Карьера | Монтажер |
- Отзыв о фильме «Индокитай»
Драма, Мелодрама (Франция, 1992)
…вещественное доказательство превосходного кинематографа…
…в преддверии Второй мировой войны во Французской колониальной империи на индокитайском полуострове аристократичная колонизаторша и хозяйка плантаций каучуковых деревьев Элиана (…Катрин Денёв…) занимается воспитанием своей приёмной дочери и, по совместительству, весьма состоятельной принцессы вьетнамской императорской династии по имени Камилла (…Фам Линь Дан…). На аукционных торгах Элиана встречается с молодым и эмоциональным военно-морским офицером Жаном-Батистом (…Венсан Перес…). Между ними быстро вспыхивает сначала страсть, а потом уже и более крепкое чувство настоящей взаимной близости. С этого момента и начинается отсчёт основной интриги «Индокитая» режиссёра Режиса Варнье. Фоном для этой истории любви служат кроваво-репрессивные коммунистические волнения тех лет, происходившие на территории современного Вьетнама в ходе народной борьбы за независимость от Франции и самоопределения вьетнамской нации…
…француз Варнье не просто кинорежиссёр, сценарист, актёр и страстно мечтающий снять своих собственных «Унесённых ветром» на галльский манер фильмодел в одном лице. Он ещё и прекрасный, если не блестящий художник от кинематографа. Колониальный, дореволюционный микрокосм Французского Индокитая начала прошлого столетия воспроизведён в ленте с удивительной теплотой, трепетом и даже — с любовью. Пейзажи залива Халонг, виды старого Сайгона, пасторали древней столицы вьетнамских императоров Хюэ — всё это сущий богато иллюстрированный, энциклопедический альманах азиатской культуры того времени. А непревзойдённая актерская игра любвеобильной, удивительно-красивой и эмоциональной пары Катрин Денёв и Венсана Переса пропитывает всю картину чувствами настоящей насыщенной красоты и элегантной изящной лаконичности. И это при том, что на весь почти ста шестидесяти минутный хронометраж нет ни одной не то что интимной, но даже и откровенной, заслуживающей хоть какого-нибудь возрастного ограничения сцены. И это — в стопроцентном французском кино! Денёв, к слову, с помощью своей героини наполнила «Индокитай» любовью до краёв. Тут вам и нежно-заботливое, материнское чувство полной самоотдачи и самопожертвования. И страстное, волнующее ощущение ярких отношений с любимым и близким человеком. И светлый сентимент сбывшихся надежд и выстраданного, заслуженного счастья…
…особенно ценна же предельно ненаигранная фокусировка на чистоте и естественной жизненности ленты. Буквально всякий главный и условно второстепенный персонаж уже после первых нескольких десятков просмотренных кадров с его участием импонирует, заставляет сопереживать ему и погружает в понимание логики совершаемых поступков. Здесь действия героев умеют «говорить» и «рассказывать» кажется ничуть не хуже сценарных реплик и программных монологов. Подчас «немые» сцены красноречивее всех сказанных фраз передают в «Индокитае» дух места и эпохи, и дописывают всё, что осталось недосказанным меж героями…
…композиция кинокартины — деликатное равновесие опеки и попечительства, любви и преобладания, снисхождений и уступок, добродушия и ласковости, давления и напряжённости. И подобная конструкция взаимопроникновения не только не вызывает диссонанса восприятия, но и напротив — провоцирует возникновение идеальной балансировки, гармонии колонизаторско-господского быта французских господ и архаичных, провинциальных азиатских крепостных. Если и не стирая извечные сословные грани, то хотя бы преподнося их в несколько символичном, шаблонном, но безобидно благородном ключе. И это, видимо, самое искреннее на нынешний момент извинение колонизаторов перед кололнизируемыми в современном кинематографическом искусстве. Французском как минимум. А, возможно, и общепланетарном вообще…
…резюмирующий вывод приятен и прост: «Индокитай» — степенная, величественная любовно-историческая мелодрама. Идеально подходящая как для вдумчивого просмотра, так и для лёгкого и приятного коротания выходных вечеров в компании с родным, дорогим и любимым человеком. Что и есть, собственно, признаком исключительности любого произведения высоких искусств. В том числе — и визуализированных…