Последние исследования показывают, что человеческая память способна сохранять только три года беспрерывной видео записи. Поэтому, если учесть сон и пребывание в небытие (например, медитация), то, то что вы смотрели шесть лет назад, можно смотреть как в первый раз (если только это не было связанно с сильной стрессовой ситуацией или не отбивалось многократным повторением, что может создать нейросеть в мозгу и записать почти навсегда).
Данный фильм я посмотрела в 2014 году, 7 лет назад, поэтому не удивительно, что сегодня я его пересмотрела как в первый раз. Я вообще ничего из этого не вспомнила. Я даже не помнила понравился ли мне фильм. Хотя, не понравится он не мог, потому что...
Больше всего в кино/аниме/мультипликации я люблю сюжеты вмещающие три вещи:
1) Драки и экшн сцены (я дитя девяностых, росла на Джеки Чане и это неизбежно);
2) Проблемы социализации (сложности влюбленности, конфликты с родителями, друзьями, сложные притирки в отношениях);
3) Философия/религия/наука как базис и постоянные отсылки.
Поэтому две моих самых главных кино любви - это Матрица и…
Читать дальше
Последние исследования показывают, что человеческая память способна сохранять только три года беспрерывной видео записи. Поэтому, если учесть сон и пребывание в небытие (например, медитация), то, то что вы смотрели шесть лет назад, можно смотреть как в первый раз (если только это не было связанно с сильной стрессовой ситуацией или не отбивалось многократным повторением, что может создать нейросеть в мозгу и записать почти навсегда).
Данный фильм я посмотрела в 2014 году, 7 лет назад, поэтому не удивительно, что сегодня я его пересмотрела как в первый раз. Я вообще ничего из этого не вспомнила. Я даже не помнила понравился ли мне фильм. Хотя, не понравится он не мог, потому что...
Больше всего в кино/аниме/мультипликации я люблю сюжеты вмещающие три вещи:
1) Драки и экшн сцены (я дитя девяностых, росла на Джеки Чане и это неизбежно);
2) Проблемы социализации (сложности влюбленности, конфликты с родителями, друзьями, сложные притирки в отношениях);
3) Философия/религия/наука как базис и постоянные отсылки.
Поэтому две моих самых главных кино любви - это Матрица и Евангелион, которые ровно стоят на этих трех столпах.
В последнее время, при просмотре чего угодно, я, по большей части, люблю отражение себя в кино, свои мысли. Самолюбие? Нарциссизм? Возможно. Но я склонна считать, что суть явления заключается в том, что я заперта в своей голове, как и все другие люди. Я не знаю, о чем думают другие, что их формирует, как выглядит их мировоззрение. Пытаться реконструировать мысли автора произведения, тоже самое, что пытаться реконструировать мировоззрение летучей мыши - занятие интересное, но безрезультатное. Поэтому, все что мне остается, это ходить по кругу своих умозаключений, которые сформированы культурой, которую я употребила до этого кино.
Весь фильм меня не покидали мысли, которые я почерпнула из недавно прочитанных книг:
Красная таблетка - Андрей Курпатов (о том как мозг управляет нами)
3 главных открытия психологии. Как управлять собой и своей жизнью - Андрей Курпатов (о трех основных инстинктах и их удовлетворении, о важности социо причастности)
Риф - Алексей Поляринов (о реализации этой социо причастности)
Из книг, которые я читаю сейчас:
Подземка - Харуки Мураками (действия и поступки под воздействием обстоятельств, мобилизация при ситуации выживания)
Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР - Александра Архипова, Анна Кирзюк (формирования ложного восприятия реальности из-за потери контроля)
Все очень тесно переплеталось и я думала строчками из этих книг, приписывая эти мысли себе.
Фильм мы смотрим глазами Синдзи. Он (как и мы) ничего не понимает. Прошло 14 лет, но что было в это время? Чем закончилось спасение Рэй? Что происходит сейчас? И тут включаются когнитивные заблуждения: мы слышим слова других, без их внутреннего диалога, следовательно, мы слышим не то, что они хотят сказать, а то что у них получается. Как и в жизни, обычное общение превращается в сложную игру или головоломку, когда никто не может донести свои мысли и реконструирует фальшивую реальность из имеющихся знаний. Японское общество (как мне кажется) очень закрытое и замкнутое. Много табуированных тем и старых, патриархальных привычек, заставляют всех персонажей замыкаться на себе и действовать по имеющимся стереотипам, что еще больше создает дистанцию между людьми.
