«Слово пацана только для пацанов».
Конечно же, меня сподвигла просмотреть этот сериал, прежде всего, шумиха вокруг него: якобы в нём происходит романтизация уличной преступности, и его вот-вот запретят. Я просмотрела при первой же возможности и нисколько об этом не пожалела, хотя восемь серий отнимают немало времени, а сериал снял тот же человек, что прославился совершенно не смешными комедиями.
Ответ на свой вопрос, - в самом ли деле в «Слове пацана...» романтизируются банды? - я получила однозначный: этот ответ - «нет, нет, и ещё раз нет». Разве что первая серия, где группировка, как душевная компания друзей, уютно сидит вокруг разведённого в хоккейной коробке костра, печёт картошку в мундире, весело болтает, новоиспечённые друзья весело проводят время, учат друг друга разным полезным штукам, поют в унисон «Седую ночь» и едят мороженое, сидя на трубе... Если остановиться на этой серии, не прислушиваясь к незаметным на первый взгляд, но ключевым словам, можно и в самом деле решить, что сериал что-то романтизирует и пропагандирует. Но наркомания ведь тоже начинается с…
Читать дальше
«Слово пацана только для пацанов».
Конечно же, меня сподвигла просмотреть этот сериал, прежде всего, шумиха вокруг него: якобы в нём происходит романтизация уличной преступности, и его вот-вот запретят. Я просмотрела при первой же возможности и нисколько об этом не пожалела, хотя восемь серий отнимают немало времени, а сериал снял тот же человек, что прославился совершенно не смешными комедиями.
Ответ на свой вопрос, - в самом ли деле в «Слове пацана...» романтизируются банды? - я получила однозначный: этот ответ - «нет, нет, и ещё раз нет». Разве что первая серия, где группировка, как душевная компания друзей, уютно сидит вокруг разведённого в хоккейной коробке костра, печёт картошку в мундире, весело болтает, новоиспечённые друзья весело проводят время, учат друг друга разным полезным штукам, поют в унисон «Седую ночь» и едят мороженое, сидя на трубе... Если остановиться на этой серии, не прислушиваясь к незаметным на первый взгляд, но ключевым словам, можно и в самом деле решить, что сериал что-то романтизирует и пропагандирует. Но наркомания ведь тоже начинается с блаженства и драйвовой идиллии. Если посмотреть всё внимательно и целиком, легко увидеть, что здесь уличную преступность не романтизируют, а развенчивают и клеймят. .
Итак, Казань, февраль 1989-го года. Пареньку, не состоящему в одной из городских группировок, невозможно и шагу ступить спокойно.
Главный герой, Андрей Васильев, очевидно, примерный юноша, не имеющий к гопникам никакого отношения, утром из дома выходит так, будто в следующую секунду из-за угла в него должны начать стрелять: воровато смотрит налево, направо, затем быстро бежит на остановку. В автобус, где Андрей едет в школу со своим другом, в последнюю минуту вбегает коротко, по-гопницки, стриженый парень в синей куртке, с кровавой ссадиной на лбу; вслед ему летит булыжник или камень, со звоном разбивая окно. Развалившись на сидении, парень требует от Андрея с другом деньги. У товарища Андрея денег не оказывается, и парень требует от главного героя побить своего друга, тот отказывается и получает сокрушительный удар. В школе, куда Андрей опаздывает, молодая инспекторша ПДН в сопровождении двоих комсомольцев предлагает помощь в защите от группировок, ставших стихийным бедствием региона. А ближе к середине дня завуч ставит Андрея перед фактом: он будет подтягивать по английскому одного отстающего парня. Им оказывается тот, кто утром вымогал деньги в автобусе. Его, кстати, Маратом зовут, а в группировке «Универсам» у него кличка Адидас-младший. Он младший сводный, - по отцу, - брат Адидаса-старшего, который со дня на день из Афгана вернётся. Но об Адидасе-старшем потом.
На следующий день у Андрея начинаются ещё более серьёзные проблемы. Нет у него больше друга: тот теперь состоит в группировке и вымогает деньги у того, кто вчера его защищал. После школы Андрей всё теснее сближается с Маратом, начиная проявлять интерес к группировке. Марат, охотно и весело проводя с Андреем время, уча его драться, даже поддерживая его на концерте в музыкальной школе, тем не менее, не спешит вводить его в «Универсам». «Не для тебя это», «у тебя музыкалка», - неохотно отговаривается Адидас-младший; да и отвечать ему за приведённого им новичка, если честно, не хочется. Но Андрей всё-таки проникает на собрание группировки и становится её членом - «пришивается», как они говорят.
