Отзывы о фильме «Класс»

Класс

Класс

Драма (Эстония, 2007)

Рейтинг IMDB: 8.0 (13 099 голосов)

Отзывы

  • Скудный эстонский кинематограф последних десятилетий выдал этот шедевр, в котором не участвовало ни одного профессионального актера, и не прогадал. Фильм побил все предполагаемые рейтинги и вошел в историю кино. Взятая за основу реальная история и первичный американский фильм "Слон" - лишь бледное подобие по накалу страстей. Тема тоже довольно распространенная в настоящий момент - мальчик-изгой Йозеф, вспомните, такой был в каждом классе, и в вашем тоже. Над ним все издеваются, все смеются, но за рамки особенно ничто не выходит, потому что на самом деле он никому не интересен. Приход новичка Каспера меняет ситуацию. Сочетание правильности с обязательным влиянием девушки проводит к тому, что Каспер заступается за Йозефа и конфликт приобретает другие очертания. Альфа-самец класса Андерс видит в этом уже попытку захвата власти и начинается война до полного уничтожения одной из сторон. В буквальном смысле этого слова. Доведенные до отчаяния Каспер и Йозеф берут в руки оружие. Фильм настолько удался, что был снят 7-серийный сериал в качестве продолжения.

  • Мне с моим гипертрофированным чувством справедливости и сострадания к тем, кто слабее, смотреть такие фильмы определенно нельзя. Вроде сюжетная линия такого плана уже не новая и это не первый фильм о жестокости в школе, который мне довелось посмотреть. Но эмоции по-прежнему есть. Их просто не может не быть. Не буду заострять свое внимание на сюжете. Все предельно просто. Весь класс издевается над мальчиком Йозепом. Точней издевается только группа парней. Остальные просто наблюдают и хихикают. Но среди этих моральных уродов (это не оскорбление, а факт) есть Каспар, который встает на защиту Йозепа, тем самым провоцируя агрессию в свой адрес. Так и начинается противостояние…

    Мне безумно жалко Йозепа. В школе постоянные унижения и побои. Дома отец со своими антигуманными методами воспитания. Да, он хотел воспитать мужчину. Но это ведь его ребенок в первую очередь, которому нужна помощь, а не очередная порция оплеух! Это шокирует просто. Ведь можно было попытаться решить проблему мирным путем. Например, перевести мальчика в другую школу. Но больше всего меня поражают комментарии к фильму такие, как «правильно сделали» или «я бы сам(а) их…». Люди, многие из вас просто пройдут мимо, если увидят подобную ситуацию, чтоб не оказаться на месте Каспара. О каком отпоре можно рассуждать, сидя в своем удобном кресле? Надо относиться друг к другу по-человечески, чтоб не было даже поводов давать кому-то отпор. Обязательно рекомендую посмотреть продолжение в виде мини-сериала "Класс: Жизнь после".

