Отзывы о фильме «Иди и смотри»

Иди и смотри

Иди и смотри

Военный, Драма (СССР, 1985)

Рейтинг IMDB: 8.2 (74 549 голоса)

Отзывы

  • Фильм "Иди и смотри" является итоговым в критической точке фильмом советского кинематографа о ВОВ. На фоне наигранных наших победоносцев этот фильм должен был собою являть оду реализму, для чего режиссер в изобилии накидал в зрелище кусков тел, море крови, изнасилованных проклятыми фашистами девочек. Все это должно было шокировать, возмущать и развивать тягу с состраданию.

    На деле же фильм воспринимается как издевательство, особенно, если учесть, что на его просмотр нас, как баранов, загоняли насильно. Некоторые мои одноклассники радовались "ух ты, нога оторванная". Я же все это воспринял как нечто сверхизвращенческое. Если быть справедливым, то фильм этот в какой-то мере уникальный - ничего подобного на моей памяти больше не снимали, далее пошли разоблачительные перестроечные фильмы и в итоге мы пришли к тому же - к патриотическим лозунгам на ровном месте. В общем, не смотрите российское кино. Не тратьте время.

  • И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными.

    Наверняка Вы видели документальную кинохронику. Хроника обычно суховата. Камера спокойно запечатлевает происходящее, будь то свадьба или расстрел. И это спокойствие отчасти передаётся и зрителю: он не до конца постигает всё то, что творится по ту сторону экрана.
    Но в фильме «Иди и смотри» самое сильное впечатление оставили именно кадры хроники, запечатлевшей живых скелетов и мертвецов. До документальных кадров ещё было какое-то спасение: «Это же просто кино!». Но потом тот самый ужас овладел мною и заворожил… Словно сказал мне кто-то: «смотри… смотри…»
    Так вот, сложилось ощущение, что Климов создал фильм ради атмосферы. Дело ведь как раз не в сюжете: выкопал Флёра винтовку, попал туда, потом сюда, потом ещё в передрягу влез… Другие персонажи появляются и потом пропадают, лишь немногие вновь появятся.
    Да, атмосфера. Война. Когда смерть всё время рядом, когда она, воспользовавшись случаем, собирает свой урожай. Или неожиданно милует, пользуясь так же случаем. Причём боевых действий в фильме практически и нет, да и кровь появляется в трёх-четырёх эпизодах, и фонтаном не хлещет. Но от сего факта легче не становится.
    Немцы… Вначале мы их не видим, они за кадром, можно наблюдать только результат их деятельности. Потом они появляются скопом, ордой безумных зверей. И лишь потом, по отдельности — людьми. Нет, они не с другой планеты. Они тоже люди. Но люди, утратившие всю человечность. И не было к ним жалости, когда их расстреляли. Поделом.
    Но. Вспомним, когда герой заканчивает стрелять. Когда видит Гитлера ребёнком. Тем ребёнком, который ещё не знает, кто из него вырастет. Из него ведь мог получиться не самый плохой художник, между прочим… Так вот, Флёра не стал уподобляться зверям. Он стрелял во врага. Врага, которого надо было убить — иначе он убьёт. Но не стрелял в ребёнка на руках у матери.
    Можно, конечно, порассуждать об актёрских работах, об операторе, о самой режиссуре. Но в данном случае скажу лишь одно: все справились. Иначе бы и такого впечатления не было.
    Так что «Иди и смотри». Потому что это было. Это есть. И это — будет…
    10 из 10

  • Не смог досмотреть этот фильм.

    Я люблю белорусский кинематограф, особенно его фильмы про войну,
    убеждён и в спорах убеждаю всех, что снимать фильмы про войну
    умеют только белорусы.

    Но с этим фильмом не сложилось. Он какой-то гротескный, какой-то
    перенапряжённый, переигранный. Я уверен, что есть смысл в напряжённых
    выражениях лиц во весь экран, есть смысл в танцах и странных стихах,
    но смотреть от этого тяжело и кажется, что за всем этим напряжением
    скрывается слабый сюжет (очень сильная тема, но слабый сюжет).

    Мне нравится необычное кино, артхаус и другое "не для всех",
    но этот фильм я не досмотрел и не рекомендую.

  • …и вот конь мертвенно-зелен, и всаднику его имя — Смерть, и Ад следует за ним…

    …белорусский паренёк Флориан Гайшун (…Алексей Кравченко…), прозываемый в быту по простецки Флёрой, бесстрашно и по-идиотски задорно игнорируя горькую материнскую истерику, записывается в партизанский антифашистский отряд. На месте, внутри расположенного в девственной древлепуще военно-гражданского лагеря, получив командирский отказ по молодости лет от участия в непосредственных боевых действиях, познакомившись с несчастно-испуганной девушкой Глашей (…Ольга Миронова…) и попав под прицельный немчурский артобстрел тяжёлого калибра, рекомый, но уже контуженный Флориан, прихватив с собой собственно означенную барышню, служебную винтовку, выданную гранату и казённую форму, решается на дезертирство обратно в родные поселковые пенаты. На месте же в деревне оказывается, что туда в ходе контрпартизанской операции был высажен десант пехотных частей Великого Рейха и населённый пункт подвергся тотальной зачистке от враждебно настроенных местных жителей. Часть из которых, включая всю родню Флёры, хладнокровно расстреляна и свалена безжизненной грудой поломанных кукол у стены одной из сельских хат. Другой половине селян, к счастью, удалось сбежать и укрыться в болотистых топях неподалёку. Шокированный паренёк, обвинив собственное безрассудство и бездействие в смерти близких, предпринимает попытку самоубийства, но уцелевшие односельчане вместе с перепуганной до отчаяния Глашей спасают горюющего Флориана…

