Отзывы о фильме «Обыкновенные люди»

Обыкновенные люди

Обыкновенные люди

Драма (США, 1980)

Рейтинг IMDB: 7.8 (40 989 голосов)

Отзывы

  • Никогда бы не подумал, что тихую семейную драму предпочтут такому мощнейшему эпику как "Бешенный бык". И все же, Оскар отдали именно "Обыкновенным людям". Самое странное, что это действительно отличный фильм, сложный и пронзительный, несмотря на всю постановочность. Каждая семья несчастлива по-своему и каждая семья свое несчастье переживает уникальным образом. Роберту Редфорду в своем дебютном фильме хватило смелости заглянуть за ширму фальшивых улыбок и пустых разговоров о том, какая сегодня на улице плохая погода и как дела у коллег по работе.

    Режиссеру удалось вытащить на суд зрителей то, о чем предпочитают не говорить вообще, но что рано или поздно переживает каждый: смерть близкого человека. Причем героями фильма становятся не выдающиеся музыканты и спортсмены, не политики и космонавты. А самые обычные люди, такие же, как и зрители. Более того, смерти наплевать, кто перед ней, поэтому и политики и космонавты при просмотре этого фильма также станут обычными людьми. И окажется, что за ширмой фальшивых улыбок и пустых разговоров на самом деле бушуют страсти и кипят нервы. И с виду самая обычная семья после смерти старшего сына раскалывается на обособленные части, когда никто не понимает друг друга и даже не пытается понять. Блестящая роль Тимоти Хаттона, персонаж которого винит себя за смерть брата и после попытки суицида и шоковой терапии в клинике пытается снова научиться жить и чувствовать себя человеком. Страшно возвращаться к жизни после потери. Но ещё страшнее - жить без настоящих чувств.

  • Для меня этот фильм, кроме всего прочего, останется «тем фильмом, который» вырвал «Оскара» у фильма «Бешеный бык». Я до сих пор не убеждена, что это справедливо.
    Но что-то в этом фильме сильно зацепило маститых киноакадемиков.
    Ничего же великого в фильме не происходит. Обыкновенная жизнь обыкновенных людей.
    Произошедшая трагедия со старшим сыном переделила жизнь этих людей на ДО и ПОСЛЕ. Каждый в семье воспринимает и переживает это по-своему. Страдает младший сын. Гложет и изводит его чувство вины за смерть старшего брата. Отсюда, понятная попытка суицида. Переживает за него, мучается папа.
    Только одна мама никак не хочет понять и принять , что возврата к старому быть не может. Сразу говорю, что никого осуждать не собираюсь, тем более маму.
    Знаю, что человек иногда, когда боль зашкаливает, как защитную реакцию использует такую же манеру поведения, как супруги Джаретт. По-другому нельзя, иначе разрыв аорты, иначе можно скатиться в сумасшествие. Что может быть ужаснее для родителей, чем смерть ребёнка. Их защита, это стремится даже после таких трагедий старшего и младшего сыновей, выглядеть, «как все». Их мирок, их жизнь разрушилась, а они пытаются сохранить внешнюю оболочку. Но повторюсь, я восприняла это как защитную реакцию организма.
    Фильм медлительный, динамики мало, да она в нем и не нужна. Ведь в обыденной жизни с нами на каждом шагу не происходят киношные приключения? и эмоции мы тоже не выплёскиваем каждую минуту. Обычная ситуация обычных людей, то есть нас. Может это и цапануло киноакадемиков. Фильм про каждого, значит и про них тоже.

  • Сюжет. Перед нами обычная американская семья среднего достатка: мама-папа-сын. Папа какой-то там юрист, мама тоже вся в делах и заботах, но при этом они ведут общественную жизнь, ходят в гости и в театр, ведут беседы за ужином. В общем, родители как из рекламного ролика. А вот с их сыном Конрадом явно что-то не так: как выяснилось, недавно он совершил попытку самоубийства и теперь его состояние и поведение трудно назвать нормальным. Родители отправляют Конрада к психотерапевту, но результаты лечения оказываются совсем не такими, как они ожидали.

    Воплощение. Фильм снят по книге, которая, как я поняла, состоит из одних диалогов. На адаптацию сценария не зря ушло больше двух лет, он получился отличным! В начале совершенно непонятно, что именно произошло, кажется что у Конрада какие-то подростковые психологические проблемы. Но постепенно, шаг за шагом, нам открывается подоплека событий, становится ясно, что в семье произошло несчастье, но каждый из них переживает горе по-своему. Мы видим, как семейная трагедия буквально раздавила подростка, как тяжело ему справляться в одиночку с утратой, чувством вины, злостью на родителей, отказывающихся показывать свои чувства и предпочитающих создавать видимость счастливой и благополучной семьи. Мы вместе с Конрадом проходим терапию, видим, как он шаг за шагом выбирается из своей внутренней тюрьмы, начинает высвобождать чувства, высказывать мысли, возвращаться к жизни.

    И вот эта, в общем-то, простая история одной семьи, пробирает до глубины души. Это ведь даже не социальное кино. Это фильм про людей. Про то, как по-разному мы переживаем горе, как тяжело чувствовать вину, знать что уже ничего не можешь исправить, и главное - не можешь никому сказать об этом, облегчить душу.

    Для меня это главное в фильме - напоминание о том, что душа нуждается в разговоре, об облегчении, которое несет откровенность, о том, что семья не должна превращаться в набор функционирующих ролевых персонажей, что всеми силами надо сохранять доверие и откровенность с близкими людьми.

    Снято все это так же отлично - без дешевых эффектов, мелодраматизма, поясняющих разговоров. Все предельно натурально, на нервах, на взглядах, на полутонах. Просто удивительно, как Роберт Рэдфорд смог удержаться на тонкой грани и не скатиться в слезовыжимательство и морализаторство, а ведь это его первый фильм в качестве режиссера! Впрочем, киноакадемия по достоинству оценила его мастерство и фильм получил целых 4 премии Оскар: за сценарий, режиссуру, мужскую роль второго плана и как лучший фильм 1980 года.

    У меня только одна претензия к уважаемым академикам: почему работу Тимоти Хаттона, сыгравшего Конрада, отнесли к ролям второго плана? Ведь на нем, по сути, держится весь фильм! Молодой парень, за плечами которого всего ничего киноработ, справился с такой непростой ролью просто блестяще! Вообще весь актерский ансамбль на высоте, хоть там задействованы и не самые известные актеры. Очень запомнился психотерапевт в исполнении Джада Херша - внимательный, вдумчивый, неравнодушный. Я бы хоть сейчас к такому на прием пошла с удовольствием! Приятно было увидеть молоденькую Элизабет Макговерн, которая и сейчас, спустя 34 года, невероятно красивая и обаятельная женщина, в чем могут удостовериться поклонники “Аббатства Даунтон”.

    Вердикт. Прекрасный фильм, просто открытие нескольких месяцев для меня. Очень рада, что посмотрела его, чего и всем советую.