Любовь немецкого довоенного кинематографа к русской тематике сама по себе является весьма интересной, например, для какой-нибудь диссертации: парадокс, но в нацистской Германии умудрились снять сразу ряд фильмов, в которых так или иначе фигурировал образ России - экранизация пушкинского "Станционного смотрителя", биография П. Чайковского "Эта упоительная бальная ночь", описание трагической судьбы русских эмигрантов "С полуночи", изощренная история мести в "ГПУ" и т.д. Однако, в таких списках так или иначе всегда фигурирует "Броненосец "Севастополь". Белые рабы".
Фильм даже по современным меркам смотрится с определенным интересом. Сначала показывают мирное время, беззаботные встречи офицерской верхушки, аристократии и счастливых влюбленных - похожего на Юрия Гагарина русского офицера Константина Волкова и дочери местного губернатора Марии. Затем вся эта идилия весьма символически…
Читать дальше
Любовь немецкого довоенного кинематографа к русской тематике сама по себе является весьма интересной, например, для какой-нибудь диссертации: парадокс, но в нацистской Германии умудрились снять сразу ряд фильмов, в которых так или иначе фигурировал образ России - экранизация пушкинского "Станционного смотрителя", биография П. Чайковского "Эта упоительная бальная ночь", описание трагической судьбы русских эмигрантов "С полуночи", изощренная история мести в "ГПУ" и т.д. Однако, в таких списках так или иначе всегда фигурирует "Броненосец "Севастополь". Белые рабы".
Фильм даже по современным меркам смотрится с определенным интересом. Сначала показывают мирное время, беззаботные встречи офицерской верхушки, аристократии и счастливых влюбленных - похожего на Юрия Гагарина русского офицера Константина Волкова и дочери местного губернатора Марии. Затем вся эта идилия весьма символически расстреливается во время исполнения "Боже, царя храни" озверевшей толпой восставших матросов-большевиков, во главе которых становится (опять же - символизм) бывший лакей губернатора Волынский, который, однако, движим не столь идеологией, сколь похотливыми намерениями в отношении Марии.
После расправы над офицерами большевики продолжают бесчинства уже на берегу: расстреливают священника, жгут и ломают иконы, насилуют, грабят, вешают - в общем сплошная документалистика, с которой можно ознакомиться в любом более-менее объективном источнике о "красном терроре". Более того - сам фильм по всей видимости вполне осознанно задумывался как анти-"Броненосец "Потемкин"", и нельзя сказать, что ответ этот недостойный.
В итоге зло все же более-менее наказывается, кому надо, спасаются и уплывают (видимо, в эмиграцию), а в итоге звучит пророческая фраза о том, что борьба будет продолжена, поскольку беда касается не только России.
При этом не могу не отметить, что, если кто-то в здравом уме и твердой памяти вдруг решит переснять этот фильм, в сценарий придется вносить самые минимальные правки - чего-то экстремистского или пронацистского в фильме не наблюдается, а вся "спорность" его заключается только в том, ГДЕ и КОГДА он вышел.
Что же касается подбора актеров, то тут, на мой взгляд, наблюдается явный гендерный перекос: все мужские типажи (особенно военные) весьма и весьма похожи на русских, даже странно, что говорят они на немецком, а вот женщины - явные немки, по крайней мере ни одна не заставила поверить в то, что она способна коня на скаку остановить и войти в горящую избу.