Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр и продюсер; народный артист Российской Федерации (1994), заслуженный деятель искусств РСФСР. Обладал характерной, близкой к документальной, манерой чёрно-белой съёмки художественных фильмов. | |
Имя на английском | German, Aleksey |
Дата рождения | 20 июля 1938 г. |
Место рождения | Ленинград, СССР |
Дата смерти | 21 февраля 2013 г. |
Место смерти | Санкт-Петербург, Россия |
Возраст | 74 |
Всего фильмов | 27 |
Карьера | Актёр, Сценарист, Режиссёр, Продюсер |
- Отзыв о фильме «Замок»
Драма (Германия, Франция, Россия, 1994)
Кафка и Балабанов - более грандиозного сочетания и представить невозможно. Редкий фильм, что не смотрел у этого режиссера. Не хотелось смотреть, пока книгу не прочитал. Думаю, что здесь творчество Алексея Балабанова достигло некоего смыслового совершенства, уровня, который некому было оценить. Кино, разумеется, не для всех. И лучше это произведение Кафки было снять невозможно. Гений режиссера, наложившись на гений автора, придал ему остроту и дополнил его. Мало существует фильмов, которые смотришь, боясь пропустить какой-нибудь образ, какой-нибудь звук, какую-нибудь мысль. А последних в изобилии - одни из них Кафки, другие Балабанова, третьи - твои собственные.
Идеальный труд, вслед за которым начался общенародный балабановский сарказм человеческий в виде "Брата", с которым к режиссеру предсказуемо пришла популярность, но настоящего Балабанова, без издевательств над людьми и собой, можно увидеть только в этом фильме.
- мне нравится
- комментировать
- в избранное
- ссылка
- Отзыв о фильме «Трудно быть богом»
Драма, Научная фантастика (Россия, 2013)
Трудно быть знаменитым. Кажется, публика проглотит и объяснит любой выверт и насилие над сюжетом. Но, увы, из г-на (в буквальном смысле этого слова) не сделаешь конфетку (как говорили в советские времена). А г-на в фильме Алексея Германа более чем достаточно. Хорошо, что изображение черно-белое, а то бы у половины зрителей случился рвотный рефлекс. Но самое печальное, что фекалии так и остались фекалиями, погребя под собой все остальное. Повесть братьев Стругацких с четко выстроенными характерами и мотивацией героев, динамичным сюжетом превратилась в какой-то балаган. Достаточно сравнить сцены сбора землян на болотах. У Стругацких на этих встречах обсуждалась стратегия спасения местных интеллектуалов и переправка их в безопасное место. Причем почти все земляне – высокопоставленная знать, которая не только наблюдает за событиями, но и может в любой момент в них вмешаться. У Германа же это превращается в сборище пьяных ярмарочных шутов. Любая тайная полиция без труда вычислила бы их и переловила поодиночке. А разъезды на грузовике по болотам (не забываем, что на дворе –…
Читать дальше- мне нравится
- комментировать
- в избранное
- ссылка
- Отзыв о фильме «Мой друг Иван Лапшин»
Драма (СССР, 1986)
Наконец-то посмотрела фильм «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа. Фильм не новый, 1984 года, но лучше поздно, чем никогда. Герой фильма Иван Лапшин — начальник уголовного розыска.Время — тридцатые годы, точнее — зима и весна 1935—1936 годов. Герой ловит воров, ищет сбежавшего преступника, стреляет в бандитов, влюбляется в актрису, которая любит другого... Но тем не менее, кино ни разу не боевик, не детектив и не любовная история. Фильм нельзя смотреть в расчете на легкое развлечение, по окончании просмотра гарантировано чувство грусти. Рассказчик сразу предупреждает зрителя: «История, которую я рассказываю — печальна, я не буду опускать мелочей». И именно в этих мелочах, как мне кажется, и скрывается "дух времени" и то, что японцы бы назвали «печальным очарованием вещей». Кстати, интересно, как приняли кино японские зрители. По словам Германа, ему всегда очень важно было поймать в фильме интонацию рассказа. Здесь интонация печальная, но светлая, очень доверительная, как будто тебе всю эту историю рассказывает твой постаревший дед, вспоминающий давние времена. Я полностью…
Читать дальше- мне нравится
- комментировать
- в избранное
- ссылка
- Отзыв о фильме «Проверка на дорогах»
Военный, Драма (СССР, 1986)
С Алексеем Германом мое знакомство свершилось совсем недавно с последним его фильмом (который мне очень понравился) и в связи с этим тем любопытнее было посмотреть с чего же все начиналось.
