Отзывы о фильме «Елена»

Елена

Елена

Драма, Мелодрама (Россия, 2011)

Рейтинг IMDB: 7.3 (10 872 голосов)

Отзывы

  • Дико разочаровал Звягинцев этим фильмом. Скучная история про скучные семьи, скучно снятая, бессмысленно затянутая. Раздражало буквально всё - невнятная речь, скудные шаблонные диалоги, масса лишних сцен. В фильме-настроении всё это можно было бы оправдать созданием атмосферы. Но это не атмосферное кино, а социально-бытовая драма. Чернухой "Елену" назвать язык не поворачивается - это "серуха", фильм об обыденности и банальности зла. О том, что в любую, самую защищенную жизнь может вползти убогая серость, считающая себя не вошью, а право имеющей - и вынести приговор. Именно эти достойные люди будут плодиться и размножаться. Побеждает не просто зло, а скучное зло, пиявочное.

  • Вот это действительно достойное авторское кино, которое не стыдно было бы показать на Sundance Film Festival, например. Конечно, арт-хаус вряд ли оценят любители мейнстрима. Для просмотра таких фильмов нужно особое настроение и более деликатный подход. Это не тот вариант, когда можно развалиться в кресле кинотеатра и жевать поп-корн. Такое кино лучше смотреть одному в удобной обстановке, не отвлекаясь на посторонние дела. Именно тогда будет погружение в нужную атмосферу. Именно тогда кино покажется увлекательным. Даже несмотря на неторопливое развитие сюжетной линии.

    Мне понравился фильм с самого начала. Не могу сказать, что я смотрю чаще всего арт-хаус, но иногда балую себя такими драмами. Начинается все с рассвета. Типичная съемка для этого формата: паузы, крупные планы и т. д. Постепенно мы знакомимся с обычным распорядком дня главной героини. Елена — приятная женщина в годах, услужливая жена для Владимира, хорошая хозяйка, заботливая мать. Именно последний пункт стал камнем преткновения между супругами. Владимир достаточно обеспеченный, но не собирается постоянно помогать материально сыну Елены от первого брака. Но разве может материнское сердце отказать своей родне?

    Сюжет мне нравится тем, что заставляет задуматься. Главную героиню можно понять. Она хочет помочь семье своего сына, которые живут только за ее счет. Не будет же она спокойно спать в роскошных апартаментах, когда ее родня живет впроголодь в скромной квартирке. Но стоит ли осуждать Владимира за отказ? Почему он должен заботиться о будущем Саши, если его собственный отец даже в ус не дует?! Они присосались к Елене, как пиявки. И я бы не сказал, что кто-то там ценит ее помощь. Зато детей плодят с завидной регулярностью. Ну, а почему бы и нет? Бабушка позаботится все равно. Я в шоке от этой семейки.

    А с другой стороны мне понятны обиды Елены. На родную дочь Владимир денег не жалеет. Хотя она занимается таким же разгильдяйством, как и Сережа. Чем она лучше? Ничем. Живет для себя и тратит отцовские деньги. Но это же родная кровиночка, на которую суровые методы воспитания не распространяются. Да и само положение Елены в доме напоминает больше прислужничество. В общем, очень сложная ситуация. Конечно, этот отчаянный поступок я не оправдываю. Но что еще делать главной героине, если ее зажали между молотом и наковальней? Мне ее жалко чисто по-человечески.

    Надежда Маркина сыграла просто блестяще. Мне очень понравился ее образ. Очень жаль, что она не получила награду Европейской киноакадемии за свою роль, но премия Ника заслуженная. Не могу не отметить Елену Лядову, которая сыграла дочь Владимира. Весьма колоритный образ получился. Уверен, что все запомнили ее фразу:

    Говно не может быть невкусным, потому что миллионы мух не могут в этом заблуждаться.


    Да вообще все актеры хорошо сыграли. Никто не пыжился, никто не забывал, что это фильм, а не театральные подмостки. Все получилось довольно искренне и правдоподобно. За что можно похвалить и режиссера. Значит, он сумел объяснить им их задачи. В общем, после просмотра я остался доволен. Это тот редкий случай, когда я могу порекомендовать хорошее российское кино тем, кто любит так называемые атмосферные бытовые драмы, наталкивающие на размышления, которые оставляют минорное послевкусие, и хочется обсудить впечатления с другими.

  • Прекрасное в своей беспощадности кино. О том, о чем не принято и не хочется говорить - о расслоении общества, о мирах, которые все больше отдаляются друг от друга. Но беда в том, что расширяющаяся пропасть не только и не столько между благополучием и нищетой, она - в умах и душах. Самое страшное даже не в том, что зло осталось безнаказанным, а в отсутствии какого-либо раскаяния или чувства вины.
    Два мира - роскошную квартиру в Москве и панельную многоэтажку на окраине связывает крепкая миловидная женщина Елена. Пожилой хорошо сохранившийся господин (Андрей Смирнов) женился на бывшей медсестре Елене (Надежда Маркина), потому что ему так гораздо удобнее и покойнее, чем нанимать домработницу, сиделку и искать девочек для постельных утех. Их жизнь идет раз и навсегда заведенным порядком, диссонанс в который вносят только дети. У него - взбалмошная избалованная дочь, у нее - сын-тунеядец, с неработающей женой и двумя детьми. В сущности, Елена их содержит, таская сумки с продуктами и конверты с деньгами, а сынок воспринимает это как должное, радуясь подарку судьбы в лице богатого "родственичка".
    Прекрасные актерские работы, отличный видеоряд, органично соединяющий предрассветные московские тени и жестокое махалово на пустыре. Блестящая режиссура Звягинцева, скупыми средствами нагнетающего атмосферу тревоги буквально с первого кадра. Он не обличает и не морализаторствует, но от этого только страшнее.

