Жанр | Драма, Ужасы, Фэнтези |
Возрастной ценз | 12+ |
Хронометраж | 1 ч. 17 мин. |
Режиссер |
|
Премьера | 21 августа 1970 г. (В России — 27 ноября 1967 г.) |
Киностудия | Мосфильм |
Страна | СССР |
Сценарий |
|
Оператор |
|
Композитор |
|
Альтернативные названия | Viy |
- Наталья Варлей
-
Леонид Куравлёв
Khoma - Борислав Брондуков
- Александра Денисова
- Вадим Захарченко
- Любовь Калюжная
- Дмитрий Капка
- Виктор Колпаков
Содержание
Студент-философ Хома Брут должен провести несколько ночей у гроба умершей панночки в старой церквушке в далекой деревне. Сможет ли он побороть свой страх, или ему придется столкнуться с нечистой силой?..
Отзывы
-
mangel200288
12 июля 2015 г., 14:29Пьянству - бой!
Это лучшая пропаганда сухого закона в кинематографе на моей памяти. Истинны слова одного из бурсаков: "после третьего штофа и не такое привидится". Вот и думай теперь, что реально могло случится с философом Хомой Брутом, а что - буйство пушистой белочки. У главного героя замечательное имя: восхитительнейший симбиоз Фомы неверующего и того самого Брута, который Цезаря предал. Трактуй, как хочешь. Как по мне, Фомы больше: философ и сам в Бога не верит, хотя именно этому в семинарии учат. С какой язвительностью он читает молитвы в церкви да еще и в пьяном виде, и табачком побаловаться не забывает. И только происки нечистой силы заставляют уверовать, ведь другой защиты не намечается. Понравились бурсаки. Примерно такими я их себе и представляла всю сознательную жизнь: бедные, вечно голодные и жадные до потехи. Все успевают, да с шутками: и девок пощипали, и торговок обнесли. А куда деваться, если у большинства ни кола ни двора, ни родни хоть какой-нибудь. От того и одежду казенную и обувь берегли: другой могло не быть еще долго (кадр с сапогами на палке и…
Читать дальшеПьянству - бой!
Это лучшая пропаганда сухого закона в кинематографе на моей памяти. Истинны слова одного из бурсаков: "после третьего штофа и не такое привидится". Вот и думай теперь, что реально могло случится с философом Хомой Брутом, а что - буйство пушистой белочки.
У главного героя замечательное имя: восхитительнейший симбиоз Фомы неверующего и того самого Брута, который Цезаря предал. Трактуй, как хочешь. Как по мне, Фомы больше: философ и сам в Бога не верит, хотя именно этому в семинарии учат. С какой язвительностью он читает молитвы в церкви да еще и в пьяном виде, и табачком побаловаться не забывает. И только происки нечистой силы заставляют уверовать, ведь другой защиты не намечается.
Понравились бурсаки. Примерно такими я их себе и представляла всю сознательную жизнь: бедные, вечно голодные и жадные до потехи. Все успевают, да с шутками: и девок пощипали, и торговок обнесли. А куда деваться, если у большинства ни кола ни двора, ни родни хоть какой-нибудь. От того и одежду казенную и обувь берегли: другой могло не быть еще долго (кадр с сапогами на палке и босым студиозусом).
Порадовала ведьма с явными мазохистскими наклонностями: пока Хома ее помелом охаживал, она так мило улыбалась да постанывала, как будто всю жизнь о подобном мечтала.
Дядьки вообще герои из разряда "сапоги, т.е. кони дорогу знают". Судя по всему, пьянство в фильме главенствует. Пьют почти все, еще и с явным удовольствием (съемочная группа - не исключение, иначе как объяснить трех аистов одинакового размера в гнезде на шинке?), да так, что борщ с кулешом путают (на ложке у Хомы явно пшено, а бабки утверждают, что о качестве борща надо у философа спрашивать). И в добавок, явно не с трезвой головы дверь в церкви по форме напоминает крышку гроба.
Единственное, за что хочется сказать огромное спасибо, - за этнографическую достоверность: костюмы, быт, замечательные песни и, особенно, за похоронный обряд.
Оценка 9/10. -
LoraG
8 декабря 2013 г., 22:44Первый и единственный советский фильм ужасов. Но зато какой! Мало кто знает, но авторы планировали снимать романтическую сказку, а вон что вышло. Фильм, естественно, почти сразу запретили как вредный и безыдейный и опять стали показывать только через 20 лет.
Три киевских семинариста на каникулах забрели на отдаленный хутор и один из них – Хома – спасая свою жизнь, забил до смерти старуху-ведьму, которая оказалась вовсе не старухой, а красавицей-панночкой. Панночка Хоме изощренно отомстила – ее отец заставил Хому читать отходную молитву над телом дочери в течение 3-х ночей. Ну и понеслось! Ночь, запертая снаружи мрачная церковь, вся в паутине. Панночка встает в гробу, гроб летает по церкви, пытаясь пробить нарисованный Хомой магический круг. Продержаться надо до первых петухов с помощью единственного оружия – молитвы. Только не смотреть! Только не бояться! Падают на землю иконы, разлетаются стекла, рухнула огромная люстра. <userpic size="r"…
Читать дальшеПервый и единственный советский фильм ужасов. Но зато какой! Мало кто знает, но авторы планировали снимать романтическую сказку, а вон что вышло. Фильм, естественно, почти сразу запретили как вредный и безыдейный и опять стали показывать только через 20 лет.
