драма, Научная фантастика (Россия, 2013)

    у меня - и, наверное, не только у меня - возникло ощущение, что Герман снимал кино для тех, кто прочёл роман. Может быть, все потому, что он перемещает действие книги на уровень еще дальше? если разбирать скелет, то по сравнению с оригинальным текстом, ситуация в фильме значительно хуже и тяжелее. Убиты все - не только Уно и Кира, но и Пампа, даже Арата, хотя он персонаж явно не положительный. Даже Будах показан скользкой сволочью. Пьяная хижина полностью - полностью! - оправдывает свое название - в отличие от оригинала там регулярно дебош и пьяный угар в исполнении землян. Они уже не выдерживают, хотя в книге на изломе был только Румата. Румата Эсторский у Стругацких был Богом именно потому, что всегда шел над вседозволенностью арканарцев. Он верил, что они осознают свои ошибки сами. У Германа же Румата может позволить себе больше. Есть ли здесь божественное в Румате? Если взять в книге за основу противопоставление "бог-человек", то в фильме, очевидно, Герман также уходит дальше, спускается на уровень ниже и действует в категории "человек-зверь" соответственно. И, возможно,…

    Читать дальше
  • Чародеи Отзыв о фильме «Чародеи»

    Комедия, Мюзикл (СССР, 1982)

    Последние кадры этого фильма ярко отпечатались в моей памяти еще с того раза, как мы встречали Новый год с друзьями лет эдак 17 назад. Сюжет был довольно запутанный, а шел он фоном, так что все остальное стерлось из памяти довольно быстро, но желание посмотреть когда-нибудь фильм от начала до конца осталось. Это наконец-то свершилось в прошлом году, и на эти два года, по крайней мере, Чародеи заменили за новогодним столом "Иронию судьбы".

    Этот фильм никого не оставит без улыбки из-за прекрасного юмора и великолепных узнаваемых песен. Не зря фильм разлетелся на цитаты, а песни из него известны даже тем, кто фильм никогда не смотрел. И все же, целиком этот фильм гораздо больше, чем сборник веселых цитат и песен. Это игра неподражаемых любимых актеров: только видишь их лица, и как будто сразу возвращаешься в детство. Это прекрасная новогодняя история: о любви, о сказках, о советской эпохе.

    За эти два года у меня уже появилось такое странное чувство, как будто я смотрела этот фильм на Новый год в течение многих лет. Надеюсь, эта традиция продолжится на многие годы вперед.

    Читать дальше
  • Чародеи Отзыв о фильме «Чародеи»

    Комедия, Мюзикл (СССР, 1982)

    В детстве мне кажется нравился этот фильм, но как-то так вышло, что в сознательном возрасте я его ни разу не смотрела, разве что отрывками. Ну и песни, конечно, на слуху. Не так давно меня кстати внезапно серьёзно пробило на ведьму-речку так, что я её заслушала прям до дыр.

    В общем, я подходила к просмотру заранее лояльно настроенная и по итогу совсем не разочаровалась. Такая классная советская сказка с замечательным саундтреком и обаятельными актёрами. :)

  • Чародеи Отзыв о фильме «Чародеи»

    Комедия, Мюзикл (СССР, 1982)

    Скоро Новый Год, подумаешь месяца полтора осталось и мы будем смотреть "Чародеев". И до Нового Года тоже будем смотреть "Чародеев". И всегда будем смотреть "Чародеев". Пошел я смотреть "Чародеев".

    Фильм впервые (он впервые и шел тогда) смотрел первоклассником. На экране увидел некую смесь из детско-взрослой мечты. Фильм вроде бы и про любовь, но реализован исключительно так, что и ребенку понятно. Тем более, если поют. Только через годы обнаружил, что там Долина поет, у которой в общем-то серьезный голос.

    Лучший образ, как я считаю, создан Михаилом Светиным. Его Фоме и говорить ничего не нужно, один его внешний вид вызывает улыбку. И песни ему прекрасные достались. А также Семен Фарада с его маленькой, но очень выразительной ролью. Кто так строит???

    По Алене тогда уже было видно, что из нее получится звезда МПС. А главный приз заслужила Зинаида Нарышкина, сыгравшая скатерть-самобранку. Три белых коня и если снежинка не растает. Ну и, конечно, ты ее проклятую не пей, не пей, не пей.

