Юдзо Кавасима

Юдзо Кавасима
японский кинорежиссёр и сценарист
Имя на английском Yûzô Kawashima (川島雄三)
Дата рождения 4 февраля 1918 г.
Место рождения Муцу, префектура Аомори, Япония
Дата смерти 11 июня 1963 г.
Место смерти Токио, Япония
Возраст 45
Первый фильм 1950
Последний фильм 1962
Карьера Режиссёр, Сценарист

Биография

Родившийся в 1918 году в купеческой семье, Юдзо Кавасима ещё с юных лет заинтересовался литературой и кинематографом. Фильмы великого американского кинорежиссёра Дэвида Уорка Гриффита произвели на молодого Кавасиму неизгладимое впечатление, и он просто загорелся мечтой о работе в кино. После окончания средней школы юноша поехал в Токио, где он становится членом киноклубов Eigashudan и Nihon Eiga Kenkyukai, поступает в университет Мэйдзи, где будет изучать литературу. Когда студия «Офуна» кинокомпании «Сётику» в 1938 году объявила очередной конкурсный набор на вакантные должности ассистентов режиссёра, двадцатилетний Кавасима успешно прошёл трудный экзамен и попал в восьмёрку избранных, которых студия отобрала из 2000 претендентов.

После того, как Юдзо Кавасима поработал ассистентом у таких мэтров режиссуры, как Ясудзиро Симадзу и Ясудзиро Одзу, а также у только недавно начавших свой путь в профессии, а впоследствии ставших классиками Кодзабуро Ёсимуры и Кэйсукэ Киноситы, он в 1944 году получил возможность дебютировать самостоятельной постановкой, сняв фильм «Человек, пришедший навсегда». Эта дебютная его работа не имела успеха у зрителя, поэтому в двух последующих своих картинах он был только сорежиссёром. Первые успешные в коммерческом прокате киноленты Кавасимы, фильмы снятые в 1948 году, «Последователь» и «О, граждане!» показали элементы будущего стиля режиссёра. В своих постановках того периода Кавасима обращался преимущественно к комедийному материалу, став к середине 1950-х одним из признанных мастеров кинокомедии компании «Сётику», хотя он сам был крайне не удовлетворён и своими работами тех лет и жёстким диктатом студийных боссов.

В 1951 году состоялось знакомство Кавасимы с Сёхэем Имамурой, пришедшем тогда на студию также как и он когда-то в 1938-м, по конкурсному набору и получившему место ассистента режиссёра. Общие взгляды на жизнь и бунтарский дух объединило и сдружило этих двух художников. Они вместе покинули «Сётику» в 1954-м, перейдя в кинокомпанию «Никкацу», взбунтовавшись против пресловутого «духа студии «Офуна» — духа умеренности и конформизма. Имамура был его главным ассистентом по киноленте «Бремя любви» (1955), социальной сатире, в которой показана история министра правительства, выступающего за контроль над рождаемостью, но не способного контролировать рождаемость в собственной семье. Кавасима продемонстрировал мастерство в умении манипулирования большим количеством персонажей в фильме «Наш город» (1956), рассказе о жизни в пригороде Осаки периода Мэйдзи в 1930 году. В то же самое время в кинолентах «Двадцать четыре вида Гиндзы» (1955) и «Рай Судзаки: Район красных фонарей» (1956), где действие по большей части происходит в барах и борделях ночного Токио, продемонстрирован интерес Кавасимы к неприглядным сторонам жизни японского общества.

В 1957 году Юдзо Кавасима поставил по сценарию бывшего ассистента и лучшего друга Имамуры свой лучший фильм «Солнце в последние дни сёгуната» (в главной роли — Фрэнки Сакаи), придав новую глубину традиционной комедии. В этой киноленте остроумно и непристойно изложены события в борделе времён Реставрации Мэйдзи, где внимание режиссёра сконцентрировано на показе сексуальных и финансовых проблем героев. И хотя сотрудничество Кавасимы и Имамуры было не столь долгим, тем не менее, каждый из них обогатился совместным опытом. Комедии Кавасимы, их чёрный юмор и несколько бурлескный дух произвели сильное впечатление на молодого Имамуру и отразилось затем в первых его самостоятельных постановках. Кавасима же, в свою очередь, стал больше обращаться к низам общества и социальным проблемам, что привил ему друг Имамура. В то время как Имамура начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, Кавасима ушёл из компании «Никкацу» и его дальнейшие работы сняты в павильонах студий «Токио фильм» и «Тохо».

