Допрыгалась ты, Таня!
Перед нами типичная перестроечная лента о том, как плохая система изуродовала положительно прекрасную личность, сперва искалечив её физически лучшим в мире советским спортом, а затем добив морально лучшей в мире советской школой. Ключевая метафора здесь — сцена в коридоре, когда мимо сией личности в джинсах-символе свободы и водолазке с «перестройкой» (слово-то какое), по-хозяйски рассевшейся на подоконнике бредёт стадо баранов в «этой милицейской форме» и противогазах. Прочее — примерно из той же оперы, ибо народ к тому времени наелся пирогами, задушевными разговорами, филармониями и бюстами Ленина, и захотел видаков, тяжёлого рока, колы и повыпячиваться.
Со временем перестроечный пафос забылся, статусные (именно статусные в то время) вещи «куколки» Тани превратились в ширпотреб, а брошенная учительнице фраза «Да кто ты такая, чтобы меня учить!» воспринимается не столько как откровение, сколько как жирный троллинг либо неприкрытое хамство. И в центре внимания оказался конфликт учительницы и ученицы, осложнённый до кучи лав-треугольником.
В…
Читать дальше
Допрыгалась ты, Таня!
Перед нами типичная перестроечная лента о том, как плохая система изуродовала положительно прекрасную личность, сперва искалечив её физически лучшим в мире советским спортом, а затем добив морально лучшей в мире советской школой. Ключевая метафора здесь — сцена в коридоре, когда мимо сией личности в джинсах-символе свободы и водолазке с «перестройкой» (слово-то какое), по-хозяйски рассевшейся на подоконнике бредёт стадо баранов в «этой милицейской форме» и противогазах. Прочее — примерно из той же оперы, ибо народ к тому времени наелся пирогами, задушевными разговорами, филармониями и бюстами Ленина, и захотел видаков, тяжёлого рока, колы и повыпячиваться.
Со временем перестроечный пафос забылся, статусные (именно статусные в то время) вещи «куколки» Тани превратились в ширпотреб, а брошенная учительнице фраза «Да кто ты такая, чтобы меня учить!» воспринимается не столько как откровение, сколько как жирный троллинг либо неприкрытое хамство. И в центре внимания оказался конфликт учительницы и ученицы, осложнённый до кучи лав-треугольником.
В подобной ситуации почему-то принято жалеть Таню как более всего пострадавшую. Но, если подумать, то от кого она пострадала? Кто загонял её в тот спортзал и заставлял проделывать комплекс упражнений, ставший для неё роковым? Да никто. Она сама прибежала туда после того как потерпела полное фиаско и пала как неформальный лидер. Причём заметим: это лидерство никто у неё не отнимал — сам ход событий положил конец её честолюбивым мечтам, что, в принципе, закономерно: кроме понтов и подкупа девочке просто нечего предложить. Быть может, если бы она стремилась как-то налаживать отношения, общаться и, по крайней мере, не отталкивать протянутые ей руки дружбы (а класс не исчерпывался шитиковыми пятиэтажными и халявами — адекватные девочки и умненькие мальчики там тоже были), к ней можно бы относиться иначе. Но нет: считая себя единственным пастухом среди стада, она вытворяет, что левая пятка захочет, вытирая ноги о «лохов».
Главный враг Тани учительница становится её главным врагом не потому, что относится к ней несправедливо или предвзято, а потому, что требует соблюдать ряд общепринятых правил, отнюдь не ей придуманных (кстати, понятие дресс-кода по сю пору остаётся в силе). И потому, что пытается дать понять: девочка здесь, прежде всего, ученица. И всё это не оттого, что учительница такая злая, а оттого, что она не смогла бы поменять существующие расклады, даже если бы очень хотела — вспомним эпизод с перевыборами. Конечно, с такой ученицей более действенными были бы не душещипательные беседы, а признание её лидерства, но единственное формальное лидерство, которое можно было бы ей предложить — это должность комсорга или старосты, требующая, в свою очередь, лояльного отношения к самой системе. Возможно, всё бы пошло иначе, будь на месте трепетной лани, разрывающейся между желанием быть другом и обязанностью быть наставником, жёсткий и волевой человек, способный на доминирование и твёрдо знающий, чего хочет. Тут либо ученица пусть и с большим скрипом, но признала бы его лидерство, либо он сломал бы неудобную ему ученицу. Но, во всяком случае, то была бы борьба, а не сведение счетов с женщиной, у которой сдали нервы, поскольку негоже «лохушке» из «средней школы для средненьких» забирать главный приз.
Ну и сам приз, то бишь Лёша Панов, по сути виноват только в том, что просто сделал свой выбор. Почему он должен перечёркивать свои чувства ради человека, чисто по-человечески ему не интересного? За плеер — как-то не по-мужски и вообще подловато. Из жалости к нелёгкой судьбе? Невыполнимо, как вообще невыполнима любовь из жалости или определённых моральных установок.
Да, Тане не бежали навстречу с распростертыми объятиями. Но, по крайней мере, принимали. Да, вынуждали соблюдать некоторые принятые в обществе нормы. Но это -жизнь. В которой, что интересно, никто не обязан, задрав штаны, бежать за первым же нарисовавшимся лидером.
Не спорю, актёры (особенно Метлицкая) сыграли прекрасно, а режиссёр мастерски создал атмосферу готовой с минуты на минуту разразиться грозы. Но, в целом, фильм воспринимается не как «да здравствует свободная личность», а как «допрыгалась ты, Таня».
7 из 10