    А еще в фильме начальника Абдулова в самом начале играет Алексей Харитонов. Всего лишь…

    Читать дальше
  • Трудно быть богом Отзыв о фильме «Трудно быть богом»

    Драма, Научная фантастика (Россия, 2013)

    На удаленную от Земли планету из ХХII века прибывает группа ученых-землян из Института экспериментальной истории. Лелеляющих надежду увидеть новый Ренессанс ученых, инфильтовавшихся в общество одного из ведущих государств данной планеты под названием Арканар, во главе с Антоном, принявшем имя дона Руматы Эсторского, ждет на Арканаре не Эдем духовного Возрождения человечества, а Ад дремучего Средневековья. До определенного времени земляне выполняют роль наблюдателей, отстраненно следящих за ходом исторического процесса, но, когда власть на Арканаре захватывают представители зловещего «Черного братства», Румате к ужасу своему приходится вмешаться.

    Алексей Герман-старший, главный представитель гиперреализма, натуральной школы и метакинематографа всего русского кинематографического пространства второй половины ХХ века, главный ниспровергатель сюжетных вавилонских башен и типического нарратива, экранизировать одну из крупнейших философско-фантастических повестей братьев Стругацких «Трудно быть Богом», входящую в антиутопическую дилогию «Мир Полудня», пытался еще на излете 60-х годов,…

    Читать дальше
  • Сталкер Отзыв о фильме «Сталкер»

    Детектив, Драма (СССР, 1979)

    Фильм поставлен по книге братьев Стругацких. Длинный фильм. Такой, знаете, тягучий. Я смотрела фильм и почему-то думала о своей жизни, поступках, что правильно сделала, что нет. Мне понравилось, как снят. Персонажи такие объемные. И противные сначала, а потом жалеешь их. Этот фильм называют шедевром Тарковского. И все в один голос кричат, что прямо всем-всем нужно его смотреть. Не знаю. Мне кажется, все зависит от человека. Хочет развивать свой вкус художественный смотрит "Сталкера", не хочет - "Чемпионы". Но восприятие все равно надо готовить. Иначе это будет почти 3 часа потерянного времени.

  • Письма мёртвого человека Отзыв о фильме «Письма мёртвого человека»

    Драма, Научная фантастика (СССР, 1986)

    Советский артхаус - вещь загадочная, я даже не представлял, что такое на свете существует.
    Тяжелая, мрачная, беспросветная и пыльная постапокалиптика первых дней после ядерной катастрофы.
    Разруха, полные улицы трупов, радиоактивный дождь, целлофановая плёнка и подземные бункеры - всё в лучших традициях жанра. Никакого глянца, хотя и особого натурализма тоже не наблюдается.
    Понравилось, что снято довольно необычно. У каждой локации своё освещение и даже своя фактура. Но все они при том равно грязные и бесподобные.
    Безумно много всяких речей на философские темы, о пути человека и его грядущем вымирании. Наверное, во времена холодной войны это была тема номер один, но я от такого количества морали заскучал.
    От самой катастрофы там буквально пара обрывочных сцен, а я ведь рассчитывал именно на фильм-катастрофу. Наверное, если бы я не любил так постапокалиптичную разруху, было бы мне совсем грустно. В конце даже всплакнул.

  • Чародеи Отзыв о фильме «Чародеи»

    Комедия, Мюзикл (СССР, 1982)

    Какой милый советский фильм!

    Я тот самый человек, который не смотрел множество советских фильмо и очень об этом жалеет. Стараюсь наверстывать, когда вспоминаю. Так и сейчас - я никогда не смотрела "Чародеи" от и до, видела только отрывки, и они мне не понравились - в них Алена была злая и надменная. Не зная сюжета, меня это оттолкнуло. А зря!

    Алена работает в НУИНУ - аналог НИИЧАВО Стругацких. Кстати, сценарий написан Стругацикими - отсюда вкус, стиль и особая эстетика. Алена влюблена в Ивана, обычного парня. Вот они собираются пожениться, но на пути любви встает коварный Сатанеев и ревнивая Шамаханская царица, которая боится за свое собственное счастье... И вот Иванушке приходится спасать свою Аленушку, а за их счастье борятся двое из ларца - два сотрудника НУИНУ Ковров и Брыль. Оказывается, несколько моих любимых новогодних песен, таких как например про "три белых коня" - происходят из этого фильма. Я в восторге!

    Очень неплохая статья в жж про съемки и подбор актеров: https://dubikvit.livejournal.com/8082.html

    После этой статьи понимаешь, насколько четко…

    Читать дальше
  • Чародеи Отзыв о фильме «Чародеи»

    Комедия, Мюзикл (СССР, 1982)

    Декабрь, благодаря флешмобам на ЛайЛибе праздничное настроение не дремлет, так что самое время пересмотреть с детства любимый фильм про волшебство под Новый год. Эта сказка в чем-то очень похожа на "Иронию судьбы" - в описаниях, представлениях, да и рецензиях тоже она не нуждается; и без того всем знакома и всеми любима. Классика отечественного кино, как ни как. И пусть на фоне современных спецэффектов он смотрится несколько старомодно, зато атмосферу праздника передает так, что просто ух! Да и возможность окунуться в обстановку того времени бесценна...

