В августе 44-гоБоевик, Военный (Беларусь, Россия, 2001) Режиссер: Михаил Пташук
|
Отзывы
-
rhanigusto
27 мая 2019 г., 15:14…«…товарищ капитан, бабушка — приехала!..»…
…на землях освобождённой от германских войск Белоруссии, в глубоком теперь уже красноармейском тылу активно действуют вражеские агенты. Оперативной группе контрразведчиков СМЕРШа во главе с капитаном Павлом Алёхиным (…Евгений Миронов…), поставлена боевая задача обезвредить особо опасную разведгруппу противника. Положение приобретает принципиально иной масштаб, когда внезапно выясняется, что работа абверских разведчиков в регионе направлена на подрыв стратегической операции советских войск в Прибалтике. С этого момента ставки взлетают, фактически, в стратосферу — весь комплекс розыскных мероприятий взят под контроль Иосифом Виссарионовичем персонально. И теперь уже принято решение проведения масштабной спецоперации по полному и бесповоротному прочёсыванию местности по всем периметрам с максимальным вовлечением маршевых рот НКВД. Алёхин, конечно же, понимает, что подобное будет означать кромешный провал всех ранее достигнутых сотрудниками СМЕРШа успехов. А кроме того — выявленные германские агенты с почти стопроцентной гарантией будут уничтожены при задержании, что полностью обнулит возможности вскрытия агентурной сети Третьего Рейха в подведомственном районе. Ну, и в качестве неприятного дополнения — развёртывание такого калибра войсковой деятельности непременно будет означает, что контрразведка со своими задачами не справилась, а следовательно — командованием будут сделаны однозначные выводы с вполне ожидаемой крайне негативной коннотацией. Капитан сотоварищи идут, что называется, ва-банк, отыскивая единственную связующую ниточку и устраивают отчаянную засаду…
…секрет оглушительного успеха военно-исторической детективно-остросюжетной драмы «В августе 44-го…» 2001-ого года выпуска за авторством режиссёра Михаила Пташука крайне незамысловат, на самом-то. Дело в том, что данная лента снята максимально приближено к материалу, фабуле и букве своего литературного первоисточника — романа «Момент истины» писателя-прозаика Владимира Иосифовича Богомолова. В прошлом, кстати, являвшегося, помимо многого прочего, штатным сотрудником МГБ СССР. Упомянутая книга объективно и без лишних слов — одно из лучших произведений советского периода про войну в своей жанровой нише. Роман был переведён более чем на двадцать языков, а одних только отечественных переизданий «Момента истины» насчитывается сейчас около девяносто пяти. И, при таких художественно-прозаических корнях, не получиться мощным психологическим триллером самого высокого пошиба у «…44-го…» попросту не было никаких шансов…
…кинопродукцию, основанную на реальных событиях периода Второй мировой и сейчас, спустя почти два десятка лет после выхода ленты Пташука, пытаются делать практически все кому не лень. Получается, что правда, далеко и совсем не у всех. Хотя бы и с многомиллионными сметными расчётами в свободно конвертируемом эквиваленте. И это при том, что «В августе 44-го…» предельно положительного результата удалось добиться откровенно архаичными кинематографическими средствами. Здесь нет вообще никакого остросюжетного нагнетания. В кадре — тёплый солнечный свет, мягкий и бархатный завершающий летний месяц. В фоновом ракурсе — непрерывно текущая землистая масса пехотинцев и военной техники, нескончаемо от восхода до заката льющаяся на Западный фронт. Всё необходимое психологическое напряжение достигается лишь невероятной работой актёров с мимикой, игрой и выражением их лиц. Нервный физиономический накал страстей в крупных планах заряжает зрителя беспокойством похлеще тревожной музыки и выпрыгиваний роялей из кустов в иных, сходных по жанровому цеху картинах…
…«В августе 44-го…» — драгоценнейший пример изящного переплетения лучших жанровых приёмов старого и нового отечественного кинематографа. В Советском Союзе ленты о народный подвигах Великой Отечественной натурально фаршировали до избытка атмосферой неопределённости, беспокойства и тревожного ожидания для максимального и широчайшего возбуждения зрительского интереса. Нынче же сами героические действия рядовых бойцов и офицеров Красной Армии конвертируется в объёмную фактуру для остросюжетного кино. Пташук, возможно, был первым, кто синтезировал блистательный купаж из серых, бескровных военных гимнастёрок и грузовиков, вязнущих в белорусской распутице и мощнейших крупных планов с закадровыми программными монологами персонажей и напряжённой игрой лицевых мышц в спонтанный, но невероятно эффектный жанровый антураж. С полным, надобно отметить, отсутствием клюквенных ура-патриотических и вообще любых идеологических предустановок. А это, согласитесь, уж одного двух просмотров стоит точно и наверняка…
-
Teufelchen_nr_13
28 декабря 2017 г., 05:42сюжет: в белорусских лесах опергруппа ищет шпионов, передающих шифрованные сообщения по радиостанции. Мозг группы капитан Алехин (Евгений Миронов), кулаки группы Таманцев (Галкин) и белокурый салага группы Блинов (стир с жутким шрамами на лице из ИП- Колокольников ). Первый час прошел бодренько: опергруппа шарилась по лесу, допрашивала возможных свидетелей, пыталась выстроить версии. Ход с подачей телеграмм, радиограмм и прочих шифровок я оценила.
