Отзывы о фильме «Интердевочка»

Интердевочка

Интердевочка

Драма (Швеция, СССР, 1989)

Рейтинг IMDB: 7.0 (1 401 голос)

Отзывы

  • Культовый фильм под эгидой "прощай Советский Союз". В буквальном смысле слова, ибо в советские годы замуж за иностранцев выходили только немногочисленные актрисы и валютные проститутки. Психология отъезжающей в Швецию, варящейся во всем маразме советской бюрократической системы, гораздо лучше раскрыта в книге Кунина. Там все более обстоятельно, правдоподобно и с вполне реалистичными подробностями. Фильм же, хотя его комедией и не назовешь, несет в себе налет какого-то удручающего советского романтизма, но может именно в этом и его прелесть. Прекрасная игра актеров и полное погружение в советскую среду для тех, кто до сих пор ностальгирует по сосискам за рубль двадцать.

    Но есть одно "но". Центральные фигуры в фильме - валютные проститутки, представленные нашими прелестными примадоннами кино Еленой Яковлевой, Любовью Полищук, Ириной Розановой, чудесно играют, но в подобном качестве выглядят, мягко сказать, нелепо. Кроме Дапкунайте. Та, можно сказать, играет саму себя. Предсказуемо, вместе с представительницами древнейшей профессии можно побывать в милиции, с главной героиней в больнице сутки- через трое, а с ее мамой - на уроках в средней школе. Очень грамотно показан именно этот срез, те профессии, которые очень ярко и точно демонстрируют облик общества, в котором мы живем. И если приглядеться, то с 80-х годов мало что изменилось. Вторая серия фильма, где действие происходит в Швеции, ярким контрастом пропагандирует красоту русских женщин. Вполне допускаю, что на фоне страшенных норвежек, даже Елена Яковлева была бы раскрасавицей.

    Фильм не так прост, как кажется на первый взгляд, и затрагивает вечные вопросы человеческой свободы, истинных ценностей и той цены, что мы за за все это платим. Ну, и эх, ностальгия, подайте балалайку и налейте водки.

  • …блеск и очарование сказочных мечтаний…

    …в несуществующем нынче советском городе Ленинграде в конце восьмидесятых годов двадцатого века жила себе поживала молоденькая жизнерадостная девушка по фамилии Зайцева (…Елена Яковлева…). Жила в маленькой квартирке в одной из сонма однотипных многоэтажек вместе с разведённой матерью. Работала посменно — сутки через трое — медсестрой в близлежащей городской больнице. Была она жизнерадостной, с весёлым норовом, с доброй душой и неизбывным оптимизмом. И всё было бы у неё, как и у всех прочих советских девушек её лет, если бы не одно «но». Её зарплаты медсестры и оклада матери-учительницы, само собой, на то, чтобы быть красивой и с гордо поднятой головой, не хватало. Потому гражданка Зайцева с целью улучшения материального положения в свободное от основной работы время начинает подрабатывать, занимаясь уголовно-наказуемой валютной проституцией…

    …в отличие от прочих своих коллежанок по цеху, героине Елены Яковлевой подворачивается неслыханная удача. После одноразовой финансово-интимной связи с верноподданным Королевства Шведского, перспективным, спокойным и талантливым инженером Эдвардом Ларсеном (…Томас Лаустиола, озвученный Александром Белявским…), указанный иностранец внезапно делает ей предложение руки, сердца, кошелька и роскошной личной жилплощади, расположенной на гостеприимном Скандинавском полуострове. Гражданка Зайцева естественно отвечает полным и безоговорочным согласием. Но в откровенном разговоре с матерью сообщает последней, что замужество весьма далеко от истинных чувств и происходит из чистого и рачительного расчёта. Бывшей советской медсестре нестерпимо хочется вырваться из закостенелого «совка» и вкусить всех благ и ценностей овеянной мифами и грёзами западной цивилизации…

