Вот же ж... Люблю сказки Юрая Херца, хотела очередную посмотреть и, не глядя, не читая, скачала Хаберманову мельницу. С первых секунд поняла, как промахнулась, но что-то помешало выключить.
Фильм тяжелый, но есть в нём глянцевый душок, который с одной стороны, придает фильму вид клюквы, с другой, позволяет эмоциям отдохнуть, а мозгам поработать.
В центре фильма - один из пограничных моравских городков, где издавна сосуществовали чехи и немцы. Хаберманн - немец, его жена - по воспитанию чешка, по документам еврейка. Но вся деревня искренне гуляет на их свадьбе и потом радуется родившейся дочке.
Рождение девочки омрачается вводом в Чехословакию немецких войск. Пока младший брат Августа Хаберманна ликует, один из его работников мрачно ворчит:
Поздравляю, мы в полной жопе. Сначала Австро-Венгрия, теперь Германия, мы никогда не будем чехами
Дауж... Тут явно слышно и продолжение "потом русские", обычный лейтмотив чехов. Почитала отзывы на фильм, треть возмущена пропагандой (грязная история с этими судетскими немцами, в белом-то мало кто в войну ходил),…
Читать дальше
Вот же ж... Люблю сказки Юрая Херца, хотела очередную посмотреть и, не глядя, не читая, скачала Хаберманову мельницу. С первых секунд поняла, как промахнулась, но что-то помешало выключить.
Фильм тяжелый, но есть в нём глянцевый душок, который с одной стороны, придает фильму вид клюквы, с другой, позволяет эмоциям отдохнуть, а мозгам поработать.
В центре фильма - один из пограничных моравских городков, где издавна сосуществовали чехи и немцы. Хаберманн - немец, его жена - по воспитанию чешка, по документам еврейка. Но вся деревня искренне гуляет на их свадьбе и потом радуется родившейся дочке.
Рождение девочки омрачается вводом в Чехословакию немецких войск. Пока младший брат Августа Хаберманна ликует, один из его работников мрачно ворчит:
Поздравляю, мы в полной жопе. Сначала Австро-Венгрия, теперь Германия, мы никогда не будем чехами
Дауж... Тут явно слышно и продолжение "потом русские", обычный лейтмотив чехов. Почитала отзывы на фильм, треть возмущена пропагандой (грязная история с этими судетскими немцами, в белом-то мало кто в войну ходил), находятся и те, кто сообщает "не прогнали бы родных нам немцев с Судет, не пришли бы коммунистические сволочи". Занятная логика. По-моему, начать надо было с родных евреев.
Чёрт с ними с отзывами, вернемся к фильму. Возмущение чехов понятно, представлены они не в лучшем свете. Нужно обладать долей смирения и обширной совестью, чтобы признать в этих нелюдях своих. Но если подумать, так в эту историю вписать можно абсолютно любую национальность, потому что развитие событий - очень человеческое. И очень простое. Как два пальца. Сначала горе и потери, потом "наши победили" (но не нашими руками), а на ком зло сорвать? а вот они - соседи! То есть немцы. И прорывается звериное. Без фактов срывающее все плотины человечности.
В фильме много бредятинки. Не понятно, как успела вырасти девочка, родившаяся в 39-м. Что за бои с русскими были в сороковом? Или это уже 43-й? А почему мерзотный Козловски (он польский немец??) всю войну просидел в этой деревне на лесозаготовках? Как-то вообще война стороной прошла. За всё время доблестные чехи умудрились из засады только двух немцев застрелить. И только тут Козловски наложил лапы на драгоценности Хаберманна и вдруг решил отослать его жену-еврейку с дочерью (а ей уже лет 8, кааак??) в лагерь! Какой внутренний голос его так долго удерживал от этого шага?
В общем, клюква есть. Но. Мне показалось, что фильм не об этом и даже специально Херц такую явную фигню вставлял, он вообще режиссер "с чудинкой" - чтобы ярче показать чистое зло и непонимание в глазах Яны. И последний кадр - вагон с судетскими немцами, избитыми, изгоняемыми; Яна снимает пиджак, надевает на дочь, а на платье у нее - желтая звезда Давида. Замкнутый круг.