Трудно быть Богом (1989)

Es ist nicht leicht ein Gott zu sein
Трудно быть Богом

Рейтинг IMDB: 6.6 (822 голоса)

Оригинальный слоган Wenn Macht zur Ohnmacht wird und Wissen zum Fluch...
Жанр Драма, Научная фантастика, Приключения
Хронометраж 2 ч. 15 мин.
Режиссер Петер Фляйшман
Премьера 12 сентября 1989 г.
Киностудия B.A. Produktion, Национальная киностудия художественных фильмов имени Александра Довженко
Страна Швейцария, Германия, Франция, СССР
Сценарий Жан-Клод Карьер, Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Петер Фляйшман
Продюсер Rydvanova, Valentina, Segler, Willi, Stute, Angelika, Vignet, Dominique, еще 2
Оператор Goscik, Jerzy, Müller-Laue, Klaus, Павел Лебешев
Композитор Fritz, Jürgen

Рейтинг IMDB: 6.6 (822 голоса)

Содержание

Учёный Антон, под именем Руматы Эсторского, забрасывается высокоразвитым человечеством на планету, живущую по средневековым законам. Его цель — быть сторонним наблюдателем и записывать наблюдаемую информацию. Будучи замаскированным под обычного обитателя планеты, он должен вести себя соответственно. Ему запрещено проповедовать, запрещено низлагать тиранов, изобретать, просвещать, запрещено убивать — наблюдатели не должны вмешиваться в ход чужой истории. Но, видя кругом чудовищную несправедливость, Румата решает взять в руки меч и вступить в бой… (подробнее см. повесть Стругацких «Трудно быть богом»).

Отзывы

  • В защиту Фляйшмана.

    А я вот искренне не понимаю, за что в Фляйшмана летят тапки? В целом, он довольно точно придерживается текста одноимённого романа, за исключением, конечно, сильно просветлённого финала. Да, Антон-Румата выглядит у него бойцом, не знающим, правда, куда и как приложить свои силы и ограниченным в действиях, но бойцом. Так ведь и у Стругацких он далеко не рефлексирующий нытик. Да, и с Кирой у Руматы — было. И опальных грамотеев и противников Ордена он на вертолёте подвозил. Разговор с Будахом о том, что бог может сделать для людей, без изменений сохранён опять же.

    Соответствие остальных образов — опять же в самую точку. Особенно удались дон Реба в исполнении Филиппенко — эдакий «серый кардинал», одначе ни в коем случае не серости, барон Пампа и Кира.

    А вот что самое интересное, смысл фильма углубляется. Ближе к 90-м романтика светлого будущего сильно потускнела. Так что наблюдатели посылаются не из светлого будущего, в котором можно творить, выдумывать, пробовать и вообще трудиться на благо человечества, а из общества сытого и потребительского, хотя и высокоразвитого, особенно в техническом смысле. И не богами хотят они быть, не помощниками и даже не исследователями, а зрителями остросюжетного реалити-шоу. Ой, зырьте, ребята, король забавляется. А вот войска Ордена, вооружённые до зубов, уничтожают восставших — чем не прикольная сцена из боевика? Так… с вязь теряется, товарищ глаза закрыл, а интересно, чем он таким занят с этой. Как его, Кирой? Ничё, тепловое излучение используем. Правда, тут же наблюдает неравнодушная к Румате девушка… Ой, а чего она плачет? Перенапряглась?

    Естественно в таком обществе безэмоционально фиксировать чужие проблемы, снимая их на видео -нормально, а пытаться помочь в проблемной ситуации или хотя бы дать ей оценку с точки зрения человеческой морали -ненормально и вирус варварства. Этим, кстати, и обуславливается поставленный эксперимент и над Арканаром, и над наблюдателями, и над наблюдателями за наблюдателями, которые, по идее, оказываются ничем не лучше дона Ребы, хотя и манипулируют отнюдь не средневековым инфантилом-королем, а, казалось бы, вполне просвещёнными людьми.

    10 из 10

Подборки