Отзывы о фильме «Бьютифул»

Бьютифул

Бьютифул

Драма (Испания, Мексика, 2010)

Рейтинг IMDB: 7.5 (78 803 голосов)

Отзывы

  • Когда раньше я слышала фразу "Как больно жить...", я её воспринимала умозрительно, как экзистенциальную метафору. Но здесь, в этом трагическом и депрессивном фильме я почувствовала это почти физически. Действительно, жить больно, когда знаешь, что умираешь, когда остаток твоей жизни отягощён чувством вины, когда ты чувствуешь безнадёжность от того, что твои дети покинуты и беспомощны, когда любовь оборачивается предательством, когда всё хорошее, что ты хотел сделать в жизни, превращается в уродливую химеру. Суета, бедлам, сумбур повседневности Уксбаля убивает и опустошает всё, даже любовь, даже сострадание, даже милосердие. Как у Б.Кенжеева, "от адской простоты" и "жизни идиотской" возникает ощущение пустоты и инфернального одиночества, от которого невозможно спастись. И - какое счастье! - что в конце возникает образ Иге, как цветок прорастает из асфальта. Фильм горький, грустный, тяжёлый, почти безнадёжный, но его стоит посмотреть - как ни странно, он срабатывает как инверсия, усиливая и делая более осознанными ценность жизни и человеческих отношений как таковых.

  • Испаноязычные фильмы всегда имели для меня какое-то особое очарование, и этот исключением не стал. Этот фильм действительно хорош, и дело вот в чем: «Бьютифул» не носится со своим зрителем, пытаясь подкинуть ему какую-то определенную идею, показывая ее со всех сторон и по триста раз проговаривая ее главный смысл и «посыл; нет, этот фильм просто показывает жизнь целиком, без нарочитых акцентов. Существует много фильмов про неизлечимые болезни, про социальное дно, про превратности семейных отношений, но почти все они построены по тому же принципу, по которому разбирают тексты в школах: вот тема, вот главная мысль, вот дополнительные аргументы и иллюстрации к ним. В «Бьютифул» же все не так.

    Главный герой Уксбаль несет ответственность за многое: за детей, за нелегальных эмигрантов из Африки и Китая, за свой необыкновенный дар, за память о своих родителях, и только в последнюю очередь — за самого себя.

    - Что же вы раньше не пришли? — Раньше так не болело.


    Здесь не может быть выделено чего-то главного или второстепенного, потому что внимание требуется для всего, потому что это жизнь. У настоящего человека есть все — душа, социальные неурядицы и муравьи на окнах, а Иньярриту показывает нам именно такого настоящего человека, а не воплощение какой-то отдельной идеи в виде человека.

    Отдельного «браво» заслуживает Хавьер Бардем, который был, как всегда, бесподобен. Впрочем, это все равно не фильм одного актера, персонаж Бардема не загораживал собой остальных, а был на своем месте. В этом фильме вообще все было на своем месте.

    Вряд ли этот фильм подойдет зрителю, который привык пропускать через себя боль каждого умирающего на экране персонажа. Но этот фильм, возможно, понравится любителям наблюдать за жизнью, которые не желают, чтобы их тыкали носом в какие-то отдельные ее проявления.

  • Сюжет. Уксбаль узнает, что умирает от рака, и ему осталось жить от силы пару месяцев. Он пытается использовать последнее отпущенное ему время, чтобы подготовиться к смерти, завершить свои дела. У него есть "рабочие" обязательства: Уксбаль зарабатывает на обустройстве в городе нелегальных мигрантов, ищет им работу, жилье, помогает решать проблемы с полицией. Но Больше всего он переживает за своих двоих детей, потому что их мать, с которой Уксбаль в разводе, явно психически нездорова и может выкинуть что угодно в любую минуту.

    Воплощение. Иньярриту снял фильм о смерти, совершенно не скрывая свою идею и объявляя ее с самого начала. Это фильм без соплей, без пережевывания идеи "надо проживать каждый день как последний", без всякого там любования птичками, бабочками и миром вокруг. Он не о СМЕРТИ даже, а о будничном умирании, о сожалениях, которые приходят в конце, о попытках стать хоть немного лучше, чем был всю жизнь. Тягучий, давящий, но без надрыва. И совершенно без надежды на лучшее, без малейшего проблеска света вдали. Мне интересен это режиссер, его манера подачи меня цепляет: он как-то отстраненно и суховато даже рассказывает про то, что жизнь ни фига не веселая и никогда не стоит расчитывать на высшую справедливость и воздаяние по делам своим.

