Воин севераБоевик, Драма (Китай, Эстония, Финляндия, Нидерланды, 2006) Режиссер: Анти-Юсси Аннила
|
Отзывы
-
Zatv
29 октября 2013 г., 11:04Самое интересное в этом фильме – начинаешь понимать, что к чему, только где-то к середине. Хотя я до сих пор не уверен, что моя интерпретация совпадает с режиссерской.
***
Весь сюжет крутится вокруг «сампо» - творения мифического кузнеца Ильмаринена. Это нечто среднее между рогом изобилия и ящиком Пандоры. Но оказывается, у китайцев существовало свое «сампо» – машинка для производства счастья, с помощью которой один нехороший демон хотел превратить Землю в ад. На основе этой общности и строится событийный ряд, происходящий на финско-китайской вневременной границе.
Для молодого режиссера Антти-Юсси Аннилы, как для всякого финна, история сампо из Калевалы все равно, что для нас «Репка» или «Царевна-лягушка». Для него все и так понятно. И он, особо не утруждая себя объяснениями, пускается с места в карьер.
Одно спасает, делал он этот фильм явно под впечатлением красивостей «Клятвы», и можно просто смотреть на восхитительно поставленные сцены поединков, костюмы, оружие, не особо вдаваясь в смысл происходящего.
Суть же фильма сводится к извечной борьбе Добра и Зла, принимающей и принимающих различные воплощения.
***
Начало фильма отсылает к событиям двухтысячелетней давности. По снежной пустыне бежит волк, везущий небольшие сани. Но когда его пытаются остановить местные охотники, появляется человек без лица, с легкостью раскидывающий десяток на него нападавших и устремляющийся в погоню за волком. Но догонит зверя стрела девушки, а в свертке, прикрепленном к саням окажется легендарное сампо.
А дальше начинается миф, в основе которого лежит самый грустный эпизод Калевалы. Но миф этот скорее похож на сон. То мы видим наступающую армию со множеством воинов, несущих пики. То вдруг оказывается, что это всего два человека – Учитель и его оруженосец, а войско – это их воображение или колдовство. Да и Учитель и оруженосец так часто меняются ролями, что перестаешь понимать, кто же из них главный.
Действие с феерической быстротой переносится из современной Финляндии в додинастический Китай и обратно. Сын кузнеца Ильмаринена должен победить восьмого демона – всеобщее Зло. Но, посмотрев фильм, понимаешь, что это скорее метафора. Демон то персонифицируется в мать девушки, то в болотного духа, который как-то очень легко дал отрубить себе голову, то в реинкарнацию оруженосца. И именно он заставляет современное воплощение сына кузнеца раскрыть шкатулку, выпустив наружу все зло своей души. В результате как-то незаметно битва с внешним воплощением превращается в борьбу со злом внутри самого себя.
И, если несколько тысяч лет назад, сын кузнеца заключает отрубленную голову демона в шкатулку, привязывая ее к волку, а сам делает харакири, то сейчас режиссер надеется на менее кровавый исход.
В общем, рекомендую при просмотре почаще отключать мозги и просто наслаждаться красивой картинкой. А когда захочется во что бы то ни стало докопаться до смысла, вспомнить, что все происходящее – сон, в котором присутствует своя – мифологическая логика, весьма далекая от обыденной.