Отзывы о фильме «Мимино»

Мимино

Мимино

Драма, Комедия (СССР, 1977)

Рейтинг IMDB: 8.4 (4 033 голоса)

Отзывы

  • Множество раз можно смотреть и не надоест. Потому, что здесь рассказано неординарно о любви к родине. Не о той самой, помпезной, обрамлённой знамёнами и барабанным боем, не агрессивной и показной, а настоящей. Правдивой, а не навязанной. От сердца. О такой любви к родине, которую, как мне кажется, мы постепенно теряем. О ней не кричат в рупор, её просто чувствуют. Фильм говорит нам, что она всё-таки существует.

    Та часть, где действие происходит в горном селе, навевает на нас умиротворённость, спокойствие. Жители Телави и окрестностей находятся в гармонии с природой, они дружелюбны и духовно щедры. Даже Кукуш, пытавшийся всучить несуразную кепку клиенту, не кажется нам обманщиком и крохобором. Поскольку, это всё наше, родное. Глубинка в этом смысле везде одинакова – хоть в Грузии, хоть в Сибири. Даром, что разный пейзаж за окном. Не в этом дело!
    Стоит персонажам переместиться в Москву, или не дай бог в какой-нибудь Нью-Дели, мы ощущаем нарастающую тревогу. Вежливые телефонистки и галантные девушки-продавцы зелёных крокодилов – элементы другой жизни. Хорошей, но всё же другой! И Мимино, достигший своей голубой мечты, представляется нам чужим на этом празднике. Вот бывают такие люди. Их всё меньше и меньше…

    Разрушить связь с землёй, взрастившей тебя, сможет далеко не каждый. И Валико, и рыдающий в трубку израильтянин как раз из таких.

    Все мы мечтаем о лучшей доле. Каждый из нас не прочь облачиться в парадный китель вместо замызганной робы. Вопрос в том, что мы готовы отдать за эти метаморфозы. Некоторые отдают душу. А потом напрочь забывают о ней. Будто её и не было никогда. Завидовать ли таким? А кто ж знает? Без души оно, наверное, как-то спокойнее. Правда, ты уже тогда насекомое, а не человек. Решение за нами.

  • …бесшумно летящие армяно-грузинские мечтания…

    …Валико Мизандари (…Вахтанг Кикабидзе…), лётчик гражданской авиации по кличке «Мимино» (…«Сокол» в переводе с языка оригинала…) и пилот малолитражного вертолёта Ми-2 проживает с престарелым дедушкой, незамужней сестрой и её отроком школьного возраста в забитом горном грузинском ауле. В один из ничем другим не примечательных дней в тбилисском аэропорту ему встречается бывший сокурсник, который теперь выполняет международные авиарейсы на респектабельном сверхзвуковом авиалайнере Ту-144. В экипаже друга своей юности Мимино обнаруживает хорошенькую блондинку-бортпроводницу Ларису Комарову (…Елена Проклова…). С этого самого момента ошарашенный Валико начинает неистово и безудержно хотеть одновременно рекомую Ларису Ивановну, в Москву и из малой авиации в большую…

    …на фоне, допустим, картин Гайдая и Рязанова, тоже выступавших в советской комедийной жанровой нише, лента Георгия Данелии «Мимино» смотрится пришельцем из какой-то параллельной артхаусной кинореальности. Сбрасывая со счетов, естественно, самый тот факт, что никакого арт-хауса, тем более кинематографического, в СССР не было и быть, в-общем-то, не могло. История злоключений провинциального, деревенского лётчика положительно преувеличенно неспешна и более чем мечтательна, нежели это полагается для лёгкого и отдыхательного формата кинокомедии. Нарратив «Мимино» гораздо полнее отображает интегральное определение «трагикомедия» с превалирующим уклоном именно в драматическую ипостась. В соответствии с подобной логикой, если уж совсем удариться в недра терминологии, «Мимино» можно даже классифицировать как синтез авиамелодрамы с этнической историей комических положений…

    …видимая сюжетная неторопливость при более глубоком рассмотрении оказывается куда как непростой и способна оперировать сразу множеством локаций и происходящих синхронно событий. И под таким ракурсом раскрывается настоящая ценность «Мимино» — превосходить при сложении общую сумму своих составляющих. При этом оставаясь абсолютно безнатужной и ненадломной по лёгкости восприятия и вовлечения вовнутрь повествовательных механик. Лента без видимых усилий прокручивает пред зрительские очи жизнеописание живого человека, с откровенными акцентами на демонстрацию его характера и поведенческих особенностей. Даже, наверное, самого его внутреннего, душевного наполнения, не всегда понятного даже самым близким окружающим. У «Мимино» получается явить всем нам, не профессионалам от авиации, набор тончайших чувственных и ностальгических граней, бесконечного стремления к небесной голубизне и воздушному ощущению свободы полёта. Такой трюк у чуть менее талантливого режиссёра был бы невозможен ни в качестве резонирующей трансляции, ни слепой передачи, ни тщательного копирования. А у Данелии подобный эффект выходит каким-то непостижимым образом под финальные титры ещё и усилить. Да так, что, слёзы, что называется, из глаз, звон из ушей, голова кругом, волосы дыбом. Одним словом: «…хотите, я из самолета выпрыгну? Нет? А я хочу…». Редчайший экспонат советского кинотворчества; засахаренные и настоянные на коньяке «Арарат» разлива 1977-ого киновоспоминания для приёма внутрь на цельных девяносто и две минуты лично вашего времени. Пропускать категорически не рекомендуется…