Жизнь в концепции "ничего не хочу" реальна и даже нормальна. Ведь что такое норма - средняя температура по больнице. Норма - это не что-то, что правильно или истинно, норма - это чаще всего наблюдаемая история. Когда все инстинкты удовлетворенны технологиями и текущим уровнем жизни, а в обществе не осталось авторитетов, которые бы навязали тебе желания - остается только одно: не хотеть ничего. В такой концепции (которую мы наблюдаем повсеместно, ибо самый популярный запрос современно человека - это найти себя, самореализоваться, чего-то захотеть) война и жизнь на грани выживания, смотрится даже захватывающе и желанно. Мисато и Гэндо имеют свой высший замысел, свою цель в жизни, которая дает им их "хочу". Находясь у руля ресурсов они становятся авторитетами для людей, которые их окружают и все что этим людям остается, чтобы выжить - это следовать за начальством. Война, общий враг, придает смысл жизни, придает ей яркости и энергии для выживания, как и заложено в генах.
Синдзи находится в ситуации, когда оба авторитета подвели. Кого бы он не слушал, кому бы не подчинялся, он всегда остается один, без всего. Его никто не любит, никто не дружит с ним, все отказываются сближаться и идти на контакт, его используют. Все что ему нужно - это быть хоть в чьей-то еще голове, кроме своей собственной. Такое тотальное одиночество, тоже крайне распространенное вяление современности, особенно в Японии с проблемой хикикомори.
И тут появляется Каору. Все фразы Каору очень значимые, я дважды пересмотрела все диалоги с ним. Они либо разъясняют сюжет, либо объясняют, как жить в этом сложном мире.
Когда Синдзи говорит: "Я не умею", Каору отвечает: "Для того чтобы жить, необходимы изменения. Новые начинания". Когда Синдзи спрашивает, как стать лучше, Каору спрашивает - зачем? Ведь главное, чтобы ты был счастлив, тогда Синдзи говорит, что если будет лучше получатся, то и счастья будет больше! На что Каору отвечает выводом из книги "Гении и аутсайдеры. Почему одним все а другим ничего?" Малкольма Гладуэлла: "нужно много раз делать одно и то же, другого способа нет". Это правда так, чтобы стать середнячком в чем-то, этому нужно уделить хотя бы 4 тысячи часов, чтобы стать профессионалом 6 тысяч, чтобы гением - 10 тысяч. Но мы сдаемся, нам не хватает упорства, нам не хватает мотивации. Проблема в том, что единственная причина что-то делать для человека, это удовлетворять одну из трех базовых потребностей: безопасность, иерархия, восхищение. Все они отталкиваются от взаимодействия с другими людьми, что вокруг нас. Но что, если вокруг никого нет?
Нужность. Этого не достает Синдзи. И снова диалоги с Каору:
Синдзи: "Ты меня понимаешь"
Каору: "Потому что думаю только о тебе"
Поэтому Синдзи проникается Каору и делает то, что обещал себе никогда больше не делать. Он верит в слова Каору, в его идею. Он закрепляет эту идею у себя в голове и создает калию действий, с которой не может сойти, когда внезапно все оказывается не таким, как виделось. Это частая проблема в реальности, в отношениях. Мы часто проигрываем в своей голове один и тот же сценарий, пока не начинаем считать этот сценарий истинной реальностью, не смотря на тот факт, что она полностью ложна. Мы не видим эту ложность, пока не сталкиваемся с ней лицом к лицу, пока не случается конфликт (паническая атака от утраты "земли под ногами").
Аянами Рэй - это прекрасный пример ребенка. Она чиста как лист, еще не заражена стереотипами взрослого общества. Все что родители говорят своим детям, для последних как приказ. Они готовы следовать им, ибо считают что те истина. Мы ни видим противоречий внутри себя, вся информация, которой мы владеем, всегда исходит снаружи. Рэй от других узнает что делать, кто она такая, куда ей идти. Другие люди говорят, что она должна любить читать, как она должна себя вести. Как мы говорим детям, что они должны делать, как ведет себя воспитанный человек - они верят нам и подчиняются, пока не встречают противоречие, общаясь с большим количеством людей.
Мне нравится очень необычная концепция пришельцев в Евангелионе. Во-первых, это очень необычный взгляд на чужую религию Христианства. В отличие от исповедующих стран, у японцев не замылен глаз, они вычитывают другие вещи и по своему их изображают, придавая новые смыслы. Во-вторых, пришельцы здесь выступают как предки, как прародители человечества, а конфликт с ними выглядит, как конфликт между родителями и детьми, разными поколениями, которые по разному видят будущее.