И что-то не видно, чтобы после этого «пришивания» стало меньше опасностей, трат, сложностей в общении с людьми, в жизни - напротив, всё увеличивается в геометрической прогрессии. Получает по морде, «в фанеру» Андрей теперь не меньше, чем когда был «чушпаном», то есть, простым парнем вне этих шаек; получает и от своих, и от чужих почти на ежедневной основе. Проблемы с законом, появившись, растут, как снежный ком. Отношения с матерью превратились в один сплошной скандал; юноша тонет в собственной нелепой лжи о том, например, о том, откуда у него кепка, или откуда в книге появились сто рублей, когда последние деньги были давно истрачены. Перестав платить чужим группировщикам, Андрей платит своим - «скидывается на общак», на поездку в Москву, где группировка с упоением грабит ни в чём не повинных проходящих мимо москвичей. И по родным улицам ходить стало не менее опасно: члены других банд могут легко убить буквально ни за что. Конечно, родной район пафосно проводит в последний путь, поклявшись не забыть и отомстить, но человека уже не будет. «Мораль» пацанов, их «понятия» абсурдны, нелепы, противоестественны и противоречивы. «Слово пацана только для пацанов», - говорит Марат, отнимая хоккейную клюшку у детей под пресловутое «слово пацана» - и этим всё сказано, это основная мысль сериала. Вся шайка «Универсам» легко преступает свои же клятвы, на деле «слово пацана» и гроша ломаного в базарный день не стоит. Логику их «понятий» понять порой сложно, хотя в итоге всё сводится к «ворон ворону глаз не выклюет» и «что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Лидер группы может баловаться героином, любого другого за это из шайки изгонят. Изнасилованную девчонку, подружку одного из группировщиков, изгоняют, чтобы она не «опустила» их. В то же время, полотенчико в туалете видеосалона, заляпанное десятками рук после порнофильма, такой опасности не несёт, хотя, по их логике, должно. А перед лёгкими и быстрыми, но далеко не всегда бешено большими деньгами все их так называемые понятия вовсе отступают в дальний уголок и ждут, пока не понадобится с их помощью кого-то убедить, обмануть, кем-то манипулировать.
Но Андрей до последнего не видит в упор причины своих несчастий; он даже не понимает, что многое из его новой реальности - это страдания и унижения. Он, словно наркоман, одурманен ложным братством, иллюзорной поддержкой, возможностью самоутвердиться за чужой счёт, почувствовать власть над более слабым. Ради этого он готов терпеть побои и унижения от старших, тратиться на общак, . Он стремительно деградирует из номинально хорошего мальчика в отморозка, как стремительно опускается на дно наркоман; его уже не тормозит ни горе, ни тем паче боль матери, ни угроза наказания, ни угроза расстаться с жизнью. И подавляющее большинство группировщиков ведёт себя точно так же; большинство из них притормозит только тюрьма, а остановит - только их собственная смерть.
В «Слове пацана...» много горя, особенно женского. Парни даже не задумываются, как легко и быстро они обрекают своих матерей, тёть, бабушек, подруг на страдания, на стыд, даже на смерть; как они вырывают у них почву из-под ног, разрушают и растаптывают их доброе имя и лишают их жизни смысла. Их подарки «от чистого сердца», купленные на кровавые деньги или просто отнятые у ни в чём не повинных людей, оборачиваются болью и безумием. Кому можно действительно можно посочувствовать в этом сериале, это женщинам, которые порой до последнего заблуждаются насчёт истинных морд своих кровиночек. Даже если они упустили своих детей или внуков, если они были недостаточно внимательны к ним, такое - это чрезмерное, незаслуженное наказание. Жаль девчонку, почти буквально загнанную в угол бандитом из другой группировки, которая на свою беду связалась с нашим «Универсамом», оказалась всеми предана и раздавлена. Кстати, если кто здесь и верен своему слову до конца, то это девчонки и женщины.
В сериале нет положительных героев. Есть злодеи, есть не совсем однозначные персонажи, есть всего лишь неотрицательные, которым «пятёрку» за поведение поставить невозможно. Среди «пацанов» нет последней категории; даже неоднозначность некоторых из них сомнительна. Невозможно относиться с теплом и восторгом к Андрею, способному бить больного человека прямо на больничной койке, к Марату, наглому, психически неуравновешенному, избивающему человека в мясо до последней крови, вообще пускающему в ход кулаки даже против того, кто всего лишь сообщает ему неприятную весть или смеет не отдать свою вещь по первому требованию. Невозможно увидеть что-то, чем можно восхититься, в Адидасе-старшем, который легко пускается в рэкет, манкирует своими обещаниями, использует свою подружку, жесток, лжив, лицемерен, манипулятивен и довольно труслив в последних двух сериях. От его отрицательного обаяния к седьмой серии не остаётся ровным счётом ничего; иллюзия его справедливости, идеализма, некой идейности быстро развеивается, как лёгкий дымок.
Чтобы увидеть в вышенаписанном романтизацию, стоит смотреть сериал не полностью и даже не фоном, а в виде нарезок самых ярких эпизодов, вырванных из контекста. Чем отвратительна преступность, в «Слове пацана» объясняется на пальцах.
Я не пожалела, что просмотрела, но пересматривать, скорее всего, не буду. Всё неплохо, даже рваный монтаж здесь уместен (хотя вставленные целиком песни я не понимаю), игра актёров, как минимум, хорошая, и персонажи вовсе не картонные. И не совсем не моё. Но оказалось слишком утомительно для души, неожиданно тяжело, хотя я видела фильмы и пострашнее.