Я не самый большой фанат военного кино, но это определенно один из лучших представителей фильмов на данную тематику. Никакого ура-патриотичного пафоса, так любимого нашими современными режиссерами. Просто искренняя история о людях. О живых людях, которые не по своей воле оказались в самой ужасной катастрофе 20-ого века. О людях разных. Одни готовы уничтожить сотни пленных соотечественников лишь для того, что остановить немецкий поезд и взорвать мост, а другие с каждым пленным досконально разбираются, чтобы случайно не загубить невинную жизнь. И внезапно оказывается, что и в плен то попадают не только негодяи и предатели родины, а вполне обычные люди, которые еще недавно даже не думали о том, что придется убивать и умирать.
Очень эмоциональное и тяжелое кино.8 из 10
- мне нравится
- комментировать
- в избранное
- ссылка
- Отзыв о фильме «Хрусталёв, машину!»
Драма (Франция, Россия, 1998)
Я ничего не поняла. Четыре раза я бросала смотреть этот фильм в первые 40 минут. Не понимаю. Что говорят, не понимаю. Что делают, не понимаю. Где Хрусталев, не понимаю. Машины видела, и черно-белое снежное невнятное видела, погоны, старость, мерзость, расстерянность. А сюжет спрятан в уставших бояться глазах генерала. Бздинь. Сегодня досмотрела до конца. Поняла еще меньше. Это не черный абсурд Муратовой. Ассоциирую из-за двух актеров, которых она любит снимать в своих фильмах. Может, поэтому мелькало иногда что-то "муратовское". Хотя скорее она у Германа, чем Герман у нее. Он снимает совсем не так. Два с половиной часа я себя ловила на том, что шея вытягивается, напрягается и голова (с мозгом?) хочет попасть в телевизор. Это ж пытка какая-то, так впиваются в кресло пальцы тех, кто боится летать на самолете, но летит. Этот воздушный шарик в конце... он вообще вывел из себя. Безвоздушность такая везде. Безвыходность. "Все бьют, всю жизнь бьют, за что???" Единственное возможное действие - принудительно сойти с ума. И горите вы синим пламенем, мне пох, я псих. Нет, я не люблю…
Читать дальше- мне нравится
- комментировать
- в избранное
- ссылка
- Отзыв о фильме «Трудно быть богом»
Драма, Научная фантастика (Россия, 2013)
у меня - и, наверное, не только у меня - возникло ощущение, что Герман снимал кино для тех, кто прочёл роман. Может быть, все потому, что он перемещает действие книги на уровень еще дальше? если разбирать скелет, то по сравнению с оригинальным текстом, ситуация в фильме значительно хуже и тяжелее. Убиты все - не только Уно и Кира, но и Пампа, даже Арата, хотя он персонаж явно не положительный. Даже Будах показан скользкой сволочью. Пьяная хижина полностью - полностью! - оправдывает свое название - в отличие от оригинала там регулярно дебош и пьяный угар в исполнении землян. Они уже не выдерживают, хотя в книге на изломе был только Румата. Румата Эсторский у Стругацких был Богом именно потому, что всегда шел над вседозволенностью арканарцев. Он верил, что они осознают свои ошибки сами. У Германа же Румата может позволить себе больше. Есть ли здесь божественное в Румате? Если взять в книге за основу противопоставление "бог-человек", то в фильме, очевидно, Герман также уходит дальше, спускается на уровень ниже и действует в категории "человек-зверь" соответственно. И, возможно,…
Читать дальше- мне нравится
- 1 комментарий
- комментировать
- в избранное
- ссылка
- Отзыв о фильме «Двадцать дней без войны»
Военный, Драма (СССР, 1981)
"Если сейчас будет три снаряда, а потом тишина, то в моей жизни всё будет хорошо. И в её тоже." Это история о военном корреспонденте Лопатине, который в 1942 году отправляется в отпуск в глубокий тыл, в Ташкент.
