Обсуждение фильма "Персона"
Персона, Ингмар Бергман, 1966 г
«Персона» (швед. Persona) — чёрно-белый камерный художественный фильм режиссёра Ингмара Бергмана, экзистенциальная драма. Сам автор фильма называл его вместе с фильмом «Шёпоты и крики» наиболее важным в своём творчестве. Главные роли исполнили Биби Андерсон и Лив Ульман.
Награды:
1968 — Премия Национального общества кинокритиков США
Лучшая актриса — Биби Андерсон
Лучший режиссёр — Ингмар Бергман
Лучший фильм
О режиссере:
Основные темы творчества Ингмара Бергмана — кризис религии, кризис традиционной семьи, кризис личности; поиски настоящих отношений между людьми. Делая основную ставку на крупный план лиц, передающих сложную гамму чувств, Бергман с помощью своих актёров выражает сложнейшие переживания экзистенциальной встречи человека с правдой о мире внутри и вокруг себя.
Бергман был известен тем, что многократно работал с одними и теми же актёрами. Среди «своих» актёров Бергмана, которых режиссёр снял в 10 и более фильмах, можно отметить Гуннара Бьёрнстранда, Эрланда Юзефсона, Макса фон Сюдова, Биби Андерссон, Харриет Андерссон, Лив Ульман и других.
Издательство Corpus выпустило книгу Тумаса Шёберга «Ингмар Бергман. Жизнь, любовь и измены», не совсем привычную биографию шведского классика.
Понравился ли вам фильм? О чем он, на ваш взгляд? Знакомы ли вы были с творчеством Ингмара Бергмана до этого?
Ветка комментариев
Написать комментарий-
Вообще не очень понятно вот это:
«Anima», или же «Animus» — это коллективный образ женщины в индивидуальном бессознательном мужчины,
Получается, что Анима это как бы и есть суть настоящей женщины? Чувственность, эмоции и т.д. А почему "в индивидуальном бессознательном мужчины"? А не в своем собственном представлении? Не то, как она сама себя ощущает? То есть получается, что женщина является собой через призму представления мужчины о ней? то как он ее представляет? Но тогда Anima это как бы не настоящее ощущение себя самой (как мне представляется). -
Прочитала, что "анима" -- это проявление женского в мужчине. Сейчас почитаю и подумаю еще, что-то я запуталась))
-
Ой, для меня это вообще как-то все слишком сложно) Просто я бы не стала доверяться "коллективному образу женщины в индивидуальном бессознательном мужчины")) Мало ли, как мужчины бессознательно представляют себе женщин))
-
Я так поняла, это именно та "женщина", которая есть в каждом мужчине. Т.е. для каждого она своя)
Помню, мы "Демиана" обсуждали и тоже в психоанализ ушли :D
Я хочу посмотреть побольше Бергмана, а потом прочесть ту книгу, ссылку на которую я дала в шапке темы. -
-
-
-
Вот что я прочитала на одном из сайтов:
Вдали от привычного окружения женщины слились в одну фигуру и дополняют друг друга. Элизабет произносит свои первые слова, но Альма как будто не слышит их и через секунду повторяет ту же самую фразу. Таким образом, Альма получает роль персоны Элизабет, т.е. она олицетворяет её публичное проявление эго.
«Как можно быть одним и тем же человеком в одно и то же время, и в то же время быть двумя разными людьми?» - спрашивает Альма, плача. Она также не может соединить в себе две разные ипостаси. Но, несмотря на то, что они обе обнажили свою суть друг перед другом, Альма становится зеркальным отражением Элизабет. В силу вступает первобытный образ, который Карл Густав Юнг обозначил как архетип «персона», когда бессознательное проецируется на сознательное. Как правило, когда архетип не распознаётся, он продолжает воздействовать на сознание, пока не превратится в новую персону.
Элизабет связывает себя с внешним миром с помощью Альмы. Даже, когда она пишет письмо своему доктору, то рассказывает в нём не о себе, а о грехах медсестры. Альма прочитывает это письмо. Она в ужасе. В отношениях возникает пропасть. Бергман усиливает эффект раскола странным визуальным рядом. Как будто пленка прожигается, и вместо истории опять появляются кадры, с которых начинается фильм.
