Обсуждение фильма "Розенкранц и Гильденштерн мертвы"
"Розенкранц и Гильденштерн мертвы" -- единственная режиссерская работа писателя Тома Стоппарда, экранизация его одноименной пьесы.
За основу сюжета Стоппард взял трагедию Уильяма Шекспира «Гамлет», но посмотрел на неё с другого ракурса — глазами двух недотёп Розенкранца и Гильденштерна. Трагедия моментально превратилась в комедию.
Два главных героя, Розенкранц и Гильденштерн, в шекспировской трагедии неприметны не только читателю, но и самим героям пьесы. Они представляются одним персонажем, и никаких различий и раскрытий их характеров Шекспир не делает. Как в «Гамлете», так и в пьесе Стоппарда, эти два персонажа неразлучны и ни на что не способны друг без друга. Но мы сразу же перестаем их путать, мы видим перед собой двух разных людей, хотя нельзя не сказать, что у них много общих черт.
А начинается все с игры в орлянку, где мы сразу знакомимся с Гильденштерном как с человеком, обладающим рациональным складом мышления. Проигрывая Розенкранцу уже 80 раз, он нисколько не расстроен, а, скорее, озадачен таким необычным разворотом событий и, как может, пытается объяснить себе происходящее. Это стремление разобраться в окружающих его событиях сопутствует ему на протяжении всей пьесы. Розенкранц, в свою очередь, не волнуется по пустякам и принимает этот мир таким, какой он есть.
Розенкранц и Гильденштерн получают задание выведать причины недуга принца. По королевскому приказу они отправляются в Эльсинор. Как на протяжении всего пути, так и в замке их преследуют непонятные происшествия и неразрешимые вопросы. В конечном итоге, Розенкранц и Гильденштерн не добиваются успеха, и Клавдий снаряжает их в новое путешествие: они должны сопровождать принца Гамлета в загадочную и таинственную Англию.
О дальнейшей судьбе Розенкранца и Гильденштерна нам не сообщается, однако знакомые с пьесой Шекспира знают, что она неутешительна.
Награды и номинации
1990 — призы «Золотой лев» (Том Стоппард) и Pasinetti Award лучшему актеру (Ричард Дрейфус) на Венецианском кинофестивале
1991 — премия Directors' Week Award фестиваля Fantasporto (Том Стоппард)
1992 — номинация на премию «Независимый дух» за лучшую мужскую роль (Гэри Олдмен)
Интересный факт:
В начале фильма звучит композиция группы Pink Floyd «Seamus» из альбома «Meddle» 1971 года, только в картине использована ее инструментальная версия.
Знакомы ли вы с пьесой Тома Стоппарда? Понравился ли вам фильм? Как вы воспринимали героев? О чем, на ваш взгляд, эта картина? Ваши любимые моменты? Кто вам ближе: Розенкранц или Гильденштерн?
Ветка комментариев
Написать комментарий-
Лет семь назад впервые посмотрела этот фильм и была под таким впечатлением, что очень-очень захотелось прочитать пьесу. Что же, пьесу я прочитала совсем недавно, получила массу удовольствия и вот, пересмотрела фильм.
Некоторые выводы:
1) все-таки пьесы пишутся для того, чтобы их смотреть, поэтому фильм воспринимается намного лучше и проще, чем текст, с тем были все-таки определенные сложности;
2) для полного понимания происходящего не обязательно быть знакомым с пьесой Стоппарда, но обязательно знать текст "Гамлета", потому что тогда может возникнуть масса вопросов.Есть два героя, Розенкранц и Гильденштерн (для удобства буду их далее называть Р и Г), в пьесе Шекспира они лишь пешки, два персонажа, не имеющие индивидуальности, просто попавшие случайно в эту мясорубку. Стоппард сделал их ключевыми фигурами, наделил индивидуальными чертами.. Они, как герои пьесы, не имеют прошлого, они помнят свои жизни лишь с того момента, когда пьеса началась (для них) -- "За нами послали". Далее -- все подчиняется ходу пьесы, чтобы они не делали, как себя не вели, они всегда попадают в одну и ту же комнату, на "сцену", где происходит действие "Гамлета". Когда они задействованы в пьесе, они говорят и делают то, что за них предрешил высший Рок -- Шекспир. Вне этих сцен же, они предоставлены сами себе, размышляют, пытаются понять происходящее.
Г способен мыслить четко и логически, его раздражает рассеянность и некоторая "тормознутость" Р. Сама по себе я ближе Г, но мне очень симпатичен Р, с его открытым взглядом на жизнь, доверчивостью и наблюдательностью. Очень смеялась его "открытиям, которыми он так и не смог ни с кем поделиться))В конце герои задаются вопросом "За что?" и их по-настоящему жаль, потому что они невинные жертвы, заключительный эпизод в Гамлете и больше ничего. "Ведь у нас была возможность сказать "Нет" в самом начале", нет, ребята, не было такой у вас возможности, все решили до вас и за вас.
С точки зрения постановки мне все понравилось, костюмы, актеры, видео ряды, музыка. Немного абсурдности и юмора. В общем, огромное удовольствие получила от просмотра)