  • 9 из 10
    Мастерская работа, что тут скажешь! Завораживает, не даёт отвлечься ни на секунду. Из разряда "социально-психологическая драма", которая демонстрирует жизнь во всей её непревзойдённой жестокости. Извечное противостояние между богатыми и бедными, казалось бы, избитая тема, но мастерство - это способность по-новому, оригинально рассказать о вечном, о том, о чём всё сказано, открыть новые грани и создать нужное настроение у зрителя с помощью своего искусства. Браво!

    За совет большое спасибо LoraG !:)

  • Первые полчаса, наверно, я боролась с желанием выключить. Намеренно затянутые кадры, отсутствие какого-либо выраженного сюжета, малосимпатичные персонажи. Но потом ты погружаешься в атмосферу, проваливаешься в ту реальность, и оторваться уже невозможно.
    Это, конечно, кино не для всех. Не могу не отметить прекрасную операторскую работу и актерскую игру, которая настолько органична тут, что игры не видно. Полное ощущение реальности, словно смотришь документальный фильм.
    Итак, два мира. Елена и Владимир. Оба уже далеко не молоды, у обоих багаж прошлых отношений. Она - бывшая медсестра, он - успешный бизнесмен. Они хоть и обитают в одной квартире, но их отношения больше напоминают схему "хозяин-прислуга", нежели "муж и жена". У нее сын, у него дочь. Отпрыски у обоих не задались: сын Елены только и умеет в своей жизни, что пить пиво, играть в приставку и плодить детей, дочь Владимира - породистая лентяйка, ну хоть, слава Богу, "наркотики и алкоголь теперь только по выходным". Родители воспринимаются лишь как ходячие кошельки. И вот на фоне всего этого разыгрывается обыденная драма.
    Я все пыталась понять, вычислить для себя, кто же прав, кто нет. Вроде и мотивы Елены понятны, с другой стороны, мне близка позиция Владимира. Да в общем-то, для всех можно придумать оправдание при желании. Но правда в том, что правых в этом фильме нет. Тут все неправильно. Потому что без любви. В этом фильме никто никого не любит, и либо не скрывает этого, либо подменяет любовь ее суррогатами.
    Спасибо за рекомендацию silkglow , давно не было такого, чтобы фильм меня не отпускал уже несколько дней.

  • В 2011 году Звягинцев еще не засветился своими фильмами во всю свою чернушную мощь, но все признаки уже были налицо. Когда я нынче начинаю смотреть какой-нибудь его новый фильм, то уже прекрасно знаю, что меня ждет какая-нибудь мерзость с претензией, которая на двести процентов отражает наше бытие, где будет непременная обнаженка, с каждым разом все больше и больше. Но семь лет назад не было еще никаких "Левиафанов", поэтому фильм "Елена" - последний припадок настоящего мастерства режиссера, не отягощенный еще излишней успешностью. Ни в коей мере я не пытаюсь принизить режиссера, ибо всегда смотрю его фильмы, что при моем общем неприятии нашего нынешнего кинематографа, несомненное достижение. "Елена" - именно та крупица золота, которую можно отыскать в творчестве Звягинцева, чтобы насладиться ей без излишней помпы.

    Фильм очень противоречивый, наслоение идет не только социальное, хотя тема семьи и брака здесь встает во всю мощь. Излишки равенства, когда некий полуолигарх женится на своей сиделке, не только кажутся моветоном, ибо чудак явно попытался заполучить удобный для себя вариант, решив, что он самый умный и самый опытный, забыв напрочь о том, что именно снизу, из глубин менталитета поднимается то самое отчаяние, которое умеет крушить и ломать, устраивать революции, скрываясь за маской духовной доброты. У зрителя перед глазами более полная картина, Звягинцев берет меня в сообщники, ибо я вместе с ним наблюдаю семью этой медсестры, которую уже не коснется никакое вырождение. Они уже давно достигли тех самых низин, если и не совсем материальных, то мозг их приспособился, они не только не собираются заниматься чем-то полезным, они искренне считают, что могут целыми днями шляться по окраинам (все вокруг так делают) и гонять с утра до вечера свои джойстики (а это вообще верх достижений). Здесь, собственно, и скрывается наша национальная мечта, тот самый Емеля, который выдает себя за невинного добряка, лежит на печке и ждет, чтобы нашлась щука, которая ему по жизни обязана.

    В этом отношении фильм страшен, эта очевидная мысль не только удручает, накатывает волной безысходности, ибо в ней отразился дух нашей страны, то, что сейчас происходит, когда мы только сосем из нефтяной трубы, и есть отображение этой самой семьи медсестры, но и пугает, потому что вся эта масса затаилась и ждет, что та самая щука будет ей благодарна. В фильме мелькают знакомые лица, кого-то я помню по сериалу "Школа", а Лядову по роли Грушеньки в экранизации Достоевского. Уверен, что это лучший фильм Звягинцева и, несмотря на набираемое с каждым разом мастерство, лучше "Елены" уже ничего не будет.