Тарас БульбаБоевик, Военный (Польша, Украина, 2009) Режиссер: Владимир Бортко
|
Отзывы
-
Kvertoff
14 января 2017 г., 15:38Сначала фильм смотрится немного скучно и однообразно. Тема казачества меня не цепляет. Я вообще не люблю фильмы с историческим уклоном. Интерес появился, когда на первый план вышла линия Андрия. Хоть по факту он и предал свою родину, но сделал это не по трусости своей, а из-за любви к панночке. Еще, конечно, меня зацепили сцены казни. Кроме того, что они визуально смотрятся эффектно, в них еще много драматизма. Фраза «Добре, сынку, добре» встала комком у меня в горле. Конечно, фильм в большей степени обязан харизме Богдана Ступки. Он потрясающе сыграл свою роль. Волевой, сильный духом и физически, настоящий предводитель. Его скупые мужские слезы стали для меня главным плюсом в этом фильме. Владимир Вдовиченков сначала резал мне глаза своим присутствием. К нему приклеился уже другой образ. Но в конце он был хорош. Вот только говор бы ему немного подправить, чтоб акцент не так был слышен. Абсолютно не понравился Михаил Боярский. Весь фильм меня не покидала мысль: «Какого черта сюда прискакал Д`Артаньян?». Хоть и был он тут без шляпы (а это уже удивительно), хоть и выкладывался насколько мог, но все равно вызывал во мне сплошной диссонанс. В общем, были здесь моменты, которые мне очень понравились. Но были и минусы, которые меня напрягали.
-
sam
30 января 2014 г., 14:03Вообще я не люблю это произведение Гоголя, однако надеялась, что сценарий будет более адаптированным, а характеры героев не такие плоские. Увы, надежды не оправдались :( Все, что я так не люблю в этой повести (пафосность и жестокость) вылезло здесь во всей своей красе и, благодаря "правдоподобной", "реалистичной" визуализации только усилилось. Хотя я не помню повесть Гоголя дословно, но авторский текст, по-видимому, остался совершенно нетронутым, иначе с чего бы это героям произносить жутко пафосные речи, бросаться в сражения "за веру, Христа и церковь" и умирать в бою в лучших традициях ура-патриотических советских фильмов (сразу же представились идейные революционеры-большевики, погибающие от рук белогвардейцев с верой в "светлое будущее" на устах). Возможно, я совсем очерствела сердцем, но никакого сочувствия у меня эти лубочные казаки не вызвали. "Лубочные" - поскольку сцены в Запорожской Сечи смотрятся как явный лубок. Казаки, как им и положено, пьют, гуляют, дерутся, пишут письмо турецкому султану, т.е. представляют собой этакий обобщенный образ лихих парней-рубак, без малейшей углубленности в психологию отдельных личностей. Честно, они все похожи друг на друга как близнецы-братья. Позабавили Боярский и Хмельницкий в роли старых казаков, ну просто уморительно смотрелись :))) Из сражений мне понравился только штурм крепости, остальные "бои" меня, мягко говоря, утомили - крупные кадры ран и втыкающихся в тело сабель и постоянные хлюпающие звуки льющейся крови вызывали только раздражение. Сцена "реалистичных" пыток Остапа вообще убила. Для чего нужна такая натуралистичность?.. Чтобы более душещипательно прозвучал его возглас "где ты, батька?" Создатели фильма, видимо, решили добиться бОльшей реалистичности характеров за счет реалистичного изображения пыток и убийств. Не очень-то это у них получилось, герои как были изначально плоские у Гоголя, так и остались. Ах да, еще и "обнаженку" добавили :))) Видимо, чтобы зритель больше проникся любовью Андрия и панночки. Если честно, мне было все равно, что с "обнаженкой", что без. Я не поверила ни в их любовь, ни в то, что Андрий буквально за несколько минут без раздумий предал "своих", а потом с мрачной решимостью кинулся в битву их рубить. В общем, никакого психологизма персонажей, и в этом главный минус этого фильма (впрочем, откуда взяться психологизму, если в первоисточнике, насколько я помню, с этим тоже плоховато?..) Итого 4 балла из 10 за впечатлившие меня моменты:
штурм крепости,
великолепные, очень лиричные виды русских (или украинских?..) просторов,
ну и за персонажей Боярского и Хмельницкого, поразивших меня в самое сердце своими ролями - не могу сказать, что мне понравилось, но для меня это было необычное зрелище...:)))Кстати, вопрос для знатоков - а что это за странные "крылышки" были у польских "рыцарей" на спине?.. Для чего это нужно??? Просто мода такая была, что ли?.. Тоже мне "ангелы" :))) По-моему, это совершенно бесполезное приспособление - наверняка ведь мешает в бою. У меня большое сомнение, что в те времена это действительно "носили"...
