Домашний уходДрама, Комедия (Чехия, Словакия, 2015)
|
Отзывы
-
kicking
20 ноября 2016 г., 23:11Обратный отсчет Власты
Оценка 8 из 10
Дебют чешского режиссера Славека Хорака с его «Домашним уходом» в 2015 году был весьма оглушительным. Фильм претендовал на «Хрустальный глобус» в Карловых Варах, там же исполнительница главной роли Алёна Михулова была удостоена приза за лучшую женскую роль. Работа Хорака ориентирована в первую очередь на обычных, способных переживать, зрителей, которые уже подустали от вывертов артхауса и примитива коммерческого кино. Как жить дальше, когда узнаёшь, сколько тебе осталось? И как прожить достойно в этом обратном отсчете? Об этом и рассказывает «Домашний уход» — глубокая смысловая драма с щедро разбросанной иронией и юмором.
Да, Власта (филигранная роль Алёны Михуловой) узнает о своем смертельном недуге благодаря случаю. Скромный социальный работник, приходящая медсестра, Власта попадает в страшную аварию вместе с добрым самаритяном-мотоциклистом. Виной всему глупые лягушки из Евросоюза, которые и делают некоторые участки дорог особо опасными в родной Чехии. Абсурд завязки истории — в обычной лягушке. Такой дорожный твист запускает страшный механизм, который отсчитывает время до смерти.
Рак — это неизлечимо, уже поздно, пять, шесть, семь месяцев… Точнее, семь, шесть, пять месяцев того, что было названо Хораком «Домашний уход». Власта, удивительно, но Вы — сильная женщина. Продолжать ходить в любую погоду с двумя тяжеленными коричневыми сумками к своим иногда странным, иногда полоумным, иногда к эпатажным пациентам будучи смертельно больной — уже само по себе подвиг. А здесь мы видим нечто большее — героиня Михуловой пытается разобраться в том, что самое главное в жизни, когда осталась всего какая-то пара сотен дней.
Просыпаться с хорошим настроением, заняться танцами, чувствовать себя желанной спустя десятилетия брака с сентиментальным и немного трусливым, но, не менее горячо любимым, увальнем Ладой (ветеран чешского кино Болек Поливка), найти новую близкую подругу Ханакову (Татьяна Вильгельмова). Удивительно, но Хораку удается показать женщину не сломленную болезнью, а одержимую жаждой жизни, желанием помочь своим пациентам, жаждой разобраться наконец-то в этой жизни при помощи модного психолога Мириам (Зузана Крёнерова) и понимающую, что все ее спасение — в простоте повседневности, в любви к мужу и дочери, в умении дружить. Власта — настоящая, не придуманная долгими бессонными ночами Славеком Хораком. Можно усомниться тому, сколько мудрости, терпения, сострадания и характера в этой провинциальной сиделке, но она способна на поступки здесь и сейчас, способна принести себя в жертву, а не быть ей. Режиссеру «Домашнего ухода» удается практически невозможное: простую мелодраматическую историю наполнить такими убедительными смыслами, что лента становится драмой высокой пробы.
При всей своей убедительности как драма, «Домашний уход» заряжает зрителя юмором на грани черного. Разговор по телефону с дочерью из свежевыкопанной могилы, самолечение в церкви, беседы о кремации с мужем выпускают избыточный пафосный пар и вовремя разряжают трагическое содержание. Картина изобилует твистами, многозначительными повторами и провинциальными операторскими видами, не проигрывая при этом в темпе и искренности подачи. Открытый финал «Домашнего ухода» опирается на надежду чуда жизни для Власты. Day in, day out. День, ночь — сутки прочь.