Жанр | Документальный, Исторический |
Хронометраж | 1 ч. 16 мин. |
Режиссер |
|
Премьера | в России 12 июня 2014 г. |
Страна | Россия |
Сценарий |
|
Продюсер |
|
- Леонид Парфёнов
-
Сергей Нурмамед
Режиссёр
Содержание
Повествование документальной ленты Леонида Парфенова «Цвет нации» разворачивается вокруг неординарной личности Сергея Прокудина-Горского, который снял тысячи объектов Российской империи, путешествуя по городам и селам в период с 1909 по 1916 год. Таким образом получился цикл снимков «Коллекция достопримечательностей Российской империи», состоящий примерно из двух-трех тысяч фотографий. Мастер сделал портреты Федора Шаляпина и Льва Толстого, а также сотрудничал с первыми кинематографистами — братьями Люмьер.
Особенностью ленты «Цвет нации» стала география съемок. Леонид Парфенов исследовал места, запечатленные Проскудиным-Горским. Съемочная команда побывала на Фуниковой Горе, в Лужском районе Ленобласти, Петербурге, Москве, Павловске, Торжке, Вытегре, Белозерске, Анхимово, Топорне, на водопаде Кивач в Карелии, в Ясной Поляне, Париже, Вашингтоне, Самарканде, Бухаре, Боржоми.
Смотреть онлайн
Отзывы
-
Jake87-movie
14 июня 2014 г., 12:04Посмотрел документальный фильм Леонида Парфенова "Цвет нации" - о Сергее Прокудине-Горском, русском фотографе, снимавшем цветные фотографии в начале ХХ века, авторе серии цветных снимков «Коллекция достопримечательностей Российской империи».
Отдельно хочется выразить недоумение по поводу решения Первого канала поставить премьеру на полночь - не думаю, что это самое подходящее время для фильма, который был бы интересен и полезен людям всех возрастов. С другой стороны, некоторые мысли, высказанные авторами, действительно могут быть восприняты, как опасные и оппозиционные - возможно, выбор времени показа был связан именно с этим.
Собственно, чтобы посмотреть фото самого Прокудина-Горского, достаточно забить его имя в поисковик - тем более что люди, активно интересующиеся русской историей и тем более историей России начала ХХ века уже давно с ними знакомы. Фильм же интересен в первую очередь тем, что снят он в той самой "парфеновской" манере, когда вся съемочная группа едет за тысячи километров в какую-то глухую провинцию ради нужного кадра и ракурса, который в итоге займет не…
Читать дальшеПосмотрел документальный фильм Леонида Парфенова "Цвет нации" - о Сергее Прокудине-Горском, русском фотографе, снимавшем цветные фотографии в начале ХХ века, авторе серии цветных снимков «Коллекция достопримечательностей Российской империи».
Отдельно хочется выразить недоумение по поводу решения Первого канала поставить премьеру на полночь - не думаю, что это самое подходящее время для фильма, который был бы интересен и полезен людям всех возрастов. С другой стороны, некоторые мысли, высказанные авторами, действительно могут быть восприняты, как опасные и оппозиционные - возможно, выбор времени показа был связан именно с этим.
Собственно, чтобы посмотреть фото самого Прокудина-Горского, достаточно забить его имя в поисковик - тем более что люди, активно интересующиеся русской историей и тем более историей России начала ХХ века уже давно с ними знакомы. Фильм же интересен в первую очередь тем, что снят он в той самой "парфеновской" манере, когда вся съемочная группа едет за тысячи километров в какую-то глухую провинцию ради нужного кадра и ракурса, который в итоге займет не более 15 секунд эфирного времени. То есть авторы "Цвета нации" ехали по следам Прокудина-Горского и сопоставляли столетние фотографии с сегодняшними видами этого же самого места, попутно рассказывая о жизни самого фотографа.
Увы, но в большинстве своем показанное оказывалось весьма печальным: там, где раньше стояли красивые величественные храмы, сейчас руины или в лучшем случае унылые советские переделки под дома культуры, провинциальные города медленно зарастают, а иных деревень вообще уже не существует. А самое главное - смысла возрождать это все тоже нет: например, на снимке «Вид на реку Мойку» изображен Юсуповский дворец и стоящий рядом чудесный лютеранский собор, который позднее был переделан в ДК работников связи, а сейчас почти разрушен - отлетела вся шелуха сталинских балкончиков, лепнины и гипсового хлама. Но если вновь его реставрировать, то будет смотреться он явным новоделом, а главное ходить в этот собор будет уже некому, поскольку давно утерян мир, в котором "хлебник, немец аккуратный, в бумажном колпаке, не раз уж отворял свой васисдас" (с) Пушкин.
То же касается и православных храмов, зачастую уникальных по архитектуре, которые спустя каких-то 20-30 лет после съемки оставляли в полуразрушенном состоянии (на мой взгляд, намеренно - чтобы у молодого поколения храм ассоциировался с депрессией, упадком, старостью и затхлостью): есть ли смысл восстанавливать их, если в округе осталось три-четыре человека? А ведь сто лет - не такой уж и большой срок, большинство из них к моменту фотографирования простояли уже 200-300 лет, и еще 100 лет они простояли бы спокойно.
В итоге звучит до боли обидная, но сама собой напрашивающаяся мысль: корни современной России все еще остаются в советском периоде, а вот преемственность с дореволюционной Россией была прервана.
С другой стороны - после премьеры очень многие пишут о том совершенно щемящем чувстве, которое осталось после просмотра, о чем-то, что было несправедливо отнято, нелепо утеряно, бездумно растрачено: то есть испытывают примерно то, что ощутил и я сам. А раз так, то может быть еще не все так плохо - и выводы авторов "Цвета нации" излишне пессимистичны?