    Без сомнения, весь фильм держится на Хавьере. С другим актером он получился бы совершенно другим. Вот странно: Бардем офигенно сексуальный мужик внешне, но часто играет роли совершенно несексуальных персонажей. В этом фильме он как раз такой: в глазах тоска, в моче кровь, в жизни полный бардак. Ему сострадаешь как человеку, совершенно не возникает мыслей о нем, как о как мужчине.

    Фишка. Прекрасно снятая Барселона. Не туристически привлекательная, а окраинная, обшарпанная, с мрачными закоулками и темными подвалами, где-то отталкивающая, где-то неожиданно прекрасная. И очень настоящая.

    Что не понравилось. По-моему, фильм слишком затянут. Тема выбрана тяжелая, причем каких-то сюжетных поворотов в фильме нет, особого драматизма не нагнетается. Показана просто будничная жизнь героя, его повседневные дела (правда, одно из таких мелких дел выливается в очень крупное). На все это нелегко смотреть, особенно на протяжении почти двух с половиной часов.

  • Знакомство с этим фильмом было нелёгким, чтобы полностью понять этот фильм, нужно пересмотреть его раза два, и тогда все кусочки пазла сложатся вместе. Но начнём с сюжета. Разведенный отец двоих детей Уксбаль — свой человек в теневом мире Барселоны. Для правоохранительных органов он — нарушитель закона; для нелегальных иммигрантов, которым помогает получить работу, — добрый ангел. Узнав, что неизлечимо болен, Уксбаль начинает готовиться к смерти…

    Суть этого фильма поверхностно можно выразить фразой "не всякая красота является красивой". Тот самый печальный фильм со странным названием. Иньярриту, режиссёр и сценарист, говорит о нем: «Слово “biutiful”, означающее “красивый”, написано именно так, как я того хотел. Так я пытался подчеркнуть, что не всякая красота красива. Иными словами, не всё является тем, чем оно на первый взгляд кажется». Тут нет отчаянно бессмысленных «а что, если бы…» или «а вдруг всё-таки…», тут всё плавно идёт своим чередом, не ускоряясь и не затихая: успех-провал, ссоры-примирения, жизнь-смерть. И всё это движение по кругу. Атмосферность тёплых плёночных фотографий перемежается здесь с холодной и жестокой действительностью, с которой, однако, не пытается бороться главный герой. Она не противопоставляется ему, как во многих лентах, поднимающих подобные проблемы. Он не идёт наперекор ни системе, ни смерти, понимая, что это в любом случае ещё не конец. Сложно представить себе человека, не сломавшегося бы под тяжестью не только внешних обстоятельств, но и остававшегося бы собой, зная о своей скорой смерти. Эта роль, по словам Иньярриту была написано специально для Хавьера Бардема, так как «никто другой не сыграл бы её так, как сделал это Хавьер».

    Уже в первой трети ленты Уксбаль (Хавьер Бардем) узнаёт о том, что он неизлечимо болен. У него есть двое детей, Матео и Ана, жена, нуждающаяся в помощи психиатров, а также несколько десятков иммигрантов, которых он обеспечивает жильём и работой, хоть и не совсем легально. Сюжет в целом довольно лаконичен – большую часть фильма Уксбаль старается привести в порядок свои дела, не желая ни на кого их оставлять. При этом происходит не так много событий: арест нескольких иммигрантов из Сенегала, смерть китайцев, выяснение отношений между главным героем и его женой – Морамброй. Но конечно, значение они играют колоссальное, как в эмоциональном плане для зрителя, так и для самого Уксбаля, ведь для него именно они и составляют большую часть жизни. Но как бы пессимистично ни звучало это всё, в фильме есть много и солнечно радостных моментов, когда можно мороженое есть руками, выдумывать небылицы и, хохоча, щекотать друг друга.