  • Письма мёртвого человека Отзыв о фильме «Письма мёртвого человека»

    Драма, Научная фантастика (СССР, 1986)

    Какофония ужаса. Это невыносимо смотреть, хочется вопить - человечество, опомнись! Неужели это все, к чему мы стремимся? Для чего научные достижения, если они неминуемо ведут к истреблению? Для меня этот фильм был бы шедевром, если бы я до коликов не боялась смерти.

  • Письма мёртвого человека Отзыв о фильме «Письма мёртвого человека»

    Драма, Научная фантастика (СССР, 1986)

    Что можно сказать о советском фильме? Браво и только!
    Довольно необычно снято, в плане освещения. Я вообще не очень люблю такие темные и прыгающие кинокартины, но эта чем-то зацепила...
    Много философских размышлений, я наслаждалась...Даже представить себе не могла, что в фильме ТАКОГО жанра они могут быть. Но, на мой взгляд, слишком много их было. А в целом положительное впечатление от фильма:-)

  • Обитаемый остров. Схватка Отзыв о фильме «Обитаемый остров. Схватка»

    Боевик, Научная фантастика (Россия, 2009)

    Отечественный кинематограф и кинопрокат, когда-то великие, известны ныне как филиал Ада на земле и рая для тех, кто принимает за благо умение зубоскалить на любой современный отечественный фильм нашего производства. Рецепт прост: на выходящий новый блокбастер талантливого современного режиссёра, поливаешь его грязью в сорока пяти блогах, агитируешь друзей на негативную установку, те делают тоже самое для своих знакомых и тем самым кино проваливается в прокате. Таким образом мы оказали медвежью услугу всем: режиссёру, обозвав его работу бесполезным поносом и своим друзьям, что они посмотрели этот ужас. Нечто такое случилось и со вторым фильмом дилогии «Обитаемый остров», которую продюсеры и маркетологи посчитали удачным разбить на два фильма. Промах однозначно, но мне фильм пришёлся по душе, потому что многие непонятные моменты первого фильма он всё же объясняет. Хотя очевидно что создан абсолютно за те же средства, и на том же уровне, что и начало. Далее поделюсь впечатлениями от просмотра и мыслями по этому поводу.

    Сюжет продолжает нам рассказывать историю с того же момента, где…

    Читать дальше
  • Сталкер Отзыв о фильме «Сталкер»

    Детектив, Драма (СССР, 1979)

    Кажется, для меня не существует более глубинного, более многогранного, более психологичного и экзистенциального произведения. Причём это касается и кинематографа и литературы. Достаточно сказать, что я боюсь брать в руки «Пикник на обочине» Стругацких. Что бы не испытать глобального разочарования! Всё, что у них читал, мне не то, что б уж совсем не нравилось… Вполне себе достойные вещи. Но так, что б душу выворачивало – этого нет! Примитивно как-то! В то же время «Солярис» Лема читал уже после просмотренного фильма. И не обманулся. Вполне возможно, что это всё мои предубеждения и глупость… но вот, тем не менее.

    Начало фильма в чёрно-белой гамме и переход к цвету даёт направление для внимательного зрителя. Мы задумываемся о последующих диалогах, рассказах главного героя и спорах на фоне сменяющихся пейзажей. Неторопливо, основательно, всепроникающее. При столь ограниченном количестве действующих лиц – огромная масса сюжетных линий, килотонны мыслей. Для меня одна из основополагающих – притча Профессора о том, как Дикобраз сказочно разбогател, хотя якобы страждал о другом – о…

    Читать дальше
  • Чародеи Отзыв о фильме «Чародеи»

    Комедия, Мюзикл (СССР, 1982)

    Чего только не придумают, чтобы под праздник с работы уйти. Чародеи!


    Фильм в котором переплелись советские будни, праздник, магия, сказка, музыка и любовь)
    При этом фильм получился таким колоритным, таким неповторимым! К сожалению, до сих пор не прочла первоисточник. Боюсь о чем то из них испортить впечатление.
    Он растаскан на цитаты. Потому что они просто жизненные.

    Кто так строит? Кто так строит?!


