Обсуждение фильма "Стыд"
Стыд (швед. Skammen; англ. Shame) — чёрно-белый антивоенный художественный фильм, снятый известным шведским режиссёром Ингмаром Бергманом по своему же сценарию.
Сам Бергман рассказывает о своем фильме следующее: "Первоначальным фоном фильма "Стыд" был страх. Я собирался показать, как бы я вел себя в период нацизма, если бы Швеция была оккупирована... я пришел к выводу, что я и физически и психически труслив, за исключением тех моментов, когда впадаю в ярость. Но в ярость я впадаю на момент, а труслив постоянно. Во мне силен инстинкт самосохранения, но моя ярость может сделать меня храбрецом. Это физиологическое явление. Но как бы я смог вынести долгую, изматывающую, холодную угрозу?.. Что от фашиста сидит в нас самих? В какой ситуации мы можем из добропорядочных социал-демократов превратиться в активных фашистов. Я все больше убеждаюсь в том, что, когда на человека оказывают сильное давление, он впадает в панику и исходит лишь из соображений собственной выгоды. Этой теме и посвящен фильм
Можно сказать, что фильм построен на двух снах. Он начинается со сна Яна о мирной работе в оркестре и заканчивается сном Евы об утраченной любви. Как раз в середине фильма Ева сидит и говорит, что это приснилось кому-то. "О, как ему будет стыдно, когда он проснется!".
Награды
1969 — Премия Национального совета кинокритиков США
Лучшая актриса — Лив Ульман
1970 — Премия Национального совета кинокритиков США
Лучший зарубежный фильм
Какое впечатление на вас оказал фильм? Какое отношение вызвали актеры? В чем, по-вашему, заключается смысл названия фильма?
Ветка комментариев
Написать комментарий-
Буду по-порядку идти по твоему отзыву, чтобы ничего не пропустить)
Мне фильм понравился и не показался каким-то абстрактным. Он мне показался очень-очень страшным.
Мне кажется, что не важно, что именно за война идет, потому что все войны, по сути, одинаковы. Наверное, именно поэтому в фильме нет фашисткой атрибутики, которую они так сильно любили. Есть фашисты, которые с помощью страха и власти терроризируют людей. Есть освободители, которые, я так и не поняла тоже почему, убили кучу мирных жителей. Возможно, это для того, чтобы показать, что война алогична и чудовищна.
Метаморфоза Яна мне показалась тоже вполне логичной и она же -- цель всей картины, как раз то "из труса в храбреца", о котором писал Бергман. Первая причина, по которой Ян не отдал деньги, я думаю, таким образом он хотел отомстить Якоби за то, что он переспал с Эвой. Он понимал, что если он не отдаст деньги, то того убьют. Вторая -- возможно, их действительно могли убить, как сторонников старого режима. Хотя тут, мне кажется, мог бы помешать Филипп, их "друг". Убить Якоби ему тоже пришлось, когда тебя окружают люди с ружьями и требуют что-то, тут уж лучше делать то, что они требуют.
Пока он в него стрелял, он еще был трусом. Это (для меня) был самый страшный момент в фильме, ползущий раненный Якоби и трясущийся Ян, который вздрагивает от каждого выстрела и никак не может его толком добить. А Ярость, мне кажется, проснулась потом, когда он осознал все то, что произошло. И чувства к Эве у него все умерли, поэтому он и бил ее так спокойно, и не разговаривал с ней толком. А Эва, привыкшая к тому, что он нежный, восприимчивый к ее слезам, увидела, как он превратился в такого жесткого и беспринципного человека испугалась. Потому что того она знала, а этого не знает и не знает, чего от него ожидать.
Солдатика он убил тоже по нескольким причинам, наверное. 1) чтобы занять его место в лодке. 2) Если бы кто-нибудь узнал, что он у них был, им бы тоже могло попасть, потому что он дезертир. Ну и остальное уже второстепенное (еда, ботинки, оружие).
Почему утонул мужик? Я тоже думала об этом) Я так поняла, что у них заглох мотор и, может быть, он, предчувствуя голодную смерть, решил сам утопиться? В общем, у меня только такое подозрение возникло, но для меня это тоже загадка.
По поводу названия: было бы логично назвать этот фильм "Страх", конечно. Но картина называется "Стыд", наверное потому что это как раз то чувство, которое отсутсвует у всех, у всех этих солдат, у Якоби и Яна и даже у Эвы, отдавшейся за деньги. Все это сон -- это война, все эти кошмары и перевоплощения. Но война закончится и людям станет стыдно.Вот как-то так.
А актеры, действительно, играют потрясающе, особенно Лив Ульман. -
Солдатика он убил тоже по нескольким причинам, наверное. 1) чтобы занять его место в лодке. 2) Если бы кто-нибудь узнал, что он у них был, им бы тоже могло попасть, потому что он дезертир. Ну и остальное уже второстепенное (еда, ботинки, оружие).
На самом деле, для меня это всё не причины, вернее они вторичны. Это просто неоправданная жестокость, абсолютно беспричинная. Причин нет, я их не увидела. Это просто перерождение Яна, которое уже произошло к тому времени. Это, наверное, и хотел показать Бергман.
Насчет Страха я с тобой согласна. Да, страх. Как себя поведёт человек в экстремальной ситуации, заранее нельзя сказать. -
-
Это просто неоправданная жестокость, абсолютно беспричинная. Причин нет, я их не увидела.
Вот и мне так кажется. Какое-то странное превращение. Неужели достаточно было одного убийства, совершенного из-за трусости, и ему это так понравилось, что он уже стал сам проявлять инициативу? Я вообще-то, скорее, ожидала, что он будет испытывать какие-то мучения из-за убитого Якоби, но нет, наоборот. Как будто так и надо. Совершенно, казалось бы, неприспособленный к жизни (к выживанию) Ян вдруг проявляет такую расчетливость и жестокость. -
А может, у него уже была червоточина, просто негде было выявить её. А в таких условиях сразу видно кто сколько стоит.
Это вот как я недавно прочитала у Моэма в Покорителе Африки. Там один юнец в силу обстоятельств вынужден был уехать в Африку на некоторое время. Ну, и там показал себя во всей красе. А его спутник рассуждает, что если бы тот сюда не приехал, а продолжал жить в Англии, то так бы и прожил всю жизнь добропорядочным гражданином и никто бы никогда не узнал, какое он дерьмо на самом деле. -
Мне фильм понравился и не показался каким-то абстрактным. Он мне показался очень-очень страшным.
Абстрактным в плане войны, вот это я имела в виду. То, что это какая-то гипотетическая, непонятная война. А так, да, согласна, страшный фильм.