Обсуждение фильма "Стыд"

Обсуждение фильма "Стыд"

картинка Chagrin

Стыд (швед. Skammen; англ. Shame) — чёрно-белый антивоенный художественный фильм, снятый известным шведским режиссёром Ингмаром Бергманом по своему же сценарию.

Сам Бергман рассказывает о своем фильме следующее: "Первоначальным фоном фильма "Стыд" был страх. Я собирался показать, как бы я вел себя в период нацизма, если бы Швеция была оккупирована... я пришел к выводу, что я и физически и психически труслив, за исключением тех моментов, когда впадаю в ярость. Но в ярость я впадаю на момент, а труслив постоянно. Во мне силен инстинкт самосохранения, но моя ярость может сделать меня храбрецом. Это физиологическое явление. Но как бы я смог вынести долгую, изматывающую, холодную угрозу?.. Что от фашиста сидит в нас самих? В какой ситуации мы можем из добропорядочных социал-демократов превратиться в активных фашистов. Я все больше убеждаюсь в том, что, когда на человека оказывают сильное давление, он впадает в панику и исходит лишь из соображений собственной выгоды. Этой теме и посвящен фильм

Можно сказать, что фильм построен на двух снах. Он начинается со сна Яна о мирной работе в оркестре и заканчивается сном Евы об утраченной любви. Как раз в середине фильма Ева сидит и говорит, что это приснилось кому-то. "О, как ему будет стыдно, когда он проснется!".

Награды
1969 — Премия Национального совета кинокритиков США
Лучшая актриса — Лив Ульман
1970 — Премия Национального совета кинокритиков США
Лучший зарубежный фильм

Какое впечатление на вас оказал фильм? Какое отношение вызвали актеры? В чем, по-вашему, заключается смысл названия фильма?

Ветка комментариев

Написать комментарий
  • 

    Вы тут так хорошо уже всё обсудили, пока я домой вернулся))). Я полностью согласен с пониманием спорных и непонятных моментов Chagrin .

    Фильм не понравился мне настолько же сильно, как предыдущие, просмотренные у Бергмана. Но, в принципе, 8/10. Страха я вообще не испытывал, круто, что его переименовали в "Стыд". Сначала герои могли с чистой совестью укорить оккупантов и освободителей (коих я вижу весьма условными, и не вижу в них ни фашистов, ни ещё кого-то, просто абстрактная война, которая на забытом острове приобрела местные масштабы) и сказать, что тому, кому это снится, будет стыдно после пробуждения. А к концу фильма уже можно было стыдиться им... столько наделали лишнего... Ян скрыл деньги в отместку Якоби за жену, а убил его, потому что понимал, что если не убьет - убьют их. Но вот деньги и правда могли спасти, пусть не Якоби, но хотя бы лично его стрелять не пришлось бы, и, возможно, дом бы не сожгли, только что-то нужное забрали бы. Лишившись дома, убив человека, Ян лишился себя прежнего, полностью ожесточился. И Ева тоже изменилась вслед за мужем. Она прямо материнский инстинкт на миг испытала с тем солдатиком, а Ян убил его за место в лодке и жене сказал, что "за новые ботинки", чтобы она ещё больше его возненавидела, чтобы сделать ей ещё неприятнее, мне кажется, так. Почему выкинулся мужик из лодки? Да они либо заблудились, либо кончилось топливо и припасы... А, возможно, и то, и то, потому что за несколько дней постоянной гребли куда-то доплыть могли. Они, по ходу, реально не знали куда грести... Получается, фильм с открытым финалом - или их случайно нашли и спасли тоже случайно, ведь море времён войны не бывает пустым, или они там все постепенно умерли от голода и жажды. Как думаете, что случилось? Хотя это особо неважно, Бергман явно сделал главными героями не людей, а войну, показывая, как она стирает всё человеческое/человечное, что есть или было, стирает неумолимо, безжалостно и весьма сухо.