Дни Турбиных (многосерийный)Драма (СССР, 1976) Режиссер: Владимир Басов
|
Отзывы
-
Shishkodryomov
4 ноября 2015 г., 05:13Десять звезд Басову за режиссуру, роль и чудный кокетливый тулупчик с разрезом, что он на себя напялил. Минус пять звезд ему же за экранизацию Булгакова, которого нельзя было экранизировать. Две звезды Сергею Иванову за роль Лариосика. И минус три звезды Мягкову за дешевый пафос и лоховской образ Турбина. Это ему не пьяненьких врачуг изображать.
-
hottary
28 марта 2020 г., 14:17Мне очень понравился этот фильм. В первую очередь ,хотелось бы отметить мастерство режиссера Владимира Басова. Фильм создан в СССР в 1972 году по пьесе Михаила Булгакова "Дни Турбиных" о переломном моменте в истории страны. Сошлись в страшной смертельной битве силы белой гвардии, большевики, украинское гетманство , поддерживаемое Германией и Петлюра с его мужичками, которым уже надоели все виды "панов", пытающихся ими командовать.
Сам Булгаков осторожно расставлял акценты , симпатизируя и белым, и красным, и простому народу.
Вот такой переломный момент , а практически бОльшая часть фильма проходит в доме Турбиных, за исключением второй серии, действие которой происходит в полку , который возглавляет Алексей Турбин.
Режиссер практически балансирует на острие бритвы симпатизируя душой белогвардейцам и одновременно поддерживая официальную политику страны (кто б ему разрешил под другим углом зрения фильм снять?) - воспевая приход большевиков -освободителей от Петлюры.
На первый план выступают человеческие качества : благородство, мужество, верность .
Нельзя не восхищаться Алексеем Турбиным до конца отвечающим за своих солдат, дождавшимся возвращения дозора и прикрывающего огнем их отход. Его младший брат Николка не оставит старшего до последней минуты. Верные друзья семьи : балагур и весельчак, душа компании Виктор Мышлаевский, Александр Студзинский -единственный , который собирается продолжить борьбу с большевиками, красавец адъютант гетмана - Шервинский, немного враль и хвастун, но верный друг. Прибившийся к этой компании Лариосик из Житомира такой милый, неуклюжий, но тоже верный.
А если ты предатель - то это мерзко,неважно, кто ты. Гетман, бросающий свою армию и под видом раненного офицера на носилках удирающего с немцами. Или ты - Тальберг предающий свою семью и страну и уезжающий в немецком поезде.
Отлично решено музыкальное сопровождение . Романс "Белой акации гроздья душистые..." стал лейтмотивом всего фильма. Мне еще понравилась песня юнкеров. Молодые ребята белые, красные, да хоть в полосочку, остаются молодыми и задорными даже накануне тяжелых испытаний. Залихвацкая песенка юнкеров " Здравствйте, дачники" про лето, дамочек и каблучки пела в моей голове три дня. А вплести в песню белой гвардии большевистскую "Смело мы в бой пойдем..." это ... на самом деле смело!
Актеры играют на высоте : особенно Ростоцкий - Николка, Титова - Лена-ясная, Иванов - Лариосик и Басов -Мышлаевский. Немного не лег на душу образ Алексея Турбина - Андрей Мягков. Бывает, не сложилось.
И еще. Если честно, по роману многих героев представляли моложе.
Ну да ладно , простим режиссеру, тем более, что он не увидел триумф своей картины, которая после единственного показа пролежала на полке 10(!) лет .
Вернулась на большой экран перед самым уходом Владимира Басова на свою радугу. Я думаю, что картина заслуженно вернулась к нам уже навсегда. -
utrechko
4 мая 2019 г., 18:40Поэт Михаил Матусовский рассказывал, что приступая к съемке «Дней Турбиных», Владимир Павлович (Басов) вспомнил, что в те давние времена, когда происходит действие пьесы Булгакова, в моде был романс «Белой акации гроздья душистые», мелодия которого позднее изменилась почти до неузнаваемости, приобрела маршевый характер и легла в основу известной революционной песни «Смело мы в бой пойдем». Режиссер захотел, чтобы темы этих двух песен прозвучали в картине как отзыв, эхо, отдаленное воспоминание тех лет, и поставил такую задачу передо мною и композитором Вениамином Баснером. Так появились в фильме две песни.
Фильм, поставленный Владимиром Басовым в 1976 году, удивительно бескомпромиссный (в рамках пьесы Булгакова, конечно), и как его выпустили в годы махрового застоя на экраны - для меня загадка, потому что при просмотре из настоящего в нем четко читается не упадничество белого офицерства и старой русской интеллигенции, а скорее их преданность себе, своей стране, своему слову (не у всех, не зря же там Басилашвили присутствует), ощущение конца чего-то большего и лучшего, нежели то, что идет на смену, потому что на смену идет дикость. Потеря ощущается где-то на кончике нервов.
Удивила игра Андрея Мягкова. Все же не его это роль, потому что она подразумевает наличие иного стержня, как мне кажется, нежели у Мягкова. Ему роль далась явно непросто - зажатые позы, постоянно напряженное лицо не есть признаки силы, на мой взгляд. В общем, на него было тяжело смотреть. Интеллигент у него получился, а полковник - нет.
Ёлочка с дождиком (как будто перекочевала из Иронии судьбы, только в увеличенном размере) - явный признак советского фильма. Почему у нас так любили увесить елку этим кошмарным "украшением"?
Интересно было пересмотреть, потому что сильных ощущений от фильма из юности не осталось, а потому они не накладывали никаких ожиданий.