Классический конфликт: Илмари (Samuli Niittymäki/Самули Нииттимяки) привязан к матери и на все ради нее готов, мать, Лейла (Elina Knihtilä/Элина Книхтиля), принимает это как должное. Когда очередной мужчина, писатель Аймо (Eero Aho/Ээро Ахо), задерживается в доме, все его попытки найти общий язык с Илмари оборачиваются ничем. Лейла не особо озабочена напряжением, воцарившимся в доме, потому как хочет побыть с Аймо, а агрессию Илмари не принимает всерьез, ведь когда нужно, эта агрессия всегда ей на руку. Заканчивается все трагически.
Извечный вопрос – кто виноват? Аймо честно пытался установить с Илмари дружелюбные отношения, и его раздражение своенравным подростком можно понять. Когда тебя посылают – еще куда ни шло, но когда бросаются с кулаками – это уже другой вопрос. Однако Илмари тоже сложно упрекнуть. Он странноват, замкнут, не контролирует вспышки ярости, но ведь он еще подросток, а у подростков все сложно. Тем более в такой ситуации. Илмари опекает мать, помогает, чем может, и вдруг на голову сваливается какой-то Аймо, который считает себя вправе заводить с ним «мужские»…
Читать дальше
Классический конфликт: Илмари (Samuli Niittymäki/Самули Нииттимяки) привязан к матери и на все ради нее готов, мать, Лейла (Elina Knihtilä/Элина Книхтиля), принимает это как должное. Когда очередной мужчина, писатель Аймо (Eero Aho/Ээро Ахо), задерживается в доме, все его попытки найти общий язык с Илмари оборачиваются ничем. Лейла не особо озабочена напряжением, воцарившимся в доме, потому как хочет побыть с Аймо, а агрессию Илмари не принимает всерьез, ведь когда нужно, эта агрессия всегда ей на руку. Заканчивается все трагически.
Извечный вопрос – кто виноват? Аймо честно пытался установить с Илмари дружелюбные отношения, и его раздражение своенравным подростком можно понять. Когда тебя посылают – еще куда ни шло, но когда бросаются с кулаками – это уже другой вопрос. Однако Илмари тоже сложно упрекнуть. Он странноват, замкнут, не контролирует вспышки ярости, но ведь он еще подросток, а у подростков все сложно. Тем более в такой ситуации. Илмари опекает мать, помогает, чем может, и вдруг на голову сваливается какой-то Аймо, который считает себя вправе заводить с ним «мужские» разговоры, тогда как его вообще быть здесь не должно – что он забыл в их семейном благополучии? Лейлу, казалось бы, тоже сложновато обвинить. Одинокая женщина, с явными эмоциональными проблемами, да еще после тяжелых неудач в работе и личной жизни – неудивительно, что когда рядом с Аймо замаячила иллюзия счастья, она вцепилась в нее обеими руками.
Однако я все же считаю, что вина лежит на Лейле.
Илмари нуждался в разговоре, тогда как она выбрала политику «Все ок? Ну ок». О многом говорит ее фраза в самом начале, что они с Илмари давно не беседовали. Пытаясь восполнить этот пробел, вопросы она задает простые и глупые, на которые Илмари может ответить «норм» – и отвечает. Что Лейла вообще знает о своем сыне? Ничего. А между тем, с первого взгляда заметно, что парень странноват. Лейла же принимает это как данность. Илмари – ее помощник и ее защитник. Что ей его агрессия, если в удобную минуту можно возопить о помощи, и он вышвырнет обидчика прочь. Уж она-то умеет его успокоить, она – мать. Да и удобно – Илмари, сделай то, принеси это... Нет, Лейла не тиран, и оттеняет все это эхом доверия и дружбы. Но вот именно что эхом, а Илмари принимает это серьезно. И появление Аймо для него – сильный удар. В его глазах он фактически заменяет его место. Илмари пытается забыться с девушкой, Каритой (Anna Paavilainen/Анна Паавилайнен), но она в конечном итоге лишь подливает масла в огонь. (Кстати, замечу, что у Кариты очень удачный образ простушки не от мира сего, крайне любопытный персонаж получился.)
Лейла могла прекратить все это даже на самой поздней стадии, и до беды бы не дошло. Достаточно было внимания, мягкости и откровенного разговора – не одного. Постепенное знакомство. Попытка отвлечь сына. Но Лейла не видит и не слышит, для нее есть Аймо, а связь с Илмари постепенно разрушается. Когда Аймо сталкивает его в воду, из-за чего Илмари едва не тонет, Лейла не хочет его слушать. Нормальная мать если бы не вдарила ухажеру за такие выходки, то постаралась хотя бы получше разобраться в ситуации.
После этого Илмари осознает всю реальность угрозы. Перед ним не просто ухажер матери, не просто соперник, он самый что ни на есть враг, а с врагами поступают соответствующе. Конечно, Аймо потом тоже подливает масла в огонь, поставив на Илмари клеймо больного, но вот его-то как раз понять легко.
Концовка обескураживает и возмущает. Лейла окончательно предает Илмари, хотя могла бы и не делать этого. Теперь и она испытывает страх и смотрит на сына новыми глазами – видя то клеймо, что поставил на него Аймо. Нельзя не вспомнить байки о законопослушных финнах, но это слабое утешение. За Илмари больно и обидно. Да, по существу, эти чувства по отношению к нему не оставляют почти весь фильм. Каждые десять-пятнадцать минут хочется сказать – Лейла, оглянись, посмотри внимательно на своего сына.
Итог: кино о сложностях взаимоотношений и тяготах взросления с мрачным, несколько философским подтекстом о границах любви и привязанности, а также посылом беспечным родителям.
Снято достаточно хорошо, хотя кое-где, в основном из-за музыкального сопровождения, было забавно в тех местах, где, по идее, этого быть не должно. Выходит жизненно, тут поспорить сложно, но все-таки в этом фильме довольно странно видеть мыльные оттенки.
Зато дом на отшибе, который мог бы стать ареной для какого-нибудь ужастика, тем не менее прямо-таки ощущается уютным, семейным, напоминая о том, что перед нами драма, а не триллер. Хотя, кстати говоря, некоторые моменты достойны триллера. Еще хочется отметить, что вставки про маленького Унто (Eetu Julin/Ээту Юлин) с видеокамерой и его красочными комментариями вполне удачно вписались в картинку, создав интересный контраст.
Особенно нужно выделить актеров. Сложно сказать, чья это преимущественно заслуга – конечно, и самих актеров, но, быть может, и режиссера тоже, гримеров; в любом случае, выражения лиц подчас поражают. Откровенно потряс момент в конце, когда Лейла видит Илмари новым взглядом. Это великолепное превращение – женщина, в один миг состарившаяся на несколько лет.