Оригинальное название фильма, Race, гораздо многозначнее, чем топорный выбор российских локализаторов, "Сила воли". Race - с одной стороны, по-английски значит "гонка", "забег", а с другой - "раса". И оба эти значения раскрываются в фильме по полной программе.
Фильм "Сила воли" - биографическая спортивная драма, и рассказывается здесь о легендарном чернокожем атлете Джесси Оуэнсе, который прославился, среди прочего, рекордом на Олимпийских играх 1936-го года в Берлине, где он завоевал четыре золотые медали. Фантастичность этого факта дополняется тем, что в это время в Германии у власти были нацисты, а на родине Оуэнса, в США, еще царила расовая сегрегация. Джесси Оуэнс, кроме того, был выходцем из беднейшей кливлендской семьи.
Дальше...
Фильм, к сожалению, имеет несколько недостатков. Помимо всего прочего, в нем чуть ли не все спорные исторические герои, за исключением Гитлера и Геббельса, конечно, показаны белыми и пушистыми. К примеру, в фильме есть сцена, которой просто не могло быть в реальности, где небезызвестная Лени Рифеншталь любезничает с Оуэнсом. Кстати,…
Читать дальше
Оригинальное название фильма, Race, гораздо многозначнее, чем топорный выбор российских локализаторов, "Сила воли". Race - с одной стороны, по-английски значит "гонка", "забег", а с другой - "раса". И оба эти значения раскрываются в фильме по полной программе.
Фильм "Сила воли" - биографическая спортивная драма, и рассказывается здесь о легендарном чернокожем атлете Джесси Оуэнсе, который прославился, среди прочего, рекордом на Олимпийских играх 1936-го года в Берлине, где он завоевал четыре золотые медали. Фантастичность этого факта дополняется тем, что в это время в Германии у власти были нацисты, а на родине Оуэнса, в США, еще царила расовая сегрегация. Джесси Оуэнс, кроме того, был выходцем из беднейшей кливлендской семьи.
Фильм, к сожалению, имеет несколько недостатков. Помимо всего прочего, в нем чуть ли не все спорные исторические герои, за исключением Гитлера и Геббельса, конечно, показаны белыми и пушистыми. К примеру, в фильме есть сцена, которой просто не могло быть в реальности, где небезызвестная Лени Рифеншталь любезничает с Оуэнсом. Кстати, не название ли ее фильм "Триумф воли" навело российских переводчиков на мысль о "Силе воле"? О "Триумфе воли" в фильме даже не упоминается, Рифеншталь (в исполнении Кэрис Ван Хаутен) представлена как настоящий художник-режиссер, она нисколько не верит в нацистскую пропаганду, которую снимает, и принятие решений о съемках Олимпийских игр в Берлине в нацистском стиле дается ей очень нелегко.
Сценарий (написанный Джо Шрапнелем и Анной Уотерхаус) практически пропускает все ранние годы Джесси Оуэнса, зритель впервые видит его в 1933-м году, когда он собирается воспользоваться спортивной стипендией для поступления в государственный Университет Огайо. Роль Оуэнса исполняет Стивен Джеймс, и он представляет своего героя как добросердечного парня, который медленно, но верно понимает, что это означает - иметь перед глазами достойный подражания пример. Легендарный тренер Ларри Снайдер (Джейсон Судейкис) объясняет Джесси, что на беговой дорожке значение имеет сам победитель, а не его цвет кожи. Жаль, что этого же мнения не придерживался президент США Франклин Д. Рузвельт - даже после невероятной победы он не пригласил Джесси Оуэнса посетить Белый дом; многие высокопоставленные политики и выдающиеся белые спортсмены также относились к Оуэнсу презрительно.
Параллельно в фильме развиваются еще несколько сюжетных линий, и надо сказать, что от их наличия фильм странным образом выигрывает, несмотря на то, что спорные персонажи показаны в слишком доброжелательном ключе. Так, например, есть история о том, как изворотливый и расчетливый американский бизнесмен Эйвери Брендедж (в исполнении Джереми Айронса) сыграл роль посредника между олимпийским комитетом США и нацистами. Пока Эйвери Брендедж спорит и обсуждает с Йозефом Геббельсом (Барнаби Метшурат), как надо устраивать олимпийские игры, режиссер Лени Рифеншталь приводит свое артистическое видение в соответствии с машиной предвоенной пропаганды Третьего Рейха. Айронс интересно сыграл Эйвери Брендеджа, который ненавидит нацистов (а может, ему попросту наплевать на их деятельность), но вынужден вести с ними переговоры по политическим причинам; он должен точно рассчитывать свою тактику, поскольку это все равно, что спорить с дьяволом.
Тема систематического расизма резонирует с внутренним конфликтом Джесси Оуэнса, когда он должен привести свои личные ценности в соответствие с внешними требованиями, и неожиданностями, как например, проявление товарищества, даже дружбы, со стороны немецкого спортсмена Карла Лонга. Ключевой конфликт "Силы воли", с одной стороны, основан на том, что на Оуэнса, который постоянно сталкивался с расизмом на родине, оказывали давление, с тем чтобы в виде протеста он отказался участвовать в Олимпийских играх в Берлине; с другой стороны, идея о его возможной победе в Берлине, которая триумфально и грандиозно подпортила бы гитлеровское шоу, поразила бы нацистов в самое сердце.
В фильме немало сильных и драматических моментов, тем более досадно, когда сценаристы и режиссер, не полагаясь на сообразительность зрителя, приукрашивают историю, и вместо реальных эпизодов расовой дискриминации, которую Оуэнс испытал по полной программе и фашистской деятельности вставляют в сюжет странные сцены вроде поездки Снайдера в Берлин, только чтобы показать, как нацисты занимаются своими мерзостями.
К недостаткам фильма можно отнести то, что сценаристы зачем-то постарались включить в него все стандартные клише спортивного фильма. Джесси Оуэнс и тренер Снайдер конфликтуют поначалу, но приходят к взаимному уважению. Краткая интрижка Оуэнса (которого дома ждет невеста) - как попытка придать хоть какой-то порок безупречному герою, который к тому же постоянно подвергается нападкам со стороны расистов - как студентов, так и тренеров. Затем Оуэнс демонстрирует свои впечатляющие атлетические таланты - и дорога к Олимпийским играм открывается. Очень много длинных и пафосных речей, особенно со стороны людей, убеждающих Оуэнса не участвовать в Олимпийских играх в виде протеста против расизма нацистов (как будто в США в это же самое время нет расовой сегрегации).
Самая же проблематичная часть - это события непосредственно в Берлине. Здесь Джесси встречает двух спортсменов-евреев, находит друга в лице немецкого спортсмена Карла Лонга, в тайне ненавидящего нацистов (казалось бы, совершенно невероятная история, но это реальный факт), и все это сюрреалистическое действие (в самом центре нацистской Германии, прямо под носом у Гитлера!) должно дать Оуэнсу чувство свободы от расовой сегрегации, в реалиях которой он постоянно живет в собственной стране.
В целом, "Сила воли" не шедевральный, но вполне достойный фильм. С технической точки зрения (операторская работа, декорации и костюмы) он сделан прекрасно и может послужить неплохим образовательным произведением вводного уровня на тему истории расовой политики. К тому же, он может напомнить, что еще до того, как чернокожие профессиональные спортсмены стали кумирами миллионов, были вот такие удивительные герои, как Джесси Оуэнс, проложившие им путь к славе.