Отзывы о фильме «Ученик»

Ученик

Ученик

Драма (Россия, 2016)

Рейтинг IMDB: 6.9 (3 878 голоса)

Отзывы

  • Отряд фундаменбийц

    Оценка 7 из 10

    Известный театральный режиссер Кирилл Серебренников представил своего "Ученика" в Каннах-2016 в рамках программы "Особый взгляд". Без призов фильм не остался и получил приз имени французского журналиста и историка кино Франсуа Шале. "Ученик" люто злободневен как были злободневны когда-то карикатуры Маяковского и Кукрыниксов. "Ученик" так же актуален для думающей публики как был актуален этим летом для фанатов франшизный "Отряд самоубийц". Стилистика "Ученика" - стилистика фундаменталистской драмы черно-белого окраса действительности, показывающей средствами артхауса абсолютно комиксных героев из современности.

    Что двигало уважаемым режиссером Серебренниковым, когда на сравнительно небольшие деньги (порядка 1 млн. евро) им была экранизирована недавно поставленная современная пьеса "Мученик"? Автор "Мученика" - Мариус фон Майенбург - отчаянно сопротивляется исламскому фундаментализму художественными средствами. Для Европы, теряющей по сути свое культурное лицо и принявшей тысячи беженцев с Востока, это актуально как никогда. Для режиссера "Ученика" важно дать предупредительный залп с экрана о том, что фундаментализм не знает конфессий, рас, возрастов и проблем пола. О том, что каждый из нас является носителем дремлющего фундаментализма, готового взорвать идиллию всепрощающей толерантности.

    Не случайно "Ученика" очень многое роднит с одиозным для многих "Отрядом самоубийц". Те же комиксово-понятные и просчитываемые персонажи, но уже из нашей российской действительности. Одержимый правдой света истины Библии тинейджер (набирающий обороты пластичный Петр Скворцов), мать-одиночка-трехработница (Юлия Ауг), смазливая пубертатная девчуля (Александра Ревенко), одержимая светом истины единственно верного знания учительница (убедительная Виктория Исакова), как-бы-чего-не вышло директриса школы (Светлана Брагарник), батюшка златокрестный слово Божие несущий (Николай Рощин) и застрельщик почти что мессии разноногий одноклассник (Александр Горчилин). Знаки условного равенства между персонажами "Ученика" и "Отряда" рекомендуется расставить самостоятельно.

    Из-за просматриваемой злободневной комиксовости ленты динамика вышеупомянутых персонажей отсутствует. Почти отсутствует. Театрально не статичны только истинно уверовавший и жарящий ежесекундно во всех библейскими цитатами Веня Южин и модненькая учительница биологии Елена Львовна, вступающая с Веней в клерикальную полемику. И у кого из них право на правду и пароль на правду решает зритель самостоятельно. Веня мастерит крест и мечтает о роли нового мессии для этого грешного мира, Елена Львовна создает материалистическую оппозицию здравого смысла увязшему в библейских цитатах Вене. Перенесение Серебренниковым на экран его же спектакля делает "Ученика" театрально считываемым и клипмейкерски оживленным благодаря камере Влада Опельянца.

    Сюжетно Серебренникову удается сказать в "Ученике" самое главное - цитатами из Священного писания выложена дорога в личный подростковый ад. Поэтому "Ученик" как фильм - это бунт цитированных, клишированных и вырванных из контекста неоспоримых вроде бы истин против существующего социума. А режиссер бунтует против нового надвигающегося Средневековья и против оголтелого конфессионального экстремизма. Остается только надеяться, что саркастичный посыл "Ученика" будет увиден и услышан как можно большим количеством зрителей. И кричащая плакатность этой работы - ее главное соответствие времени и моменту.

  • Мне очень понравилась задумка, но реализация подкачала. Казалось, что фильм набирает обороты, напряжение растет, только вот никакой кульминации, по сути, не было. Я ожидала, что в конце будет что-то весомое, какая-то более трагическая или просто более впечатляющая развязка, которая оставит заметный след в душе. Однако...все как-то оборвалось, не начавшись. Идейный главный герой, готовый убить человека ради своей этой идеи, и весь фильм набиравший обороты, вдруг стоит поникший и опускается до какого-то мелочного вранья. Сильная, умная и решительная женщина вдруг ударяется в истерию, не в силах отстоять свою позицию. Еще хочется отметить чрезвычайно слабые диалоги, а собрание в конце выглядит так, как будто сценарист вдруг ушел в запой и последние сцены пришлось дописывать электрику дяде Васе, от чего ожидаемое сложное психологическое противостояние превратилось в невнятное и необоснованное бормотание сторон. В принципе вообще не понятно для чего они собрались, ведь ни у кого из воспитывающих нет своей четкой позиции.

