Замечательный фильм-мюзикл, сказка-аллегория моего детства. Ребенком я воспринимала его как еще одну историю о принцах и принцессах с красивыми песнями. Повзрослев, оценила мастерство всех тех, благодаря кому эта сказка о жизни в СССР все-таки вышла на экраны. Удивительная, глубокая и такая правдивая, она была забыта на долгие годы, чтобы вновь вернуться уже в новом столетии. Что же такого крамольного в этом фильме?
Действие происходит в королевстве Абидония (не от слова ли "обида" происходит название сего государства?). Правит там бывший кавалерийский полковник Теодор,заядлый лошадник и показушник. Мечта всей его жизни - заполучить соседского жеребца Милорда и сходить в ночное, до королевства ему дела нет. Под стать ему и супруга - королева Флора, безграмотная домоседка-матрона.
К представителям королевской семьи также относятся принцесса Альбина и воспитанник королевы (он же ее племянник и сын покойных короля и королевы) Патрик. Принцесса избалованна, и внешне и внутренне больше похода на тетю, чем на мать, и всеми фибрами души жаждет вырваться на волю, потому что в родном…
Читать дальше
Замечательный фильм-мюзикл, сказка-аллегория моего детства. Ребенком я воспринимала его как еще одну историю о принцах и принцессах с красивыми песнями. Повзрослев, оценила мастерство всех тех, благодаря кому эта сказка о жизни в СССР все-таки вышла на экраны. Удивительная, глубокая и такая правдивая, она была забыта на долгие годы, чтобы вновь вернуться уже в новом столетии. Что же такого крамольного в этом фильме?
Действие происходит в королевстве Абидония (не от слова ли "обида" происходит название сего государства?). Правит там бывший кавалерийский полковник Теодор,заядлый лошадник и показушник. Мечта всей его жизни - заполучить соседского жеребца Милорда и сходить в ночное, до королевства ему дела нет. Под стать ему и супруга - королева Флора, безграмотная домоседка-матрона.
К представителям королевской семьи также относятся принцесса Альбина и воспитанник королевы (он же ее племянник и сын покойных короля и королевы) Патрик. Принцесса избалованна, и внешне и внутренне больше похода на тетю, чем на мать, и всеми фибрами души жаждет вырваться на волю, потому что в родном дворце смертная скука. А пока никакого заезжего принца не наблюдается на горизонте, Альбина без зазрения совести издевается над Патриком и его нежными чувствами. Патрик же нем, как рыба, с самого детства, вот только голос его все равно никому покоя не дает, потому что крамольные стишки воспитанника королевы распевают все, кому не лень. И это очень сильно действует на нервы канцлеру Давилю и его супруге Оттилии.
Этой парочке надобно уделить особое внимание. У канцлера говорящая фамилия: он давит всякое инакомыслие в государстве, а попутно и в королевской семье. К тому же постоянно страдает от аллергического насморка, вызванного якобы персиками, однако в итоге оказывается, что причина насморка - правда. Плохо канцлеру от правдивых слов. Да и вторым быть надоело. Супруга канцлеру под стать - эдакая истинная арийка с прибалтийским акцентом. Что примечательно, у нее с мужем даже наряды похожи.
Особняком стоит замечательное трио принца Пенапью и странствующих артистов Марты и Жака. Именно трио, так как их мировоззрения очень близки. Кажется, что они понимают друг друга с полуслова. Пенапью по-детски наивен и беспомощен, но так же он бесхитростен. С каким восторженным выражением лица принц восхищается природой! Как абсолютно правдиво недоумевает, почему в соседней стране царит беззаконие! Как трогательно он растолковывает августейшим особам причины недоразумения! А в ответ получает лишь язвительную реплику принцессы: "А сами Вы не опечатка?"
Странствующие артисты в фильме - не только комедианты, призванные развлекать. Они - носители правды, те, кто удивительно тонко чувствует ложь и не способен с ней мириться. Им дана власть руководить умами людей через смех и игру. Не потому ли, увидев сундук с марионетками, не на шутку рассердился король Теодор и попенял господам комедиантам тем, что когда-то эти куклы делали его посмешищем в глазах покойной королевской четы? Не это ли вынудило канцлера отправлять всех артистов без разбора на Остров берцовой кости (чем не ГУЛАГ или Соловки)? А насколько пугаются люди, увидев фургон комедиантов! Воистину, жестче цензуры не придумаешь. Сами же артисты с горькой улыбкой объясняют происходящее тем, что "исказилось понятье прекрасного, притупилась чувствительность зрителей".
Фильм, несомненно, заслуживает высшей оценки, и я бы с удовольствием ее поставила за одни лишь песни: они шедевральны! Каждая с глубоким вечным смыслом и приставучей мелодией: раз услышав, будешь напевать еще долго. Но, видимо, с возрастом становлюсь все придирчивей, поэтому из-за огромного количества разнообразных ляпов, сниму 1 балл. Перечислять все не имеет смысла, тем более что большая их часть уже давно гуляет по сети. Хочется отметить свеженькие, ранее незамеченные:
1. Во время нападения на принца Пенапью в лесу кареты замедляют ход при появлении разбойников, что абсолютно нелогично.
2. У атамана разбойников Милорда забирает некто в форме королевского гвардейца. В ходе песни Милорд стоит с почетным караулом их тех же гвардейцев, хотя остальные разбойники одеты достаточно однотипно во все черное.
3. Лысый лакей владеет шпагой лучше принца крови, еще и мысли читает. Если первое можно объяснить небрежным отношением к воспитанию Патрика, то второе никакому объяснению не поддается.
4. И на закуску, неразбериха с планировкой дворца. Комната Патрика находится на самом верху, однако из нее он постоянно уходит по лестнице вверх. А над ней, судя по всему, находится тронный зал, потому что выбежав оттуда, герои чудом оказались в комнате Патрика. Таким образом, тронный зал соседствует с комнатами слуг.
Фильм более чем достоин внимания. Настоятельно рекомендую к просмотру всем!