Оригинальный слоган | Wenn Macht zur Ohnmacht wird und Wissen zum Fluch... |
Жанр | Драма, Научная фантастика, Приключения |
Хронометраж | 2 ч. 15 мин. |
Режиссер |
|
Премьера | 12 сентября 1989 г. |
Киностудия | B.A. Produktion, Национальная киностудия художественных фильмов имени Александра Довженко |
Страна | Швейцария, Германия, Франция, СССР |
Сценарий |
|
Продюсер |
|
Оператор |
|
Композитор |
|
-
Регимантас Адомайтис
Richard Kondor - a historian and scientist -
Андрей Болтнев
Budach -
Элгуджа Бурдули
Baron Pampa - Анн Готье
-
Эдвард Жентара
Rumata/Anton -
Александр Филиппенко
Reba -
Михаил Глузский
Tsybin -
Арнис Лицитис
Don Ripat
Содержание
Учёный Антон, под именем Руматы Эсторского, забрасывается высокоразвитым человечеством на планету, живущую по средневековым законам. Его цель — быть сторонним наблюдателем и записывать наблюдаемую информацию. Будучи замаскированным под обычного обитателя планеты, он должен вести себя соответственно. Ему запрещено проповедовать, запрещено низлагать тиранов, изобретать, просвещать, запрещено убивать — наблюдатели не должны вмешиваться в ход чужой истории. Но, видя кругом чудовищную несправедливость, Румата решает взять в руки меч и вступить в бой… (подробнее см. повесть Стругацких «Трудно быть богом»).
Отзывы
-
helenhaid
28 августа 2014 г., 19:40В защиту Фляйшмана.
А я вот искренне не понимаю, за что в Фляйшмана летят тапки? В целом, он довольно точно придерживается текста одноимённого романа, за исключением, конечно, сильно просветлённого финала. Да, Антон-Румата выглядит у него бойцом, не знающим, правда, куда и как приложить свои силы и ограниченным в действиях, но бойцом. Так ведь и у Стругацких он далеко не рефлексирующий нытик. Да, и с Кирой у Руматы — было. И опальных грамотеев и противников Ордена он на вертолёте подвозил. Разговор с Будахом о том, что бог может сделать для людей, без изменений сохранён опять же.
Соответствие остальных образов — опять же в самую точку. Особенно удались дон Реба в исполнении Филиппенко — эдакий «серый кардинал», одначе ни в коем случае не серости, барон Пампа и Кира.
А вот что самое интересное, смысл фильма углубляется. Ближе к 90-м романтика светлого будущего сильно потускнела. Так что наблюдатели посылаются не из светлого будущего, в котором можно творить, выдумывать, пробовать и вообще трудиться на благо человечества, а из общества сытого и потребительского, хотя и высокоразвитого, особенно в техническом смысле. И не богами хотят они быть, не помощниками и даже не исследователями, а зрителями остросюжетного реалити-шоу. Ой, зырьте, ребята, король забавляется. А вот войска Ордена, вооружённые до зубов, уничтожают восставших — чем не прикольная сцена из боевика? Так… с вязь теряется, товарищ глаза закрыл, а интересно, чем он таким занят с этой. Как его, Кирой? Ничё, тепловое излучение используем. Правда, тут же наблюдает неравнодушная к Румате девушка… Ой, а чего она плачет? Перенапряглась?
Естественно в таком обществе безэмоционально фиксировать чужие проблемы, снимая их на видео -нормально, а пытаться помочь в проблемной ситуации или хотя бы дать ей оценку с точки зрения человеческой морали -ненормально и вирус варварства. Этим, кстати, и обуславливается поставленный эксперимент и над Арканаром, и над наблюдателями, и над наблюдателями за наблюдателями, которые, по идее, оказываются ничем не лучше дона Ребы, хотя и манипулируют отнюдь не средневековым инфантилом-королем, а, казалось бы, вполне просвещёнными людьми.
10 из 10
Подборки
-
Советская кинофантастика
128 фильмов
-
Фильмы по произведениям братьев Стругацких
14 фильмов