Успех фильма «Солнце в последние дни сёгуната» способствовал появлению ряда сатирических и фарсовых комедий, снятых Кавасимой на рубеже 1950-х — 1960-х годов, где главную роль неизменно играл актёр Фрэнки Сакаи. Наиболее характерной из этих комедий была «Сдаются комнаты» (1959), весёлый портрет жизни низов общества в Осаке.

Режиссёр также успешно работал с более традиционным драматургическим материалом: «Храм Диких Гусей» (1962), основанная на романе Цутому Мицуками — мастерски созданная мелодрама о неоднозначных взаимоотношениях между коррумпированным священником, его возлюбленной и его псаломщиком; в то время как «Тень цветка» и «Женщины рождаются дважды» (оба фильма 1961 года) были нежными и трогательными исследованиями жизни хозяйки бара и гейши, отмеченные тонким психологическим рисунком характеров героинь и сочувственным отношением к падшим женщинам. «Изящное чудовище» (1962) — один из последних фильмов режиссёра был снят с использованием необычных ракурсов в условиях замкнутого пространства и очень близок к лентам «новой волны».

Режиссёр умер в 45 лет от сердечного приступа, вызванного довольно редким заболеванием, — лёгочным сердцем. За 19 лет карьеры Юдзо Кавасима снял 51 фильм.

В 1991 году режиссёр и близкий друг Кавасимы, Сёхэй Имамура представил четыре его фильма на ретроспективе в Роттердаме. Это были четыре основных его работы: «Рай Судзаки: Район красных фонарей» (1956), «Солнце в последние дни сёгуната» (1957), «Женщины рождаются дважды» (1961) и «Изящное чудовище» (1962). В 2003 году Дом культуры Японии в Париже отдаст дань памяти Юдзо Кавасиме, устроив его ретроспективный показ. В феврале 2012 года мини-ретроспективу фильмов Юдзо Кавасимы устроили в рамках 62-го Берлинского международного кинофестиваля.

Новинки кино

Лучшие фильмы

Фильмография: режиссёр

1962 Изящное чудовище Funakoshi, Eiji, Itô, Yûnosuke, Kawabata, Manamitsu , ещё Драма, Комедия Япония 0.0000
1962 Храм диких гусей Kimura, Isao, Sazanka, Kyû, Takami, Kuniichi , ещё Драма, Романтика Япония 6.0000
1961 Женщина рождается дважды Fujimaki, Jun, Sakai, Frankie, Sazanka, Kyû , ещё Драма Япония 0.0000
1959 Сдается комната Sakai, Frankie, Sawamura, Ikio Драма, Комедия Япония 7.0000
1957 Солнце в последние дни сегуната Hidari, Sachiko, Ichimura, Toshiyuki, Ishihara, Yûjirô , ещё Драма, Комедия Япония 7.3333
1956 Голодные души, часть 2 Драма, Мелодрама Япония 8.0000
1956 Голодные души Мелодрама, Мистика Япония 6.0000
1956 Наш город Mihashi, Tatsuya, Osaka, Shirô, Ozawa, Shôichi Драма Япония 0.0000
1956 Рай Сусаки: Район красных фонарей Aratama, Michiyo, Kawazu, Seizaburô, Mihashi, Tatsuya , ещё Драма Япония 0.0000
1956 Воздушный шар Драма Япония 8.0000
1955 Истории Гиндзы Драма Япония 0.0000
1955 Человек завтрашнего дня Mihashi, Tatsuya, Mikuni, Rentarô, Tsukioka, Yumeji , ещё Драма, Романтика Япония 0.0000
1955 Бремя любви Mihashi, Tatsuya, Тоно Эйдзиро, Ямамура Со Драма, Комедия Япония 5.0000
1953 Мисс Директор Мелодрама, Музыка Япония 0.0000
1953 Tokyo madame to Ôsaka fujin Япония 0.0000
1953 Hana fuku kaze Япония 0.0000
1952 Ashita wa gekkyûbi Япония 0.0000
1952 Konna watashi ja nakatta ni Япония 0.0000
1951 Tekirei sannin musume Япония 0.0000
1950 Yume o meshimase Япония 0.0000

Фильмография: сценарист

1957 Солнце в последние дни сегуната Юдзо Кавасима Драма, Комедия Япония 7.3333
1956 Голодные души, часть 2 Юдзо Кавасима Драма, Мелодрама Япония 8.0000
1956 Голодные души Юдзо Кавасима Мелодрама, Мистика Япония 6.0000
1956 Воздушный шар Юдзо Кавасима Драма Япония 8.0000
1955 Бремя любви Юдзо Кавасима Драма, Комедия Япония 5.0000
1952 Konna watashi ja nakatta ni Юдзо Кавасима Япония 0.0000