Если повесть Константина Симонова, которая легла в основу написанного им сценария, просто хорошее, написанное со знанием дела, отчасти автобиографическое произведение, то фильм по-настоящему оживает на экране. Это искренний, многоголосый, глубокий рассказ. За небольшой период времени перед глазами проходят десятки судеб, показываются крошечные детали тогдашнего быта, что придает происходящему невероятное правдоподобие.
И если в "Проверке на дорогах" Герман показал повседневность и подвиги воюющих, то здесь внимание сосредоточено в основном на тех, кто трудится для фронта в тылу.
Во многом фильм удался благодаря исполнителям главных ролей - фронтовику Юрию Никулину и росшей в немецкой оккупации Людмиле Гурченко. Они не понаслышке знают, что такое - быть и по ту, и по эту сторону фронта, и не играют, а просто живут на экране. Хотя и другие актеры очень хороши.…
Читать дальше- мне нравится
- комментировать
- в избранное
- ссылка
- Отзыв о фильме «Двадцать дней без войны»
Военный, Драма (СССР, 1981)
Атмосфера 1942 воссоздана до мельчайших подробностей, известный факт, что при съемке в вагоне поезда, температура была такая, что у актеров шел пар изо рта. Детали делают произведения бессмертными. За счет деталей воссоздается атмосфера тех лет=>сопереживание персонажам возрастает, тем самым, обеспечивается катарсис после просмотра картины. Войну показывают без прикрас, война это всегда: ужас, страх, смерть, боль и ошибка. Люди на войне претерпевают буквально собственную метаморфозу. Чувства в военное время обостряются: "Лишь бы были живы, лишь бы война закончилась" — думаю женщины, мужчины, старики и дети. Картина передает это на чувственном уровне. После монолога Алексея Петренко (летчик Юрий Строганов), я ощутил тучный камень, состоящий из искреннего сочувствия людям, в эпизодах с часами героини Лии Ахеджаковой - чувство повторилось, когда майор Лопатин(Юрий Никулин) говорил речь рабочим завода - чувство повторилось, после холодного и почти безысходно взгляда Ники (героини Людмилы Гурченко) - чувство повторилось, после реплики героя Николая Гринько - чувство повторилось.…
Читать дальше- мне нравится
- комментировать
- в избранное
- ссылка
- Отзыв о фильме «Трудно быть богом»
Драма, Научная фантастика (Россия, 2013)
На удаленную от Земли планету из ХХII века прибывает группа ученых-землян из Института экспериментальной истории. Лелеляющих надежду увидеть новый Ренессанс ученых, инфильтовавшихся в общество одного из ведущих государств данной планеты под названием Арканар, во главе с Антоном, принявшем имя дона Руматы Эсторского, ждет на Арканаре не Эдем духовного Возрождения человечества, а Ад дремучего Средневековья. До определенного времени земляне выполняют роль наблюдателей, отстраненно следящих за ходом исторического процесса, но, когда власть на Арканаре захватывают представители зловещего «Черного братства», Румате к ужасу своему приходится вмешаться.