    …«Интердевочка» режиссёра Петра Тодоровского — это, конечно же, остро-социальная, позднеперестроечная драма. Леонид Парфёнов в своих «Намеднях» как-то назвал эту ленту последним советским блокбастером. И, несмотря на очевидную и напрашивающуюся адекватность подобного определения, у Тодоровского получилось здесь практически невозможное. «Интердевочка» с Еленой Яковлевой, невзирая на откровенно прозападническую фабульную тематику с воспеванием финансовой независимости и красивой жизни, получилась совсем, абсолютно лишённой какой бы то ни было пошлости, и уж тем более — развратности. Создатели непостижимым волевым усилием, очевидно, сняли не пустую и ровную кальку с голливудщины, но по духу и наполнению — именно классическую, советскую в лучшем из смыслов и пониманий, невероятно качественную кинокартину. Настоящее кино, хоть и не с заглавной, но с великолепным внутренним наполнением отличительной, прочувствованной сентиментальности…

    …есть в «Интердевочке» и прямой идеолого-экзистенциальный антагонизм: два противополярных, противоестественных друг по отношению к другу социума. Умирающий и разлагающийся уже, неприспособленный для нормальной жизни социализм и лощёная, изобилующая разнообразием западная реальность. Поначалу выбор главной героини представляется донельзя очевидным, и девушка любыми доступными способами старается покинуть Советский Союз. Но, оказавшись лицом к лицу с прагматичным и расчётливым подходом европейцев к жизни, начинает всё сильнее осознавать, насколько ей ближе и роднее более открытые, сопереживательные и добрые соотечественники…

    …главная же ценность ленты Тодоровского, по всей видимости, заключается в том, что, несмотря на закрытость и табуированность данной темы, режиссёр оказался способен придать советскому кинематографу новый смысл и образ современной женщины — свободной, самостоятельной, принимающей решения о своей судьбе без оглядки на социальные стереотипы и устоявшиеся суеверия. Эротическая часть нарратива в ленте определённо второстепенна, и призвана лишь подчеркнуть собой обнажённые оттенки реальной жизни. С её, жизни насилием, бытовой рутиной, жизненной неустроенностью и отсутствием видимых и легко прослеживаемых перспектив. Всегда ведь есть опасность поддаться обманчивой лёгкости жизни по течению. Рутинного бытия «как у всех», без опасности быть подвергнутым порицанию окружающих и без принятия самостоятельных решений. И как не уступить спокойному ритму погружения в бытовую трясину? А «Интердевочка» как раз сообщает об обратном. Подчас не просто нужно, а прямо-таки необходимо воспользоваться тем единственным шансом, той уникальной возможностью, предлагаемой самой жизнью лично и персонально тебе. Ведь именно в этом суть радости самопознания, которое и способно привести к такому желанному чувству внутренней гармонии и простого человеческого счастья. В том, как водится, и состоит авторское наставление…

  • Когда мне посоветовали посмотреть этот фильм, то я надеялся увидеть провокационную социальную драму. Все-таки тема проституции очень щепетильная. Тем более для советского кинематографа. Но на деле вышло все как-то серо. Основная идея мне понравилась. Таня работает медсестрой в больнице, но на такую жалкую зарплату прожить вдвоем с мамой не получается, поэтому ей приходится подрабатывать на панели. Но у нее есть мечта, как и у многих других девушек, работающих в этой сфере. Дом, заботливый муж, машина, красивые тряпки, украшения… Судьба благосклонна к Татьяне и дает ей шанс получить все то, чего она желала. Она выходит замуж за иностранца и уезжает в Швецию. Но стала ли она там счастливой? Слабенький сюжет. Задумка интересная, но сырая. Есть фильмы поярче на данную тему. Например, «Точка». Вот там все более реалистично и мрачно, поэтому и цепляет больше. Здесь сюжет меня не зацепил. Длинный и скучноватый фильм. Елена Яковлева на эту роль вообще не подходит. Хорошая актриса, уважаю ее, но образ у нее совершенно другой. А вот Ингеборга была здесь в своей тарелке. Из всей компании «коллег по цеху» мне понравилась только она. Очень хорошо сыграла. Остальное прошло фоном.