  • Реальность необъяснимо жестока. Можно принимать это или не принимать, можно даже рыпаться и что-то менять или сидеть на попе ровно. Но кино - совсем другой жанр бытия. В кино прекрасно то, что есть возможность что-то объяснить, немножко исправить, помечтать, рассказать, как надо жить или не надо. Почему бы нет? У многих есть потребность в морализаторстве, и есть те, кто хочет наставлений. Кино - фабрика грёз, вот почему я терпеть не могу социальные драмы и фильмы, основанные на реальных событиях - они ничего не дают человеку, кроме депрессии.
    Что можно отметить в "Классе"? Операторскую работу? Музыку? Игру актеров? Режиссерские находки? Труд костюмеров? Ничего. Только жестокость и несправедливость, кишки выворачивает. Зачем? Вы не знаете, что дети жестоки? Вы не в курсе, что некоторые из них берут в руки оружие и убивают? У вас в школе не было равнодушных дебилов-учителей? Изгоев? Великолепных восьмерок из самых красивых и самых наглых? Я помню, классе в шестом несколько придурков на переменке поймали приятеля и начали снимать с него штаны - все девчонки просто вышли из класса. Хотя, конечно, всем было интересно, но у обычных детей моралка всё-таки имеется на среднем уровне, достаточно чтобы дожить до образования мозгов. А чтобы весь класс был на уровне серьёзного психического отклонения для этого нужно особое чувство юмора у мироздания. Я верю, что это возможно! Потому что "реальность необъяснимо жестока". Я не понимаю, зачем про это снимать кино, с лихвой отображая действительность. И ничего не предлагать взамен - надежды, попытки разобраться в причинах, попытки понять, как этого избежать.
    Вместо этого эстонцы решили показывать это кино школьникам в обязательном порядке. За такое я бы в суд подала. Потому что это не фильм, а психическая травма. Во-вторых, можно подумать, что зло коренится в школьниках, а не в их пастырях их учителях и родителях, не желающих ввязываться во всё это. Собственно, подобным решением взрослые расписались в этом нежелании и свалили весь груз вины на детей. Молодцы! В-третьих, вы представляете, с какими мыслями выйдут после сеанса подростки? Потенциальные андерсы будут думать: "Ну, меня бы так просто не расстрелял этот лох! Да я его сам! Надо первым придушить гада!" Потенциальные каспары: "Ни фига себе, надо бы быть настороже, нож где-то достать, меня бы этот гад-андерс так просто не кинул!" Потенциальные йозепы не знаю, о чем бы подумали, как мы во всех подробностях увидели - "в тихом омуте черти водятся". Одним словом, не было лихих мыслей в голове - получите.

    PS
    Есть документалка Майкла Мура про события, на которых основан "Класс". Она не претендует на истинность и уж точно не такая страшная и шокирующая, как этот фильм, но она намного интереснее, потому что Мур пытается разобраться в причинах происходящего.

  • Реалистичный, страшный, беспощадный фильм о насилии в подростковой среде. Как нельзя лучше показано, откуда "растут ноги" у шокирующих событий в американских и европейских школах, когда один или два так называемых "отморозка" безжалостно расстреливают своих же одноклассников. Вот этот фильм всё проясняет на конкретном примере. И что самое ужасное, в финале я оказалась на стороне этих "отморозков" и сочувствовала им. Меня охватило всеобъемлющее чувство свершённой справедливости и неотвратимого возмездия.
    Подозреваю, что целью режиссёра было только одно - вызвать страх за свою жизнь у подростков, принимающих участие в издевательствах, почувствовать неотвратимость страшного рока, который их ждёт.

    Это вовсе не воспитательный фильм, это устрашающий фильм. И для меня странно, что в Эстонии он был обязательным к просмотру всем школьникам. Получается, что он просто заставляет не делать нехороших вещей со своими одноклассниками, ибо это может привести к тому, что получишь пулю в лоб. Страх за свою шкуру - это всё, что этот фильм воспитывает. Хотя воспитанием это сложно назвать. Это именно устрашение, не более того. Да, это работает, потому что инстинкт самосохранения никто не отменял. Фильм действует на уровне животных инстинктов и базовых потребностей. Это печально, потому что нет обращения к человеческому разуму, к здравому смыслу, ко всем самым лучшим человеческим качествам, чтобы помочь подросткам осознать всю низость своих поступков.

    Да, фильм отличный, но работает с животной, звериной природой человека, а не с разумом, благодаря которому мы и называемся Homo sapiens, Челове́к разу́мный. Создается впечатление, что обращение к разуму все более бесполезно, а вот игра с инстинктами - гарантия стопроцентного успеха. Чем же мы лучше животных тогда, если пытаемся воспитывать детей такими вот фильмами?