    А песни? В семье есть у каждого своя любимая) У кого Ведьмина вода,у кого Снежинка, у кого Мир без любви... Без конкурентов только Три белых коня)
    И мой любимый дуэт. Ковров и Брыль))

    — Ты чародей, ты больше получаешь!
    — Кто сколько получает — это только бухгалтерия знает!

    - Ты чего, колдануть не мог?
    - Представляешь, забыл.
    - Склеротик!
  • Трудно быть богом Отзыв о фильме «Трудно быть богом»

    Драма, Научная фантастика (Россия, 2013)

    Трудность понимания шедевров

    Попробую разложить те моменты, которые на просмотре «Трудно быть богом» задели по-настоящему и по живому:

    1. Монохромность. Фильм абсолютно не смотрелся бы снятым в цвете. Режиссер сознательно уводит зрителей от игры цветом. «Раскрасить» этот фильм как «Семнадцать мгновений весны» вряд ли получится. В итоге картинка на экране распадается на собственно графику и движение, которые весьма прихотливо переплетаются.

    2. Вовлеченность. Операторская манера съемки явно продиктована желанием смоделировать «око видящего», давая зрителю самостоятельно расставить персонажей по приоритетам. Это дает огромный драйв именно зрителю, заставляя постоянно концентрироваться. Попадание разного рода «мусора» в кадр сделано абсолютно, на мой взгляд, сознательно и продуманно.

    3. Позиция Германа. К сожалению, Герман, так или иначе, воспроизводит на экране реконструкции. Начиная с визуального ряда, который явно тяготеет к воспроизведению a-la Босх и оживлению персонажей, и заканчивая стереотипностью конструкции общества. Поэтому при абсолютной эстетической…

    Читать дальше
  • Гадкие лебеди Отзыв о фильме «Гадкие лебеди»

    Детектив, Драма (Франция, Россия, Швейцария, 2006)

    Фильм был хорош, но я еще не читала этого произведения, и на всем протяжении фильма у меня было впечатление, что мне чего-то недосказали. Тема "мокрецов" оказалась совершенно нераскрытой. Фантастики в фильме был минимум. Уверена, что в романе Стругацких информации куда больше. Его было бы лучше смотреть как иллюстрацию к прочитанной книге. Сам по себе фильм хорош, но сильно глубоко не впечатляет.
    Фильм просмотрен в рамках игры ТТТ по совету Zatv

  • Трудно быть Богом Отзыв о фильме «Трудно быть Богом»

    Драма, Научная фантастика (Франция, СССР, Германия, 1989)

    В защиту Фляйшмана.

    А я вот искренне не понимаю, за что в Фляйшмана летят тапки? В целом, он довольно точно придерживается текста одноимённого романа, за исключением, конечно, сильно просветлённого финала. Да, Антон-Румата выглядит у него бойцом, не знающим, правда, куда и как приложить свои силы и ограниченным в действиях, но бойцом. Так ведь и у Стругацких он далеко не рефлексирующий нытик. Да, и с Кирой у Руматы — было. И опальных грамотеев и противников Ордена он на вертолёте подвозил. Разговор с Будахом о том, что бог может сделать для людей, без изменений сохранён опять же.

    Соответствие остальных образов — опять же в самую точку. Особенно удались дон Реба в исполнении Филиппенко — эдакий «серый кардинал», одначе ни в коем случае не серости, барон Пампа и Кира.

    А вот что самое интересное, смысл фильма углубляется. Ближе к 90-м романтика светлого будущего сильно потускнела. Так что наблюдатели посылаются не из светлого будущего, в котором можно творить, выдумывать, пробовать и вообще трудиться на благо человечества, а из общества сытого и потребительского, хотя и…

    Читать дальше
  • Чародеи Отзыв о фильме «Чародеи»

    Комедия, Мюзикл (СССР, 1982)

    Давно я собиралась посмотреть наконец Чародеев, песенку из которых про трех коней мы еще в школе распевали на уроках музыки. И вот, наконец, свершилось, не без помощи игр на LL) Даром что ли в сценаристах значатся братья Стругацике. Ну и институт НУИНУ - кто еще мог такое придумать.
    В принципе, было забавно посмотреть как молодые Золотухин, Гафт и Абдулов ломают комедию, как отчаянно советским кинорежиссерам не хватает компьютерных технологий и постановки трюков, а действо временами скатывалось в болливуд с песнями и плясками. А костюмчики? Улет.
    Но. Слишком долго, два с половиной часа всю эту свистопляску выдержать было тяжело, пришлось смотреть с перерывом, как в принципе и было задумано создателями.
    В общем, плюс мне в карму, пойду что-нибудь посмотрю производства 2000-х.