    Игра актеров неплохая, больше всего понравился Александр Горчилин в роли Гриши. Вот его персонажу, почему-то, верилось безоговорочно. Хотя его "явление" учительнице в конце как-то мало обоснованно и откровенно лишнее. А еще мне показались неправдоподобными взаимоотношения в школе и принятые там порядки.

    Не такой уж плохой фильм, но откровенно жаль загубленную идею.

  • Очень необычный фильм, смотреть который достаточно тяжело, а уж пересматривать не хочется вовсе. Реальность здесь искажена, будто бы «передёрнута» - где-то линии через чур гладкие, где-то наоборот, но реалии узнаются без труда.

    Основная проблема, основной крик, который ты слышишь на протяжении всего фильма предназначен по сути не только для нашей страны, ведь тот самый фанатизм, религиозный экстремизм, увы, не существует в рамках какой-то конкретно взятой страны. А уж к чему может привести самостоятельное толкование, безразличие или нежелание услышать и вовремя что-то предпринять, можно понять самостоятельно. Но часто об этом слушать не хотят или же используют ставшую очень удобной в последнее время фразу «вы не понимаете, это другое». Но я отвлеклась. Итак, центральный персонаж этой истории – подросток Вениамин. Он не расстаётся с религиозной книгой, видит зло буквально везде, ведь старые заветы не соблюдаются, а наука – ложь. «Противостоит» Вениамину обыкновенная учительница Елена Львовна. К сожалению, и та, и другая сторона упорно не слышат друг друга и выкидывают свои аргументы/мнения в пустоту. У меня есть предположение, почему это так, но я всё-таки оставлю его при себе. Напряжение растёт на протяжении всех двух часов фильм и, казалось бы, в финале должен произойти врыв. Но – нет. Вместо него можно получить чуть ли не оглушающие тишину. Плохо ли это? Нет, но очень необычно.

    Что касается визуальной составляющей, то фильм выглядит очень достойно, но мне постоянно что-то мешало. Толи слишком чистой была картинка, толи слишком яркими были краски, а может я слишком поздно распознала настроение этой истории. В любом случае, спасибо за «крик».

  • В отзыве на этот фильм я вынужден обратиться к некоторому количеству спойлеров, которых обычно стараюсь избегать. Их не так много и они носят не прямой, а, скорее, обобщающий характер, но если вы фильма не видели и не хотите портить собственное впечатление - лучше отложите мой отзыв до того момента, когда посмотрите фильм сами.

    Ну а я перехожу к делу.

    Как известно, перед съёмкой этого фильма режиссёр Кирилл Серебренников поставил в “Гоголь-центре” аналогичную театральную постановку. Основаны и постановка в театре, и экранизация на пьесе Мариуса фон Майенбурга “Мученик”. К сожалению, ни в интернете, ни в книжных магазинах, ни даже в библиотеках мне эту пьесу раздобыть не удалось, хотя я хотел перед просмотром фильма сначала ознакомиться именно с ней. А потому я в своём отзыве не смогу определить, что привнёс и изменил в первоисточнике Серебренников. Надеюсь, что от этого отзыв пострадает всё-таки не слишком сильно.

    Фильм “Ученик" поднимает серьезную, важную и болезненную не (с)только для российского общества тему опасности религиозного фанатизма. И это само по себе привлекает к фильму внимание. Но мы ведь сейчас говорим именно о фильме как произведении художественного творчества, а не о самой его тематике. А вот сам по себе фильм… ну… такой. Сложно сформулировать впечатление по его просмотре одним словом. И не уверен, что оно будет положительным… Да, это не “Левиафан”, изобилующий грубыми и не очень ляпами и внутренними противоречиями. С моей точки зрения, фильм Серебренникова куда серьёзней, обоснованней и попросту качественней, чем без пяти минут оскароносный манифест Звягинцева. И тем не менее.

    С самого начала фильма вспоминается известное двустишие из Цоя: “В этом мотиве есть какая-то фальшь. // Вот только кто здесь заметит её?” А ведь и правда: поначалу герои представляются совершенно картонными, ходульными. Ни их поступки (зачем мать по приходе домой включила сразу ДВА телевизора?!), ни их очень нереалистичные диалоги не способствуют глубине погружения в фильм. Та же ситуация встречает нас и в школе, где ученики и учителя разговаривают так, как ни те, ни другие в жизни не говорят никогда. Впоследствии эта ситуация изменяется, но даже не знаю, что стало тому причиной: действительно ли реплики персонажей стали более продуманными, или я просто уже привык к происходящему на экране…

    Мне этот фильм было смотреть тяжело. Не столько психологически тяжело (на что, видимо, рассчитывали авторы картины), а, скорее, конфузно, неловко. В основном, конечно, неловкость была связана с поведением центрального персонажа фильма, школьника Вениамина. Настоящего религиозного фанатика и диктатора, основавшего, по сути, новую секту.