    На протяжении всего фильма поражает трогательное проявление Уксбалем заботы по отношению к Матео, этому взъерошенному, как воробей, мальчику с печально испуганными глазами, на контрасте с истеричными обвинениями матери, её жалобами мужу и оставленными на теле ребенка синяками. Тут не только у Матео, но почти у каждого персонажа своя трагедия в глазах. Как не сломаться, как выдержать, когда на тебя ложится ответственность не только за себя и за своих близких, но и за три десятка человек, в поисках лучшей жизни оказавшихся здесь, которым ты находишь кров и работу. Когда вдруг против тебя оказываются не только полиция и медицинские работники, которым безразлична судьба тех, кто в данной ситуации уязвимее, и моральная ответственность за свою жестокость, но и люди, которым ты помогал. Когда твоего мужа депортируют из страны, а ты с грудным ребенком и тающей надеждой найти работу остаёшься в Испании. Когда твои родители кричат и вырывают тебя из рук друг у друга.

    Есть в картине и мистическая составляющая. Уксбаль и его подруга Беа могут видеть души умерших. Могут, пока те не ушли окончательно, спросить, что их тут держит, попросить прощения или передать их слова родственникам. Вероятно, именно это и поддерживает главного героя, так как он знает – это ещё не конец, как сказала Беа. Фильм начинается и заканчивается разговором души уже мёртвого Уксбаля с Аной. В кадре только их руки и кольцо, доставшееся ему от матери, которой, в свою очередь, было подарено мужем, то есть отцом Уксбаля, так ни разу и не увидевшим своего сына. Благодаря этим повторяющимся моментам, истинный смысл которых становится окончательно понятным только в конце, фильм кажется цикличным, замкнутым, как это кольцо.

    Остросоциальных проблем здесь хватает. Но перед вами не просто фильм, который хочет привлечь внимание к этой теме и показать несправедливость жизни. Нет, скорее, этот фильм как сама жизнь со всеми её неудачами, контрастами, неожиданными радостями, атмосферными вечерами, заботами и первой любовью, сбивающей с ног и не дающей опомниться. И хочется просто стоять вместе с Хавьером Бардемом на мосту, ёжась от леденящего ночного ветра, в безлюдной непарадной части Барселоны с пряно мексиканским привкусом в мыслях.

    Попытаемся по-своему критеировать то что мы увидели. Сценарий, проработка характеров, проработанные арки всех персонажей позволяют говорить нам о том что в плане литературном всё у этого фильма в порядке. Правда нарочитых, читающихся с первого взгляда посланий здесь нет. Этот фильм вялотекущий, как сама жизнь, но при этом начисто лишён художественности. Что мне понравилось. Визуал и операторская работа также в плюс картине, поскольку приближения и отдаления фокуса, то каким манером снята вступительная сцена с ладонями и кольцом, в этом во всём есть красота и эстетика, но также много отталкивающего, но это "отталкивающее" не тянет блевать после сеанса. Что-то непостижимое в этом есть. Не критик, и потому не всем своим ощущениям могу дать определение. Актёрская игра Бардема здесь на высоте, об этом было сказано выше и много. От себя добавлю что не заслонял собой других актёров и сам при этом существовал, типаж и характер ему попались непростые, но он вывез этот образ. Звучит фильм отлично, до сих пор бомбит, что звуки атмосферы звучат громче диалогов, но это скорее брюзжание, чем какая-то обоснованная придирка.

    Вердиктируя. От нового "Вавилона" до китча и банальности, обёрнутой в красивую оболочку. К творчеству Иньяритту можно относится как угодно, но его фильмы никогда не вызывали у зрителя равнодушия, каждый что-то для себя выуживал. И всё же не всякая красота по своей номинации является таковой в своей семантике (вот и думайте, что я написал) то есть не всё то что названо красотой ей и является. Я для себя этот фильм понял так. Советую к знакомству и вам, чтобы составить своё мнение. Или просто поддержать разговор. Всем добра и приятного просмотра!

  • Чувак зарабатывает деньги, эксплуатируя нелегалов. Между делом угрохал 25 китайцев, включая женщин и детей. Женат на сумасшедшей массажистке, которая спит с его братом, который тоже какой-то бандит. По врачам не ходил, заработал метастазы запущенного рака. И далее весь фильм о том, как он умирает и думает, куда деть детей. Посмотреть, конечно, можно. Но героев как-то не очень жалко, если честно, кроме китайцев)