В любом случае - фильм мне понравился.
-
hottary
8 мая 2021 г., 09:41Я даже не вспомню , когда смотрела хоть какой-нибудь документальный фильм. Поэтому первая моя реакция - полная растерянность, которая, однако, быстро прошла. Оказывается, смотреть такой документальный фильм совсем не скучно, чего я боялась больше всего. Он очень интересно технически снят. А потом началось волшебство. Церкви просто завораживают !! Сколько же их было много на Руси. Смотришь на эту красоту и ощущение льющейся с экрана не то песни, ни то колокольного перезвона. Почему верующий русский народ разрушил так много этой красоты?! Наверное, не так всё однозначно было в жизни! Есть вина и самой церкви . Не надо церковнослужителей сплошь делать белыми и пушистыми , народ не дурачок, а не заступился. Прокудин-Горский достоин восхищения. Он - фотограф, изобретатель, новатор , первый в области цветной фотографии. Самоотверженный и бескорыстный энтузиаст своего дела. Хорошо, что в фильме не было чиновников, с их круглыми физиономиями, которые бы начали оправдываться и обосновывать , почему на вверенной им территории разрушаются памятники старины. И не…
Читать дальшеЯ даже не вспомню , когда смотрела хоть какой-нибудь документальный фильм. Поэтому первая моя реакция - полная растерянность, которая, однако, быстро прошла. Оказывается, смотреть такой документальный фильм совсем не скучно, чего я боялась больше всего. Он очень интересно технически снят.
А потом началось волшебство. Церкви просто завораживают !! Сколько же их было много на Руси. Смотришь на эту красоту и ощущение льющейся с экрана не то песни, ни то колокольного перезвона.
Почему верующий русский народ разрушил так много этой красоты?! Наверное, не так всё однозначно было в жизни! Есть вина и самой церкви . Не надо церковнослужителей сплошь делать белыми и пушистыми , народ не дурачок, а не заступился.
Прокудин-Горский достоин восхищения. Он - фотограф, изобретатель, новатор , первый в области цветной фотографии. Самоотверженный и бескорыстный энтузиаст своего дела.
Хорошо, что в фильме не было чиновников, с их круглыми физиономиями, которые бы начали оправдываться и обосновывать , почему на вверенной им территории разрушаются памятники старины.
И не согласна я с Парфёновым. И нынешние греки от своих древних, и египтяне - тоже. И у нас не всем безразлично, и не все могут на это смотреть равнодушно, значит ... Мы тоже от своих!!
Кстати, своим фильмом Леонид Парфенов тоже это доказал.
Ps. Я не смогла выбрать любимую фотографию из его коллекции, Они все чудо, как хороши.
-
Celin136
22 января 2022 г., 22:39Весь документальный фильм, как мне показалось, пронизан тоской по ушедшим временам старой России. Мне было странно и непонятно, что такой умнейший журналист, телеведущий, писатель ставит акцент на том, что же мы в итоге потеряли. Да, памятники архитектуры, это уже неповторимо. Но не сама ли элита России виновата, (позднее сбежавшая за границу), что не смогла продолжить процветание крупнейшей империи? Во все времена использовался и эксплуатировался труд обычного народа. Вот именно этих кадров маловато. Такие фотографии никому не были нужны. Да, показано несколько зажиточных семей. Особенно впечатлительны фото с девушками на фоне их нового отстроенного дома, а чуть дальше, фоном, можно увидеть покосившиеся избушки. Сделан упор только на красоту, на самые выгодные цвета и ракурсы. Но если бы обычный люд жил чуть получше, то не было бы страшного 17-го года. Я впечатлена тем искусством, которое более ста лет назад позволило нам увидеть прошлое. Но упрек по потерянному кажется мне необоснованным. Упущено самое главное, то что во все времена труд рабочего и крестьянина не был в цене.…
Читать дальшеВесь документальный фильм, как мне показалось, пронизан тоской по ушедшим временам старой России. Мне было странно и непонятно, что такой умнейший журналист, телеведущий, писатель ставит акцент на том, что же мы в итоге потеряли. Да, памятники архитектуры, это уже неповторимо. Но не сама ли элита России виновата, (позднее сбежавшая за границу), что не смогла продолжить процветание крупнейшей империи? Во все времена использовался и эксплуатировался труд обычного народа. Вот именно этих кадров маловато. Такие фотографии никому не были нужны. Да, показано несколько зажиточных семей. Особенно впечатлительны фото с девушками на фоне их нового отстроенного дома, а чуть дальше, фоном, можно увидеть покосившиеся избушки. Сделан упор только на красоту, на самые выгодные цвета и ракурсы. Но если бы обычный люд жил чуть получше, то не было бы страшного 17-го года.
Я впечатлена тем искусством, которое более ста лет назад позволило нам увидеть прошлое. Но упрек по потерянному кажется мне необоснованным. Упущено самое главное, то что во все времена труд рабочего и крестьянина не был в цене. Возможно я делаю акцент не на том, и непроизвольно уплыла не в ту тему. Мне стало обидно, что Парфенов сделал как бы укор всем нам за потерянное.В остальном же, фильм потрясающий. Тем, кто интересуется историей, великолепные фотографии Прокудина-Горского будут достойной копилочкой в эту тему.
Фильм смотрела в рамках флэшмоба 2022. За удовольствие от просмотра большое спасибо masha-shamraeva
Подборки
-
MovieVision: подборка игры
467 фильмов
-
Современное документальное кино
50 фильмов