Белые крылья модерна
Оценка 7 из 10
В конкурсном показе «Особый взгляд» в Каннах в этом году Стефани Ди Джусто дебютировала с «Танцовщицей» на равных с «Учеником» Кирилла Серебренникова и «Капитаном Фантастик» Мэтта Росса, уже представленными отечественному зрителю. Экранизация Ди Джусто биографии Лои Фуллер, которая сейчас является одной из знаковых, но полузабытых фигур европейского искусства начала XX века, вполне пришлась по душе конкурсному жюри. Дебют был щедро отмечен несколькими весомыми наградами — Золотая камера, Особый взгляд и Квир-Пальмовая ветвь. До «Танцовщицы» у Ди Джусто была вполне солидная клиентура из шоубиза и мира моды, она снимала клипы и показы, но сердцем, надо полагать, тянулась к чему-то светлому и большему. В итоге из этого и родилась «Танцовщица» как глубоко мифологизированная биографическая драма, которая сочетает в себе и высокое искусство, и мастерство перекроенной на собственный лад подачи материала.
Режиссер любого биографического фильма, байопика, что витязь на распутье. Направо пойдешь — передашь точно все детали биографии и снимешь…
Читать дальше
Белые крылья модерна
Оценка 7 из 10
В конкурсном показе «Особый взгляд» в Каннах в этом году Стефани Ди Джусто дебютировала с «Танцовщицей» на равных с «Учеником» Кирилла Серебренникова и «Капитаном Фантастик» Мэтта Росса, уже представленными отечественному зрителю. Экранизация Ди Джусто биографии Лои Фуллер, которая сейчас является одной из знаковых, но полузабытых фигур европейского искусства начала XX века, вполне пришлась по душе конкурсному жюри. Дебют был щедро отмечен несколькими весомыми наградами — Золотая камера, Особый взгляд и Квир-Пальмовая ветвь. До «Танцовщицы» у Ди Джусто была вполне солидная клиентура из шоубиза и мира моды, она снимала клипы и показы, но сердцем, надо полагать, тянулась к чему-то светлому и большему. В итоге из этого и родилась «Танцовщица» как глубоко мифологизированная биографическая драма, которая сочетает в себе и высокое искусство, и мастерство перекроенной на собственный лад подачи материала.
Режиссер любого биографического фильма, байопика, что витязь на распутье. Направо пойдешь — передашь точно все детали биографии и снимешь славный эпик, налево — будешь метаться вместе героем и мучить зрителя. Но есть еще и третий путь — придумать свою, авторскую, жизнь за героя, потом пересыпать именами и приправить фактами — и все — такси в Канны можно заказывать. Не сомневаюсь, что Ди Джусто поднаторела в клипах умеренно известных поп-французов, но в «Танцовщице» — настоящее торжество клипового мышления и деформация реальной жизни Лои Фуллер. Сидела-сидела на печи на ранчо до 25 годов, почитывала себе «Саломею» Уайльда и мечтала пробиться в артистки.
Наряду с весьма дырявым по части достоверности фактов сценарием, у ленты есть еще одна большая проблема, проблема дебютантки Стефани Ди Джусто. Слабая проработанность в «Танцовщице» героев второго плана начинает раздражать к середине фильма, и это при том, что снялись далеко не последние люди европейского кино. Отмечу, на собирательную роль Луи, французского графа и импотента, пригласили Гаспара Ульеля, весьма известного по недавнему «Это всего лишь конец света». Мелани Тьерри ("Легенда о пианисте», «Закон противоположностей») в свои 35 выглядит искусственно состаренной матерью для Лои Фуллер. Франсуа Дамиенс, в роли легендарного арт-директора кабаре «Фоли-Берже» нехаризматичен — просто еще один бородатый француз в цилиндре.
Конечно, инди-певица Стефани Соколински (Соко) в роли Фуллер тащит на себе эту компанию и может выдавать не только фантастической красоты номера по фильму, но и очевидные проблемы сексуальной самоидентификации. Однако происходит это благодаря сценарию и режиссуре Ди Джусто весьма угловато. Не очень понятно, благодаря каким фокусам Лои Фуллер, возрастная и не имеющая хореографического образования, сумела произвести модерн-революцию и получить восхищенные отзывы парижской богемы. Насчет небезызвестной фамилии Депп на афише «Танцовщицы» были большие сомнения, и они подтвердились: Айседора Дункан от Лили-Роуз Мелоди Депп представлена только как алчный гуттаперчивый юный биоробот, движущийся только по прямой циничного успеха. Не обошлось, конечно, и без любовной интриги средней температуры между Фуллер и Дункан, сами понимаете, кому попало Квир-Пальмовую ветвь в Каннах не выдают.
И о хорошем. «Танцовщица» Стефани Ди Джусто — фантастически хороша, несмотря на все брюзжание выше. Эмоциональный накал картины очень высок и понятно, что с биографией Фуллер на просмотре никто не сидел и ничего не сверял. Неровность и спорность отдельных эпизодов компенсируются огромной искренностью подачи и увлеченностью режиссера материалом. Благодаря камере Бенуа Деби в ленте очень много визуальной красоты и умеренно спецэффектов. Темное биографическое пятно о Лои Фуллер, титаниде европейского танцевального модерна вековой давности, теперь называется праву именуется «Танцовщица».