Альма внезапно начинает чувствовать фальшь той искусственной среды, которую женщины сами для себя создали. Альма провоцирует Элизабет, она хочет услышать хоть звук от неё и оставляет кусок битого стекла у порога. Ссора двух женщин больше похожа на внутренний конфликт, экзистенциальный кризис одного человека. Персона пытается вытеснить сознание эго. Борьба переносится и на физическое взаимодействие. Элизабет начинает говорить только после того, как она видит угрозу и включается инстинкт самосохранения.
«Нередко Персона, будучи слишком жесткой, отрицает всю остальную личность — аспекты личного и коллективного бессознательного, — и замкнутость в своей роли ведет к нехватке естественного эмоционального отклика. Другая опасность в том, что при перемене маски и усвоения нового способа реагирования на внешнее человек может утратить привычные опоры, а это воспринимается как разрушение личности» (Семира "Архетипы Юнга и астромифология").
Конфликт достигает своего апогея, когда приезжает муж Элизабет. Он принимает Альму за свою жену. Альма уже растворилась в Элизабет и является полноценной персоной актрисы. Сначала она отказывается и пытается уверить господина Фоглера в том, что она не его жена, но чем больше она слушает его, тем сильнее вживается в роль. И вот она уже бросается к нему в объятия. Элизабет стоит позади Альмы и как будто передает ей свои чувства и контролирует всё, что происходит. Альма бьётся в истерике – она показывает все, что скрывала под своей маской молчания Элизабет: «Я знаю, ты молчишь потому, что устала от всех своих ролей, от всего того, чем владела в совершенстве. Но разве не лучше разрешить себе быть глупой и слабой, болтливой и лживой? Тебе не кажется, что человек станет хотя бы чуточку лучше, если разрешит себе быть самим собой?»
Элизабет прячет фотографию своего сына, Альма находит её и просит объяснить, но тут же рассказывает историю актрисы сама. Женщины сидят зеркально друг напротив друга. Затем появляется кадр, в котором лица героинь соединяются в одно. Монолог Альмы есть исповедь, которой так ждала Элизабет. Бергман дублирует эту сцену исповеди. Как только Альма заканчивает свою речь, сцена начинается заново с фотографии сына под ладонью Элизабет. Как будто сначала говорит «персона», а затем «эго». Противоположности сливаются. В своём обнажении друг перед другом они едины. Бергман подчеркивает это и визуально. Сначала зрителю показано лицо Элизабет крупным планом, а как только сцена начинает повторяться - лицо Альмы. Но, пожалуй, Элизабет всё еще боится своей собственной сущности, ей не достигнуть гармонии, единства и целостности.
Все тонкие детали в фильме неуклонно намекают на то, что возможно весь фильм – это история одной женщины, а не двух. И та, и другая трактовка могут быть верными. Бергман охватывает настолько широкий спектр проблем и в философии, и в искусстве, что оставляет за зрителем варианты восприятия картины. То Альма договаривает фразу, начатую Элизабет, то они вообще сливаются в единое целое. Фильм можно трактовать и как исследование личностного расстройства, конфликта персоны и анимы (внешнего и внутреннего), и как конфликт искусства искреннего и коммерческого (тому свидетельствует первоначальное название фильма – «Кинематограф»). -
-
-
Анима - это душа, а душа это сложное понятие и часто ее сравнивают с женщиной во всякого рода символах. Тем более, ранее добиваться успеха в карьере, жертвуя при этом временем и теплом семьи, была прерогатива мужчины, то есть Элизабет как бы мужчина, Альма - женщина. Поэтому слегка чувствуется сексуальное притяжение между ними, которое круто сыграли))). И да, конечно, ее муж видит не такой, какой она есть. В этом тоже причина внутреннего конфликта. Его образ не совпал с ней настоящей, с ее душой. Плюс здесь идея того, что в каждом из нас смешано два начала и два пола, куча ролей и так далее...
-
И да, конечно, ее муж видит не такой, какой она есть.
Вот эта мысль очень разумная. Мне понравилось.