Алексей Герман-старший, главный представитель гиперреализма, натуральной школы и метакинематографа всего русского кинематографического пространства второй половины ХХ века, главный ниспровергатель сюжетных вавилонских башен и типического нарратива, экранизировать одну из крупнейших философско-фантастических повестей братьев Стругацких «Трудно быть Богом», входящую в антиутопическую дилогию «Мир Полудня», пытался еще на излете 60-х годов,…
Читать дальше- мне нравится
- комментировать
- в избранное
- ссылка
- Отзыв о фильме «Письма мёртвого человека»
Драма, Научная фантастика (СССР, 1986)
Советский артхаус - вещь загадочная, я даже не представлял, что такое на свете существует.
Тяжелая, мрачная, беспросветная и пыльная постапокалиптика первых дней после ядерной катастрофы.
Разруха, полные улицы трупов, радиоактивный дождь, целлофановая плёнка и подземные бункеры - всё в лучших традициях жанра. Никакого глянца, хотя и особого натурализма тоже не наблюдается.
Понравилось, что снято довольно необычно. У каждой локации своё освещение и даже своя фактура. Но все они при том равно грязные и бесподобные.
Безумно много всяких речей на философские темы, о пути человека и его грядущем вымирании. Наверное, во времена холодной войны это была тема номер один, но я от такого количества морали заскучал.
От самой катастрофы там буквально пара обрывочных сцен, а я ведь рассчитывал именно на фильм-катастрофу. Наверное, если бы я не любил так постапокалиптичную разруху, было бы мне совсем грустно. В конце даже всплакнул.- мне нравится
- 2 комментария
- комментировать
- в избранное
- ссылка
- Отзыв о фильме «Двадцать дней без войны»
Военный, Драма (СССР, 1981)
Фильм особенный, потому как в нем играют те, уто привычен нам по комедиям. Он военный, но не о войне, о любви, но не о такой, к которой мы привыкли. Фильм о женской тоске и даре любви в нелёгкое время войны.
Интересным показался момент, когда главные герои встретились в поезде, презрительный взгляд Гурченко на Никулина врезается в память. Но зато потом...как оправдывалась она за него.
Никулин сыграл хорошо, этим и запомнился, редко мне удавалось смотреть фильмы с ним, как с актером драматической картины.
Возможно, я бы посмотрела картину и вне игры, так как фильм военный, периода СССР, а это я люблю, вопрос только во времени.- мне нравится
- комментировать
- в избранное
- ссылка
- Отзыв о фильме «Торпедоносцы»
Военный, Драма (СССР, 1983)
Не самый известный фильм о войне. В основе проза Юрия Германа. Не представляется возможным определить жанр фильма: здесь героические и трагические сцены боя, лирические диалоги, комические моменты - всё это тесно переплетено в единое целое и хотя в ленте отсутствует экшн и интрига, фильм смотрится напряженно. В фильме практически отсутствует героический пафос, присущий многим военным фильмам. Неяркие краски в сочетании с кадрами военной хроники, короткие диалоги, небольшие сцены, сменяемые одна другой создают неповторимую атмосферу фильма, ощущение как будто это не художественный фильм, а подсмотренные эпизоды из жизни. Среди героев фильма хотелось бы отметить персонаж Родиона Нахапетова - ст.лейтенанта Александра Белоброва. Он может сочувствовать погибшему немецкому летчику, а может ненавидеть врага. Линия с сыном Гаврилова подчеркивает обыденность ужасов войны: потеря семьи и обретение сына, даже если то не твой родной сын (а найдешь ли в таком случае когда-нибудь своего?). И,конечно же, финальная сцена - фотографии погибших летчиков - таких разных, но отдавших свою жизнь за…
Читать дальше- мне нравится
- комментировать
- в избранное
- ссылка
- Отзыв о фильме «Письма мёртвого человека»
Драма, Научная фантастика (СССР, 1986)
Какофония ужаса. Это невыносимо смотреть, хочется вопить - человечество, опомнись! Неужели это все, к чему мы стремимся? Для чего научные достижения, если они неминуемо ведут к истреблению? Для меня этот фильм был бы шедевром, если бы я до коликов не боялась смерти.