    Его пример показывает нам, что даже Священное Писание в неумелых руках может оказаться орудием манипуляций, шантажа, реализации своих гордыни и тщеславия. И было бы нечестно отрицать наличие такой опасности в духовной жизни.

    И понятно, что такое поведение и опасно, и предосудительно - причём не только для общества и со стороны общества, но и для самого центрального персонажа. Дальше же проявляется непаханное поле для интерпретаций того, как вообще следует относиться к вопросам религии, морали и нравственности, но об этом я выскажусь чуть ниже.

    Поведение Вениамина напоминает постоянный, беспрерывный перфоманс. И это, что интересно, связывает его с главным антагонистом - учительницей биологии, “педагогом-психологом по диплому", как она сама себя аттестует, Еленой Львовной Красновой.

    Её образ, пожалуй, наиболее интересен и примечателен. Буду честен: не знаю, как именно хотел отобразить её Серебренников, но… если по логике сюжета она, по идее, из отрицательного персонажа трансформируется в положительного, то мне кажется, что не только моё мнение, но и сама же внутренняя логика фильма это поверхностное восприятие опровергает.

    Дело в том, что ведёт она себя крайне непрофессионально, особого сочувствия не вызывая и в личных вопросах. Она не умеет контролировать происходящее на уроке, пока это не выливается в откровенные беспорядки. Она совершенно не способна держать себя в руках, заводясь по любому поводу (хорош “психолог”, нечего сказать!). Да, она, вроде бы, пытается понять трудного подростка, но лишь для того, чтобы выбить из-под него табуретку, а не направить на верный путь. Естественно, что её радикальный метод действует не лучше выходок Вениамина и приводит к скандалу, ударяя по ней же самой. Она непримирима к праву других людей на иную точку зрения, а потому выходит, что одному фанатику противостоит другой, пусть и не столь радикальный в своих проявлениях (впрочем, прибивание кроссовок к полу школы с криками “Я никуда не уйду! Это моё место, а вы все здесь не на своём месте!” тоже верхом адекватности не представляется, скажу прямо).

    Другие персонажи не столь колоритны, но ведут себя не менее странно. Амбиваленты руководители школы, эмоционально выхолощена и недееспособна при столь непитичном поведении Вениамина мать. И совершенно аморфен священник.

    О нём, конечно, хочется сказать отдельно. Вероятно, какая-то часть общества и интеллигенции именно так церковь и священнослужителей и видят, но… что-то я таких не встречал. Самодуров, к сожалению, встречал, людей неподобающего поведения - увы, тоже, но не таких. Не таких, кто ни слова не говорит против фанатизма и сектантства, просто призывая Вениамина со всеми его тараканами на свою сторону и говоря невпопад общие высокопарные фразы и цитаты из святых отцов не в тему ситуации и бесед. Повторюсь, это не “Левиафан", но и тут религия показана весьма странно.

    С другой стороны, от неё показательно дистанцируется и фанатик. Что это: намёк на то, что опасен именно фанатизм, а к церкви у авторов фильма отношение хорошее, или попытка и то, и то свалить в одну кучу? Пусть каждый решает сам. Не буду врать, последняя мысль кажется мне куда более вероятной…

    Существует довольно популярная трактовка “Ученика” в том ключе, что это-де - метафора российской действительности, в которой герои олицетворяют власть (администрация школы), интеллигенцию (Елена Львовна), верующих (Вениамин) и народ (мама Вениамина). Такой взгляд имеет свои обоснования, но я всё же не полностью с ним солидарен. Не думаю, что Серебренников хотел снять пасквиль, показав всякого религиозного человека либо фанатиком и мракобесом, либо непросвещённой амёбой (как персонаж-священник). Что именно Елену Львовну хотел показать как однозначно положительного героя. Возможно, так автор “Ученика” это и видел, но произведение всегда больше того замысла, что предварительно вкладывал в него его создатель. И мне не кажется, что тут всё так просто.