  • Пожалуй, это один из самых жестоких фильмов на моей памяти. Насилие, издевательства, унижения, насмешки и бездействие - это просто страшно! Но я, все же, скажу: "не верю!"
    Проблема школьного неравенства и поиска жертвы, дабы самоутвердится и потешить свое самолюбие, не является редкой сегодня, как в кино, так и в реальности. И да, такие фильмы обладают весьма плодотворной почвой для размышлений и переоценки своих ценностей, призывают задуматься, изменить что-то, бросить вызов, возможно. Но почему Ильмар Рааг взялся за эту тему столь поверхностно и непродуманно?
    Нам показали историю: завязку, кульминацию и развязку; нам показали униженных и садистов; нам показали синяки, кровь и слезы; но нам ничего не объяснили...не объяснили самого главного, что я жду от таких фильмов - мотивов. Что в действительности было на уме Андерса? Почему Пауль - лучший ученик класса - оказывается самым подлым из всех? Почему Теа и прочие персонажи потворствуют таким ужасающим поступкам? Почему учителя настойчиво закрывают глаза на творящийся у них под носом беспредел? (Хотя этот факт можно списать на пережитки прошлых националистических настроений, которыми фильм прямо таки пропитан). Почему несчастный Йозеп, готовый терпеть любые издевательства до конца "срока", вдруг плюет на все свои мечты и стремления и линчует своих тиранов? Почему...почему Каспар не нажал на курок?
    У любых поступков есть причина. Посмотрев "Класс", я чувствую себя обманутой, потому что причины мне так и не раскрыли. От этого вдвойне обидно, ведь уделив немного больше внимания подобным мелочам, как "прорисовка героев", можно было бы наблюдать на экране настоящий шедевр.


    Спасибо, Strogoff , за совет на Флешмоб 2016
    Фильм просмотрен в рамках игры MovieVision. Тур 3

  • Я не умру вам назло... На половине фильма было ясно чем, в принципе, все закончится... Но чтобы так жестоко, да чтобы так откровенно... Хуже всего становится от мысли, что "фильм основан на реальных событиях"... Но это именно то, что я люблю в таком кино. Жестокий, правдивый, откровенный, сильный, поражающий, шокирующий до неведомых глубин души... Слез нет, просто бездонное чувство смутной справедливости...

  • Ситуация с образованием в нашей стране удручающая, поскольку оно абсолютно лишено человечности, превратилось в сферу оказания услуг. Школа лишила себя воспитательной функции, потому в школах царит вседозволенность. В Америке поправка о безнаказанном ношении личного оружия развязала руки всем, сделано ради безопасности, но теперь там пороховая бочка. И в девяносто девятом году, чуть больше двадцати лет назад бочка рванула. Данный фильм является переосмыслением той давней истории на европейский лад, с той лишь разницей, что происходящее может произойти со всеми. С картиной хотел ознакомится давно, фильм непростой, можно сказать тяжёлый, а потому далее поделюсь впечатлениями и мыслями по этому поводу в своём излюбленном стиле.

    Повествовательный критерий (сюжет и сценарий). Обычная эстонская школа, выпускной класс. Парень по имени Йозеп постоянно терпит насмешки и издевательства со стороны одноклассников. Никогда не отвечая на выпады, он провоцирует их заходить в глупых «шутках» все дальше и дальше, до тех пор, пока за него не заступился один из бывших насмешников — Каспар. В классе начинается противостояние, которое постепенно накаляется, приближая неминуемую развязку… Наверняка у каждого из нас есть воспоминания о затюканном невротике, которого на наших глазах унижали, мы были частью коллектива со своими законами, принимали правила игры и подчинялись лидерам. И если находится кто-то из ближайшего окружения, встающий на сторону белой вороны, то начинается кампания по моральному уничтожению вышедшего из общей сборки винтика. Подростки жестоки только, потому что их окружение пассивно и не реагирует на вопиющую несправедливость. Учителя формализуют процесс, не углубляясь в суть социального конфликта. Виновны в произошедшем все - учителя-функции, директор, играющий грязно, применяя против ученика запрещённые в образовательных учреждениях манипуляции. Из трёх основных персонажей мне импонировал Каспар, поскольку Йозеф мог принять правила игры, он был готов перетерпеть, надеясь, что больше не увидится с одноклассниками. Андерс изначально вызвал отрицание, поскольку он поставил себя во главе их маленького класса, и ему нужно каждый день доказывать, что он лидер, а лучшее доказательство что ты лидер - прилюдная порка. Ответная жестокость породила жестокость. Месседжом этого социального послания я вижу такую мысль - молодое поколение должно сделать воспитание таким же непрерывным, как и образование. Иначе мы будем получать либо волков в человечьей шкуре, либо замкнутых невротиков, неспособных отвечать на вызовы жизни. В две тысяче седьмом проблема стояла остро и нуждалась не только в комментарии, но и в решениях. Будущее показало, что решение принято ещё более дегенеративное, по сути, легитимизировав инстинкт волков в классо-урочной системе. Нивелируя индивидуальность учеников, а правами обладает даже красы в подсобке. Если кого-то не устраивает - вон из нашей жизни! При этом фильм не скатывается в откровенную чернуху, и драматургия здесь дозирована, что ещё выше поднимает в моих глазах этот фильм.