- мне нравится
- комментировать
- в избранное
- ссылка
- Отзыв о фильме «Письма мёртвого человека»
Драма, Научная фантастика (СССР, 1986)
Что можно сказать о советском фильме? Браво и только!
Довольно необычно снято, в плане освещения. Я вообще не очень люблю такие темные и прыгающие кинокартины, но эта чем-то зацепила...
Много философских размышлений, я наслаждалась...Даже представить себе не могла, что в фильме ТАКОГО жанра они могут быть. Но, на мой взгляд, слишком много их было. А в целом положительное впечатление от фильма:-)- мне нравится
- 1 комментарий
- комментировать
- в избранное
- ссылка
- Отзыв о фильме «Трудно быть богом»
Драма, Научная фантастика (Россия, 2013)
Трудность понимания шедевров
Попробую разложить те моменты, которые на просмотре «Трудно быть богом» задели по-настоящему и по живому:
1. Монохромность. Фильм абсолютно не смотрелся бы снятым в цвете. Режиссер сознательно уводит зрителей от игры цветом. «Раскрасить» этот фильм как «Семнадцать мгновений весны» вряд ли получится. В итоге картинка на экране распадается на собственно графику и движение, которые весьма прихотливо переплетаются.
2. Вовлеченность. Операторская манера съемки явно продиктована желанием смоделировать «око видящего», давая зрителю самостоятельно расставить персонажей по приоритетам. Это дает огромный драйв именно зрителю, заставляя постоянно концентрироваться. Попадание разного рода «мусора» в кадр сделано абсолютно, на мой взгляд, сознательно и продуманно.
3. Позиция Германа. К сожалению, Герман, так или иначе, воспроизводит на экране реконструкции. Начиная с визуального ряда, который явно тяготеет к воспроизведению a-la Босх и оживлению персонажей, и заканчивая стереотипностью конструкции общества. Поэтому при абсолютной эстетической…
Читать дальше- мне нравится
- комментировать
- в избранное
- ссылка
- Отзыв о фильме «Рафферти (многосерийный)»
Драма, Криминал (СССР, 1980)
Редкий для СССР жанр судебной драмы. Ну, в стране победившего социализма произведения, где адвокаты и прокуроры соревнуются в красноречии, могли быть только о мире наживы и чистогана. А еще это самый настоящий нуар, дорогие товарищи. Советский нуар - это прекрасно.
Фильм о циничном и лицемерном профсоюзном лидере Рафферти. 3 серии, 3 дня, 3 заседания. Масса флэшбеков из прошлой жизни героя, история его преступлений и предательств.
Забавно было следить, как создатели умудряются снять заграничную жизнь в Ленинграде и Прибалтике (любопытная кинохроника реальных США - видимо, из архивов журналистов-международников - тоже задействована).
Актерские работы просто блестящие. Олег Борисов, Владимир Зельдин, Александр Кайдановский, Алексей Герман (тут он актер), Евгения Симонова, адвоката Рафферти озвучивал Зиновий Гердт... И совершенно восхитительный Армен Борисович Джигарханян. Он играет итальянского мафиози, с шиком, блеском и под явным влиянием уже вышедшего тогда "Крестного отца".) - Отзыв о фильме «Мой друг Иван Лапшин»
Драма (СССР, 1986)
Это такой сборник новелл, объединённых вокруг главного персонажа — Ивана Лапшина. Фильм снят в чб, чтобы зритель не расплёскивал внимание на окружающее и сконцентрировался на персонажах. Их тут несколько, живут в одной квартире, но у каждого свой путь.
Актёрский состав можно назвать звездным. Тут все популярные и уже знаменитые актёры своего времени.
Я давно откладывал просмотр этой картины, всякий раз убеждая себя в том, что нужно поймать настроение. Мрачный вид серой зимы за окном сыграл в резонанс и мне фильм понравился :) Пожалуй отвлекало только местами немного сумбурное повествование.