    Если Серебренников и хотел снять антирелигиозный фильм (а я надеюсь, что всё-таки не хотел), то у него едва ли получилось. Скорее получился разгром того, что считают неправильным и сами христиане. Едва ли, впрочем, в фильм закладывалась и такая трактовка…

    Всё, что я написал выше, не отражает до конца моих ощущений от фильма. Всё равно остаётся какая-то недосказанность, неопределенность. Я не могу сказать, что фильм сделан плохо, что он не интересен. Не стану даже отрицать, что основная его коллизия важна и актуальна (впрочем, не буду кривить душой - не понимаю, почему в такого рода художественном творчестве опасными радикалами каждый раз оказываются именно христиане. Откуда у авторов таких фильмов, как “Ученик”, эта патологическая боязнь к христианам, заставляющая снимать подобные фильмы, я понимаю плохо. Ну да ладно, не об этом разговор). Но что-то в нём такое есть, что оставляет неприятный осадок. Возможно, именно то, что я указал в скобках чуть выше. Возможно (и даже скорее всего) дело всё-таки в другом.

    Боюсь, Серебренников, поставив перед собой амбициозную тематически и эмоционально задачу, всё же взвалил на плечи непосильную ношу. Он, кажется, хотел поставить перед зрителями зеркало, и оно действительно отражает многие проблемы современного общества. Но и искажений даёт немало. А потому и оценить “Ученика” положительно не получается. Нейтрально - пожалуй, а вот именно положительно - к сожалению, едва ли.

    5/10

  • Очень странный русский фильм по любимой отечественному кинематографу теме - религия. Не люблю споры о религии, хотя и сама верующая, но верю в бога по-своему, будто бог в каждом из нас и везде, а не только в церкви и где-то на небе. Поэтому и подобную тематику воспринимаю с осторожностью, а иногда и во штыки, потому что у каждого своё мнение по этому поводу и каждый имеет право на свои представления и способы верить. И тут я наблюдаю главного героя с извращенной интерпретацией Библии и крайне искажённым мировоззрением, которое сильно конфликтует с правилами современной молодёжи и школы, в которой учится главный герой. Поэтому он решает что-то изменить в том, что происходит в школе, взяв в сообщники его нового знакомого, который по сути становится его оружием в борьбе, "нечистой силой". Это конечно не сильно меняет правила школы, а скорее поднимает бунт среди учителей и матерью главного героя, а новоиспеченный друг ГГ вообще становится невинной жертвой этого ненормального школьника. Я так и не поняла, чему может научить этот фильм. Жестокости? Отстаиванию своего извращенного мнения? Тому, что можно иметь любое мнение и продвигать его любыми способами? Зачем было такое показывать и возводить этого сумасшедшего на пьедестал героя этой истории, ведь по сути авторы фильма его сделали культом для тех неокрепших умов, которые посмотрят этот бред.

  • Эпиграф:

    Религия есть опиум народа

    Карл Маркс, 1843/1844


    Школьник Вениамин немножко поехал кукушечкой. Точнее для начала это было немножко, потом ему понравилось и захотелось еще. Кукушечка его исключительно религиозного направления: ходит Библию цитирует по любому поводу, но к батюшке не ходит: сам с усам. Правда видос у этого жирного батюшки таков, что ходить к нему реально не хочется. Мать Вени не знает что ей делать, ей неведомо как управляться с подростком, который то крест ростом выше себя сколотит, то "убогого" одноклассника домой таскать начинает с целью нарастить ему ногу путем усердного моления. Ну мамаша- то сама в итоге к батюшке повадилась, так что кукушечка на религиозной почве - это у них семейное. Воинствующий верущий Веня обьявляет личный крестовый поход против науки в лице учительницы биологии, которая то сексуальное воспитание преподать хочет, то теорию Дарвина в учебный план поставит. А еще она семитка, а значит Иисуса не признающая, поэтому жечь ее каленым железом.

    Смотрела я этот фильм конечно охреневая, что в одночасье обычная общеобразовательная школа превращается в нечто из штата Техас, где местами учение Дарвина запрещено. Одновременно мне происходящее напомнило произведение Брета Гарта "Млисс", так и ожидала, что Ирина Львовна вскочит и закричит: "Враки, я этому не верю ". И очень интересен тот факт, что основы православной религии, или как там называется этот предмет, преподает батюшка. Все же я за полное отделение церкви от государства и преподавать религиозные учения должны учителя, желательно агностики, можно вообще атеисты. У моего ребенка вот уже в начальной школе будет религия, посмотрим что она оттуда вынесет. А вообще конечно когда неразвитый ум берется за материал, который ему не прожевать и не проглотить, то ничего хорошего выйти из этого не может. Если же ум еще и не признает свою неразвитость, то все, туши свет.

    зы: интересно, что было в изначальной пьесе Мариуса фон Майенбурга? Неужели один к одному только в Германии? Тут вообще проблема церкви, что все больше людей выходят из нее, иногда из-за бабла. Пошла читать оригинал