Говорят, что антиутопии нельзя любить, а я их люблю, потому что именно когда люди ухитряются испортить мир ещё больше, чем на данный момент времени, то невозможно его любить. Но в действительно хороших антиутопиях есть мысль о том что всегда всплывают вещи естественные, но в своей естественности незаметные. А от того и вечные, но и они таковыми не являются. Такие общества всегда строятся на возведенных в абсолют недостатках, но самые лучшие образцы жанра показывают как делать не надо. Мамору Осии - создатель «Призрака в доспехах", анимэ послужило вдохновением для братьев Вачовски при создании Матрицы. Осии же работает неторопливо и более методично, а потому и результат ожидаемо другой. Далее поделюсь впечатлениями и мыслями по этому поводу.
Повествовательный критерий (сюжет и сценарий). В отдаленном будущем человечество осваивает виртуальный мир компьютерной игры под названием «Авалон». Лишь немногим удается достичь в игре финального уровня, а те, кто возвращаются с него, впадают в коматозное состояние, почти не отличающееся от смерти. Чтобы попытаться спасти своего возлюбленного…
Читать дальше
Говорят, что антиутопии нельзя любить, а я их люблю, потому что именно когда люди ухитряются испортить мир ещё больше, чем на данный момент времени, то невозможно его любить. Но в действительно хороших антиутопиях есть мысль о том что всегда всплывают вещи естественные, но в своей естественности незаметные. А от того и вечные, но и они таковыми не являются. Такие общества всегда строятся на возведенных в абсолют недостатках, но самые лучшие образцы жанра показывают как делать не надо. Мамору Осии - создатель «Призрака в доспехах", анимэ послужило вдохновением для братьев Вачовски при создании Матрицы. Осии же работает неторопливо и более методично, а потому и результат ожидаемо другой. Далее поделюсь впечатлениями и мыслями по этому поводу.
Повествовательный критерий (сюжет и сценарий). В отдаленном будущем человечество осваивает виртуальный мир компьютерной игры под названием «Авалон». Лишь немногим удается достичь в игре финального уровня, а те, кто возвращаются с него, впадают в коматозное состояние, почти не отличающееся от смерти. Чтобы попытаться спасти своего возлюбленного от этой участи, героиня фильма преисполнена решимости пройти всю игру по его стопам и встретиться в финале с загадочным персонажем по имени «Призрак». Действие фильма происходит в разрушенном мире, где свою любознательность люди удовлетворяют одним-единственным способом - играя в компьютерные войнушки. Но вот ты выиграл, а что дальше? Вся философско-содержательная часть держится на экзистенциях подобного уровня. Аш не зря так называется. Её прическа как дань Призраку в Доспехах, а в душе у неё одни угли и пепел воспоминаний о жизни, которой никогда не будет. В футуристический сеттинг отлично вписалась легенда о Короле Артуре и острове Авалон, который здесь своего рода Вальгалла для душ павших воинов. Но именно там скрыт предмет поисков героини, а потому история со временем превращается в весьма интересный квест, за которым, как минимум, хочется наблюдать. В плане содержательном мне всё понравилось.
Визуальный критерий или как снято. Главное достижение "Авалона" - что японец Осии с какой-то буддистской проницательностью догадался: тоску как таковую во всей мировой истории никто лучше марксистов-ленинцев, совка и соцлагеря в целом не воплощал. Потому и поехал снимать в Польшу. Войнушка - что очень прикольно - выглядит у него не иначе, как разразившаяся именно в Польше в 1939 году самая знаменитая война всех совков, Вторая мировая. Конечно, самолеты-вертолеты у богатого японца оснащены разными лазерами-бластерами, однако танки, уличные перестрелки, полевые атаки, беженцы и руины - все как с хроники тех времен. Да и в приключениях виден знакомый инвариант под названием "Четыре танкиста и собака". Невезучий комический придурок присутствует, собака тоже есть. Облик разрушенного мира тоже скроен из отсылок, цитат и упоминаний. Тарковский в Японии супер-популярен, к "Сталкеру" приставить еще "Письма мертвого человека" Лопушанского - будет вам тусклый цвет сепии, голые стены, пустые улицы, вечные сумерки. Но, так как сюжет вполне современный, компьютерный, все эти ассоциации не лишают картинку эффектов и наворотов. Посткоммунистический стиль только придает ей богатый контекст, уравнивает считавшиеся до сих пор несоединимыми Интернет и культуру. Поэтому о тоске можно вновь говорить серьезно, можно даже свободно оперировать любыми культурными пластами. В истории чётко прочитывается постмодернизм с тремя вариантами концовки, и преломлении культурных феноменов в новых реальностях. Картинка также код для восприятия тоски и памяти. Что такое память, хорошо с ней или без неё. Тут даже наводят на мысль, что память - главный порок человечества. И она должна доставаться только благородным и чистым сердцем. В этом отношении есть корелляции с нолановским Мементо. Музыка преимущественно классическая, а потому вписывается в сражения хорошо, её немного, но она есть. А финальный аккорд так вообще поражает воображение. К техническому оснащение картины претензий нет.
Актерская игра хороша. Малгожата Форемняк отлично воплощает Аш - центральную фигуру всего повествования, именно её глазами мы видим этот мир, именно её депрессию и равнодушие мы испытываем на себе. Все остальные - побочные программы кода, помогающие двигать историю и выводить её на хороший уровень. Все справились достойно, отлично вписались в дивный новый мир.
Вердиктируя. Мне фильм понравился, но общая гнетущая атмосфера этого фильма способна отпугнуть. Фильм задаёт много вопросов, а ответы предлагает искать самим - это такая редкость сейчас, когда всё упрощено и подаётся на блюдечке. Тут нужен особый настрой, просто посмотреть его не получится. Но если вам нравится кино такого плана, и вы глотаете их каждый день как таблетки, то полный вперёд! Всем здоровья, добра и хорошего кино!