    …дальнейшие события монументальной картины «Иди и смотри», последнего творения гениального советского фильмодела Элема Германовича Климова, насильственно перемещают сознание зрителя в абсурно-бессердечную, гротескно-жестокую, непереносимо-реальную и кошмарно-эклектичную помесь из «Божественной комедии» Данте и художественной картины «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы. Война здесь, не смотря на то, что большая часть непосредственного членовредительства и войсковых оперативных мероприятий остаётся за кадром, представлена в уникальной, неповторимой, исключительно своеобразной перспективе психиатрически античеловеческого помешательства, полоумно исступлённого пиршества насильственных, извращённой жестокости убийств и противоестественного помрачённого сознания солдат-карателей. Заглавные герой и героиня, совсем как в здешней сцене форсирования болотистого брода, весь почти ста пятидесяти минутный хронометраж вязнут без возможности спасительно вынырнуть или окончательно утонуть в зловонных и ужасающих топях из слёз, крови, огня и самой смерти…

    …почти каждую следующую мизансцену смотреть больно не только душевно но и без преувеличения физически. Жуткая вакханалия изощрённых пыток и развращённого на каком-то адовом кураже смертоубийства отрабатываемого с видимым и потусторонним удовлетворением фашистской айнзацгруппой развёртывания под командованием лощёного штурмбаннфюрера в исполнении фактурного латыша Виктора Лоренца, попеременно сменяют в раскадровке безобразные увертюры горящих от огнемётного напалма заживо, падающих от рвущих живую плоть пулемётными очередями замертво и извивающихся от невыносимой боли под палаческими пытками мужчин, женщин, детей и стариков. Даже редкие моменты художественного спокойствия и натуралистической безмятежности не могут в полной мере защитить зрительское восприятия от здешней бессердечной и замогильной какофонии смерти…

    …что правда, в окончательном подведении смысловых и метафорических совокупностей «Иди и смотри» призывает не столько к шоковым впечатлениям апокалиптически безысходного отторжения, сколько к осознанию превосходства гуманистических начал. Лента Климова — не гранитная завораживающая смертельным отчаянием эпитафия, но окончательный и бесповоротный, решительно отрицательный вердикт жестокой беспощадности и бессмысленной деструкции любой войны. Высеченный на киноплёнке испепеляющими сполохами страдания и очищения общечеловеческий урок. Точёная аллюзия одномоментно неотвратимости наказания и непременности всепрощения, чарующе высеребренный поэтичный образ, воплотить каковой способен лишь настоящий гений режиссуры…

  • Следующей работы Элема Климова мы не увидим. Больше не будет его фильмов. Не будет в силу определённых причин. А, главным образом, от того, что «Иди и смотри» - вершина творчества. И двигаться дальше уже просто некуда!

    Во избежание повторения отзывов критиков и известных киноманов, скажу лишь одно. После очередного просмотра этой картины я несколько дней нахожусь в ступоре, перед глазами стоят визуальные кошмары и мои мысли достаточно далеки от обыденной реальности. Что и говорить! Впечатляюще!

    «Иди и смотри» показывает истинную картину войны, без героики, пафоса, без патриотизма. Как бы кощунственно это по сегодняшним меркам не звучало. От того и пробирает. Тут правда! Хотя, мне всегда казалось, что правдиво показаны только наши: жители деревни, партизаны. А фашисты, какими бы они ни были уродами и садистами, «преувеличены». Холодные мертвячие глаза штурмбаннфюрера с мерзким лемуром на плече, немец, волокущий за волосы крестьянку и по пути вальяжно прикуривающий… Ни одного человеческого лица. Только монстры! По-моему, это чересчур! А, может, так и надо их показывать? Что бы помнили!

    В продолжение фильма мы видим, как изменяется менталитет белорусского подростка, которому было суждено соприкоснуться с этим ужасом. Он меняется не только внутренне, но и внешне. В концовке перед нами стоит морщинистый, седовласый старик, сломленный и полусумасшедший, который может только мстить. В вертящемся калейдоскопе событий по воле режиссёра время поворачивается вспять, и мальчик стреляет в портрет Гитлера «асвабадзiцеля», Гитлера времён «пивного путча», Гитлера «Первой мировой». Мы движемся к истокам. И вот перед нами младенец Ади… Щелчок затвора! Выстрела не последует.
    …Человек не рождается зверем. Чудовище в себе можно только вырастить. Сколько их уже было на Земле! И скольким предстоит ещё родиться!