Игра "Трижды три темы". Спасибо за совет Zaraza
-
rhanigusto
13 апреля 2019 г., 16:57…натуралистично-кровавая иронично-ярмарочная нетленная классика…
…пересказывать, хоть даже и в общих чертах, сюжет хрестоматийной повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» из «миргородского» цикла — это, на самом-то, уже совсем «не это». Другое дело — художественный фильм, экранизирующий рекомую литературную повествовательность в редакции 1842-ого, отснятый режиссёром Владимиром Бортко в 2008-ом. И выпущенный аккурат на следующий день после двухсотлетнего юбилея классика русско-украинской литературы. То бишь —числа второго, апреля месяца, а года такого же, как и ранее сказано, только с девяткой на правом краю…
…сюжетно последнее на момент написания этих строк киновоплощение «Тараса Бульбы» находится в рамках настолько незначительных отличий от оригинала, что просто невозможно самим этим фактом не восхититься. И в случае дожития, в чисто предположительной плоскости условных допущений, естественно же, писателем до появления данной картины в районных кинотеатрах близ какой-нибудь Диканьки, Гоголю творение Бортко сотоварищи могло бы, наверное, и понравиться. Поскольку парадоксальность и гротескность ленты 2009-ого всецело соотносится с противоречивым и антиномическим чувством юмора именитого литератора-демиурга…
…Николая Васильевича здесь зачитывают с экрана не просто уже предложениями или там абзацами, а цельными двухстраничными разворотами. Но, несмотря на щедрый избыток программных монологов персонажей, атмосфера которых ощутимо порой отдаёт митингами, если не партсобраниями, когда очередной вольный запорожец вскарабкивается на импровизированный постамент и толкает чувственно-патриотические речи, не меньше экранного времени занимают удивительной гармонии и красоты батальные увертюры. Что правда, даже погибая в ратном и неравном как правило бою, любой из основных героев декламирует, как правило, патетичную и сосредоточенно-наставленческую прощальную речь. Данный эффект безмерного, но положительного и даже умиротворяющего пафоса суммируется и подкрепляется закадровым гласом Сергея Безрукова, каковой время от времени вступает на правах солиста в общий хор и декламирует особенной важности цитаты из оригинала…
…однако в осовремененном «Тарасе Бульбе» нашлось место и разнообразным сценарным вольностям. Например — клубничные, голливудской стилистики и костюмной эротики сценки с польской панночкой Магдаленой Мельцаж. С зеркалами, открытыми окнами, выпученными от возбуждения глазами полковничьего сына Андрия, на простынях и при свечах. Или, допустим, карикатурно-показательная, предельно-тщательная экранизация картины великого и тоже русско-украинского живописца Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В которой визуальная составляющая иллюстрируется весьма фривольными казацкими речёвками из реального исторического документа той эпохи…
…тем не менее, творение Бортко выполняет ещё одну, очень, думается, важную задачу. Его «Тарас Бульба» реабилитирует Гоголя равно в глазах как молодого, нынешнего поколения зрителей, так и всех тех, нещадно прогуливаших в советское время уроки литературы, из ипостаси скучноватого автора бесконечных и пространных жизнеописаний степной украинской флоры и сечевой казацкой фауны, возвращая Николая Васильевича на одну ступень с модными нынче баталистами Генриком Сенкевичем и Морисом Дрюоном. Ведь внутри подпространства ленты 2009-ого кроме двух с лишком часов великолепной историко-костюмированной трагической драмы и драматической трагикомедии нашлось с избытком места и для штурма крепостей, отрубленных голов и прочих конечностей, озёр крови, нескончаемых пыток, истязаний и членовредительства. И даже для Михаила «Д’Артаньяна» Боярского. Без шляпы и вообще до пояса практически раздетого, зато с рельефной мускулатурой, шашкой наголо, занятого тут в незабываемой роли бесшабашного казака по кличке «Шило»…
…к счастью, Гоголь у Владимира Бортко вышел крепкий, степенный и подавляющей частью неразбавленный. Как всегда великолепен Богдан Ступка в роли старого уманского казачьего полковника Тараса Бульбы. Сотворённый им ослепительный образ матёрого казачищи теперь, по всей видимости, вполне способен без посторонней поддержки сделаться взаправдашним эталоном в кинематографе. Небезосновательно и приятно удивляет и Владимир Вдовиченков, со своим персонажем — старшим сыном Бульбы Остапом. Казнь его экранного воплощения шокирующа и драматична настолько, что прекрасных представительниц зрительской ложи в этот момент хронометража лучше всего отвернуть взором от показанных Бортко палаческих членовредительств…
…по итогу разбора можно удовлетворённо констатировать — гоголевский литертурно-мифологический, фольклорный в значительной мере микрокосм с бумаги перенесён на экраны за малым только что не идеально. Действо происходящее и сказочно, и нереально, и смешно, и поэтично. Ну, и снабжено изрядно переборами пафосной патриотики, хотя куда нынче без этого. И всё же — мир тут по-настоящему гоголевский, с золочёной луной, сияющей над посеребрёнными просторами украинских степей. И за это можно простить авторам едва ли не все явные и скрытые крайности…