Канадский кинематограф. Ксавье Долан.
Ксавье Долан (фр. Xavier Dolan, род. 1989) — канадский актёр, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Лауреат Каннского кинофестиваля и премии «Сезар».
Начал сниматься с 4 лет, снялся в нескольких фильмах и сериалах. Неусидчивый характер и стремительное развитие карьеры не позволили Ксавье Долану вписаться в школьные рамки, и в шестнадцать лет он бросил учёбу, оставшись без аттестата о полном среднем образовании. Период, последовавший за расставанием со школой, Долан определил для себя как «небытие»: к нему не поступало предложений новых ролей, его творческая энергия не находила выхода. Этот «простой» он решил использовать с пользой для себя и выразил свою неудовлетворённость в наброске фильма, «в котором он мог бы исполнить главную роль, и который стал бы сенсацией в Каннах». Сценарий был готов, когда Долану исполнилось семнадцать; тогда же он решил, что должен самостоятельно его поставить. Задуманное удалось осуществить через два года, и в 2008 году начинающий кинорежиссёр приступил к съёмке дебютного фильма «Я убил свою маму»
Фильм «Я убил свою маму» сам Долан описывает как полуавтобиографический, не скрывая того факта, что он — гей. Фильм участвовал в программе «Двухнедельник режиссёров» Каннского кинофестиваля в 2009 году и завоевал три награды, а также был выдвинут Канадой на премию «Оскар», однако не попал в число финалистов.
В 2009 году Долан снимает фильм «Воображаемая любовь», который выиграл «Prix Regard Jeune» программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и награду Сиднейского кинофестиваля.
Третий фильм Долана — «И всё же Лоранс», — о транссексуалах. Съёмки прошли летом 2011 года. Его премьера состоялась 18 мая 2012 года на Каннском кинофестивале.
В мае 2012 года Долан объявил о намерении снять свой четвёртый фильм по пьесе канадского драматурга Мишеля Бушара «Том на ферме». Производство картины «Том на ферме» было завершено в 2013 году, и она вошла в основную конкурсную программу 70-го Венецианского кинофестиваля.
В 2014 году на экраны вышла пятая полнометражная работа Ксавье Долана «Мамочка», тематически близкая его дебютной картине «Я убил свою маму». В центре фильма вновь оказались отношения матери-одиночки и её проблемного сына. Роль последнего исполнил канадский актёр Антуан-Оливье Пилон, а в образе матери опять предстала Анна Дорваль. Премьера «Мамочки» состоялась в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, по итогам которого Долан был удостоен Приза жюри (причём эту награду он разделил с Годаром, отмеченным за 3D-ленту «Прощай, речь»). В феврале 2015 «Мамочка» получила высшую французскую кинопремию «Сезар» как лучший иностранный фильм.
Ветка комментариев
Написать комментарий-
"Мамочка" - это как раз тот пример фильма, который я имела ввиду, когда говорила, что прохладно отношусь к авторскому кино. Это тот эффект, когда кажется, что режиссер просто берет камеру, идет с ней в первую попавшуюся семью и снимает все подряд, что видит. Как правило, это длится очень долго, не имеет внятного начала и внятного конца, в кучу собирается все нужные и ненужные диалоги и сцены. Да, жизнь как она есть, минимум художественной выразительности, максимум реалистичности. Вот то, что художественной выразительности дефицит в таких фильмах, для меня всегда проблема. Ага, я в кино (в отличие от книг, там мне может и тягомотина понравиться) люблю, чтобы было сюжетно, зрелищно, пафосно (в меру!) и не нудно.
Что мне понравилось: игра главного актера, неплохой саундтрек, ненаигранность сцен и их максимальная приближенность к реальной жизни. Но слишком все это было затянуто, слишком, а поэтому показалось нудноватым и тягомотным. Раздражала Кайла, вообще вся ее семья лишней показалась (хотя предполагалось, наверное, что Кайла послужит катализатором). Оценка 6 в итоге.