    Визуальный критерий, или как снято. Режиссура в фильме меня порадовала. Ильмар Рааг и его оператор Кристьян-Яак Нууди не стали сгущать краски, на монтаже не играли с цветокоррекцией, просто оставили такую картинку, чтобы не исчезло ощущение жизни и живости. Музыкальное сопровождение каждого кадра уместное и своевременное, оно тут и не играет главной роли, поскольку становится заметной только во второй половине фильма, и добавляет красок и эмоций в финальном эпизоде, когда для двух мальчиков все вопросы оказываются решёнными. Также я не могу не отметить то, как психологическое напряжение от фильма незаметно, то есть факт проблемы осознаётся, но на эмоциональном уровне невозможно не переживать, хотя проще принять третью сторону и наблюдать как проводится социальный эксперимент по внедрению в жизнь детей "пацанских" понятий, которые останутся на всю жизнь. Как правильно написали, за фильм испытываешь гордость и стыд за то, что в нём показано. Показано вроде бы и отстранённо, скупо в средствах, но детали, вроде того, что школа находится в районе чисто внешне похожем на тот, что виден из моего окна, что самые разные взаимоотношения завязываются именно в школе. А дома есть кухня с плитой, одинокая комната с компьютером, в котором лишь твои увлечения, и печаль от того, что твой отец культивирует животные инстинкты, при этом занимая у тебя денег до получки. А не на балу ли я лицемеров?! Нет излишеств в визуале, но психологизм накаляет атмосферу. Поэтому в этом плане не могу сказать ничего плохого.

    Актёрская игра. Актёры данного фильма в наших краях не особо известны, есть ощущение что кастинг проводили в одной из школ, потому что все актёры играют так как нужно, им было даже проще, поскольку они были школьниками и в жизни, не пришлось играть, искать зерно роли, щупать интонации. Валло Кирс в роли Каспара выгляде отлично. Именно его история мне больше всего была интересна, поскольку он откололся, он пошёл по пути бунтаря. Пярт Уусберг в роли Джозепа также смотрелся отлично, изгоизм превратил его в аутиста для членов этого класса и ему было труднее всего. За него хотелось заступится. У меня, по крайней мере, было такое желание. Лаури Педайя получился отличным антогонистом, хотя бы потому что весь фильм ему хотелось отвесить леща, а потому работу актёра считаю успешной. В целом работа проведена отличная, все играют хорошо, особенно персонал школы, убивающий своим равнодушием.

    Вердиктируя. Отличный фильм, который я бы посоветовал к просмотру именно сейчас, поскольку времена меняются, а проблемы переезжают из одного поколения в другое. Зритель может проникнуться чувством ностальгии, и вспомнить свои школьные годы, правда не в самом положительном ключе. Это как шоковая терапия, для тех кто готов вылезти из своего маленького мира в огромный, полный подножек и тычков, мир акул, волков и прочих представителей дикой фауны. Фильму ставлю девятку, потому что не многие потом захотят этот фильм пересматривать. А мне понравилось, есть о чём поразмыслить, и куда в дальнейшем расти. Всем добра и хорошего кино!