Три киевских семинариста на каникулах забрели на отдаленный хутор и один из них – Хома – спасая свою жизнь, забил до смерти старуху-ведьму, которая оказалась вовсе не старухой, а красавицей-панночкой. Панночка Хоме изощренно отомстила – ее отец заставил Хому читать отходную молитву над телом дочери в течение 3-х ночей.
Ну и понеслось! Ночь, запертая снаружи мрачная церковь, вся в паутине. Панночка встает в гробу, гроб летает по церкви, пытаясь пробить нарисованный Хомой магический круг. Продержаться надо до первых петухов с помощью единственного оружия – молитвы. Только не смотреть! Только не бояться! Падают на землю иконы, разлетаются стекла, рухнула огромная люстра.
Со всех сторон наползает разнообразная нечисть, Поразительно, но советские чудища выглядят пострашнее многих современных монстров: упыри с тремя вывороченными носами, вислоухие вампиры, вурдалаки с губами в половину лица… И главный злодей Вий – «Поднимите мне веки»! А вот крови там практически нет, только однажды Панночка пустила скупую кровавую слезу.
Для усиления эффекта буйство нечисти разворачивается под музыку Карена Хачатуряна, в которой использованы цитаты из «Ночи на лысой горе» Мусоргского». Настоящий шабаш! Даже сейчас некоторые моменты жутковато смотрятся, а уж в детстве можно было набояться от души. И заметьте, без всяких навороченных компьютерных спецэффектов… -
hottary
15 июня 2020 г., 14:05В советском кинематографе очень мало фильмов-ужасов, всё соцреализм да соцреализм. Но Гоголю можно всё, в том числе и чертовщинку подпустить. Фильм отличается от повести, но полностью выдерживает дух и атмосферу страшной сказки Николая Васильевича. В фильме обалденный второй план. Все эти гуси, поросята, хаты, цибули, развешанные вдоль стен... Украинский говорок здесь именно украинский, а не режущий слух псевдоакцент. Музыкальное сопровождение в фильме - это 100% попадание. начиная с титров на фоне зловещей паутины в углу хаты. Песни тут напевные, красивые и даже отчаянный танец философа Хомы хорошо вписался в атмосферу фильма. Если смотреть ночью с выключенным светом, то и панночка, встающая из гроба, и летающий по церкви гроб страшноватые. А вий и упыри с вурдалаками - не очень. Гоголевского юмора здесь тоже предостаточно. Бурса , разбегающаяся на каникулы и напутственная речь ректора, селяне, которые все знают, что панночка - ведьма, друзья Хомы, расписывающие церковь... Если хорошо покопаться, то и мораль можно нарыть: и про страх, и про народность, и про религию и…
Читать дальшеВ советском кинематографе очень мало фильмов-ужасов, всё соцреализм да соцреализм. Но Гоголю можно всё, в том числе и чертовщинку подпустить. Фильм отличается от повести, но полностью выдерживает дух и атмосферу страшной сказки Николая Васильевича.
В фильме обалденный второй план. Все эти гуси, поросята, хаты, цибули, развешанные вдоль стен... Украинский говорок здесь именно украинский, а не режущий слух псевдоакцент. Музыкальное сопровождение в фильме - это 100% попадание. начиная с титров на фоне зловещей паутины в углу хаты. Песни тут напевные, красивые и даже отчаянный танец философа Хомы хорошо вписался в атмосферу фильма.
Если смотреть ночью с выключенным светом, то и панночка, встающая из гроба, и летающий по церкви гроб страшноватые. А вий и упыри с вурдалаками - не очень.
Гоголевского юмора здесь тоже предостаточно. Бурса , разбегающаяся на каникулы и напутственная речь ректора, селяне, которые все знают, что панночка - ведьма, друзья Хомы, расписывающие церковь... Если хорошо покопаться, то и мораль можно нарыть: и про страх, и про народность, и про религию и веру.
На мой вкус, совсем неплохой получился фильм. -
Abandoned
26 августа 2017 г., 21:08Тёмная и страшная гоголевская сказка.
«Знаете ли вы украинскую ночь?», - впрочем, это из другого произведения. Тем не менее, эти строки бессмертного творения Николая Васильевича уместны и в данном случае. Россия и Украина… Наши страны издавна связывает очень многое: геополитика, музыка, живопись, литература. Взаимопроникновение культур двух стран настолько глубоко, что порой между ними сложно провести четкую границу. Границу проводят амбициозные политики, которые пожизненно не желают слезать с трона, и телевизор, вещающий по приказу.
Наш российский (украинский) страх своеобразен. Это вам не американские глупые ужастики! И трансинвальские
напыщенные вампиры в подмётки не годятся нашим упырям. Никакие Дэмьены не страшны нам так, как родные покойники. Ну посмотрите, сколько у нас общего! Хотя бы в этом! И перестаньте обливать друг друга помоями на забаву властьпридержащим. Смотрите лучше кино! Политическая возня не стоит и двух обмоченных пальцев. А искусство вечно! -
KseniyaChernyshevaPermRus
20 марта 2023 г., 13:29Очень круто сделан фильм. Прекрасная игра актеров, пейзажи понравились.
-
sparrow_grass
1 ноября 2014 г., 22:57Действительно хорошая экранизация Гоголя, без дураков.
Ремейки
Подборки
-
1001 фильм, который вы должны посмотреть за свою жизнь
991 фильм
-
Книжные экранизации
5723 фильма
-
Экранизации русской классики
547 фильмов
-
Русские ужасы
124 фильма
-
Ведьмы
152 фильма
-
Готика
115 фильмов