Вторая часть фильма как-то провисла и я заскучала. В финальной сцене я снова мобилизовала органы чувств, но все зазря, ее чет размазали как манную кашу по тарелке и не дотянули, а потом резко перетянули. Вообще, все было бы ничего и можно было бы сказать что Богомолов - автор экранизированного произведения - безбожно придирается. Если бы не два жирных минуса.
1) Евгений Миронов, который почему-то решил, что целевая группа фильма - клинические идиоты, которым все надо растолковывать на пальцах. Поэтому каждый раз когда он вводит в заблуждение кого-то и выдумывает легенды на ходу, у него на лбу появляется бегущая строка "зритель, я вру! Этот бред я несу для объекта, а ты знай - это все вранье " и в итоге непонятно как на это вообще можно купиться, с таким подходом даже конфету у пятилетки не выманить. Ну какой он нафиг контрразведчик и крутой чел? Особенно в сочетании с его весьма невзрачными природными данными, на выходе временами получатся вообще какой-то сельский дурачок
2) товарищ комендатор взятый для алиби в лес. Он, прастити, что играл? Я все никак не могла понять когда он тупо смотрел перед собой пока Миронов сигналил ему "красавицы Кадикса замуж не хотяаат!", что он хотел этим выразить: он заодно со шпионами ? Не одобряет действия и молча протестует? Испугался? Хочет есть/пить/в туалет/его мучает похмелье? Или это должно было выражать тонкую душевную организацию и личную трагедию, объяснение которой надо искать под ножницами монтажера/продюсера?
Короче, так-то оно не то чтоб плохо, но Богомолова понимаю. Если б из моего героического разведчика делали сельского дурачка я б тоже психовала.
-
Kvertoff
28 декабря 2014 г., 19:22Роман Владимира Богомолова не читал, поэтому понятия не имею, чем он так сильно был недоволен, что аж решил полностью откреститься от этой экранизации. По-моему, вполне нормальный фильм с детективно-приключенческой линией. Сюжет данной ленты не столько о войне, сколько о действиях контрразведки во времена ВОВ. На территории Беларуси удалось засечь сигналы радиостанции, передающей зашифрованные послания, которые ставят под угрозу срыва готовящуюся крупную операцию. Группа разведчиков под руководством капитана Алехина отправляется в те края, чтоб обнаружить место выхода в эфир, разыскать диверсантов и взять их с поличным. Когда одна связующая ниточка обрывается вместе с жизнью одного из шпионов, начальство требует доложить о результатах операции в течение суток.
Развитие сюжетной линии неторопливое, но напряженное. Все эти выслеживания в лесу под замечательную тревожную музыку бесспорно заставят зрителей поерзать в кресле. А уж финальный эпизод на поляне вообще натянут, как тетива. Только и ждешь, когда же Михаил Пташук выпустит стрелу. Но в большей мере фильм выезжает за счет фактурных актеров. Лично мне больше всего понравился Владислав Галкин в образе старшего лейтенанта Таманцева. Он наиболее убедителен в образе разведчика. Миронов тоже неплохо смотрелся, но как-то сложно воспринимать его в качестве капитана. Ни военной стати, ни волевых черт лица. У него более лиричный типаж. Хотя его старания очевидны, поэтому все-таки сопереживаешь доброму капитану.
В целом, не скажу, что я прям в восторге, но скучно точно не было. Просто нормальное кино о разведке, снятое в духе советского кинематографа. Масштабных боевых действий вы не увидите здесь, но ужасы войны в лице ребенка с культей будут. Пожалуй, это был самый драматичный эпизод в фильме. В остальном — чисто развлекательный продукт.
-
Abandoned
27 января 2018 г., 17:56Принял решение посмотреть фильм после того, как прочитал книгу. Я отчасти согласен с Богомоловым. Не то, что бы уж совсем провальными оказались некоторые эпизоды, но книга явно острее и интереснее. Ключевой момент засады в лесу, как мне кажется, уж точно не получился. В романе мыслительный процесс капитана Алёхина прорисован гораздо лучше, чувствуется напряжённость и сомнения. Кинематографическими средствами такого воспроизвести не удалось, а может быть в данном случае это сделать и просто невозможно. Сила слова всё-таки сильнее!
Евгений Миронов сделал всё возможное и сыграл первоклассно. Достойно восхищения то, как он за короткий эпизод несколько раз сумел перевоплотиться. Действительно, актёр талантливый и может сыграть всё, что угодно. А вот как показать работу мысли? То, что мы читаем в романе – пропускаем через свой мозг. Это недостижимо, или почти недостижимо в кино. Так что будем слегка снисходительны.
Игра остальных актёров вызывает вопросы. Не убедителен получился Таманцев в роли Галкина, а диверсант слишком быстро раскололся.
Весьма хорош фильм, как военный детектив. Доброкачественен, как боевик. Но хотелось бы большего. -
dimaz
7 апреля 2014 г., 15:07Отличный фильм!
Я убеждён, что у белорусов лучше всех получается снимать фильмы про войну.
Отличный сюжет, декорации, образы. Актёры раскрылись великолепно.Фильм смотреть однозначно!
Даже не обращая внимание на военную тематику, этот фильм - отличный
шпионский детектив, напряжённый и захватывающий.