Американский актёр, обладатель премии «Оскар» за роль шефа полиции в детективе «Душной южной ночью». Едва ли не лучшей своей ролью в карьере сам актёр считал роль еврея Сола Назермана, сыгранного им в психологической драме «Ростовщик». | |
Оригинальное имя | Rod Steiger |
Дата рождения | 14 апреля 1925 г. |
Место рождения | Уэстхэмптон, штат Нью-Йорк, США |
Дата смерти | 9 июля 2002 г. |
Место смерти | Лос-Анджелес, Калифорния, США |
Возраст | 77 |
Всего фильмов | 13 |
Первый фильм | 1951 |
Последний фильм | 2004 |
Карьера | Актёр |
Биография
Во время Второй мировой войне в качестве торпедиста первого класса принимал участие в наиболее опасных боевых операциях Третьего и Пятого флотов США, в том числе в Иводзимской и Окинавской операциях. Покинул военно-морскую службу на следующий день после капитуляции Японии (в медицинском заключении было отмечено острое кожное заболевание). После войны, в возрасте двадцати двух лет, решил связать свою судьбу с миром искусства и поступил в театральную любительскую труппу. Сыграл царя Менелая в пьесе «Муж Елены» и роль злодея в спектакле под названием «Будь проклят, Джек Дальтон».
Театральный дебют Стайгера прошёл незамеченным, но зато подсказал начинающему артисту, что для подлинного успеха помимо способностей нужна и хорошая профессиональная подготовка. И он перебирается в Нью-Йорк, где в течение двух лет изучает актёрское искусство — сначала в Новой школе социальных исследований, а затем, по приглашению Дэниела Манна, — в знаменитой нью-йоркской Актёрской студии, которой руководили Элиа Казан и Ли Страсберг.
В апреле 1951 года Род Стайгер дебютировал на Бродвее в возобновлённой постановке пьесы Клиффорда Одетса «Ночная музыка». Он сыграл пятидесятипятилетнего детектива и был высоко отмечен нью-йоркской критикой. В следующем году он появляется на сцене в комедии Хью Гастингса «Чайки над Сорренто» и в ибсеновском «Враге народа».
Но главное поле его актёрской активности в эти годы — телевидение. Ещё не получивший голливудского амплуа «эмоционального злодея», Стайгер демонстрирует широту своего диапазона — от Ромео до Распутина. За пять лет, с 1948 по 1953 год, он сыграл свыше двухсот пятидесяти ролей.
В 1951 году дебютировал в кино, снявшись в фильме Фреда Циннемана «Тереза». Уже следующая роль Стайгера в кино заставила критику говорить о нём как о явлении. За участие вместе с Марлоном Брандо в фильме Элиа Казана «В порту» (1954) Стайгер был номинирован на премию «Оскар» как лучший актёр второго плана. Но «Оскар» ещё долго будет обходить его стороной.
В фильме Стайгер сыграл гангстера Чарли, получившего задание «пришить» брата (Марлон Брандо) за намерение выдать шайку. После успеха фильма судьба Рода была предопределена. Он превращается в новую звезду на отрицательные роли и в этом образе начинает кочевать из фильма в фильм. Желание актера «очеловечить» своих персонажей, стремление показать их не односторонними примитивными негодяями привело к тому, что нередко именно его отрицательные герои вызывали у зрителей больше симпатии, чем противостоящие им безликие положительные персонажи.
Амплуа кинематографического злодея, утвердившееся за Стайгером в 1950-е годы, закономерно определило выбор его на главную роль в фильме «Аль Капоне» (1959) режиссёром Ричардом Уилсоном. Кроме того, Уилсон нашёл и чисто внешнее сходство между актёром и знаменитым гангстером. Фильм имел огромный успех. Однако, хотя «Аль Капоне» ещё больше закрепил успех Стайгера как актёра, сам он не был доволен своей карьерой. Более того, именно боязнь окончательно «погрязнуть» в ролях злодеев подвигла Рода на отчаянное решение: убедить режиссёров попробовать его в ином амплуа, доказать себе и зрителям, что его творческий диапазон шире предлагаемых ролей. В Голливуде Стайгеру не удалось сломать сложившийся стереотип, и тогда он решается на шаг, который многие сочли «безумием»: в зените славы он покидает Америку и едет в Европу, намереваясь начать свою кинобиографию как бы с новой страницы.
В начале 1960-х годов Стайгер работал в Италии. Снимался в фильмах «Руки над городом» (реж. Франческо Рози, 1963), «Равнодушные» (реж. Франческо Мазелли, 1964) и др.
В 1965 году английский режиссёр Тони Ричардсон пригласил Стайгера сниматься в экранизации сатирического романа Ивлина Во «Незабвенная». Следующий, 1966 год, актёр провёл в Испании, а затем снимался у итальянского режиссёра Паскуале Феста-Кампаниле в трагикомедии о временах Первой мировой войны «Девушка и генерал».
За четыре года работы вне Голливуда Стайгер полностью освободился от навязанного ему амплуа и, вновь получив приглашение вернуться в Америку, теперь уже сам смог диктовать условия. Актёру необходимо было уехать, чтобы родина признала его как одного из самых талантливых и одарённых людей. Проявив себя блестящим мастером перевоплощения и доказав, что он — актёр без амплуа или, вернее, актёр на любые амплуа, Стайгер был тем не менее достаточно постоянен в своих привязанностях. Он любил изображать человека, попавшего в критическую ситуацию, когда требуется максимальная концентрация сил и сама жизнь заставляет героя выбрать определённую позицию. Таков полицейский Гиллеспи (роль, за которую актёр получил «Оскара») — герой фильма «Душной южной ночью» (реж. Норман Джуисон, 1967); таковы Наполеон Бонапарт («Ватерлоо», реж. С. Бондарчук, 1970), Бенито Муссолини («Бенито Муссолини: последний акт», реж. Карло Лидзани, 1974); Понтий Пилат («Иисус из Назарета», реж. Франко Дзеффирелли, 1977), генерал Уэбстер («Штайнер — Железный крест 2», реж. Эндрю МакЛаглен, 1979) и многие, многие другие его персонажи.
Новинки кино
-
(США, 2004)
Голливуд и Холокост
нет отзывов
-
(США, 1998)
Нежить
нет отзывов
-
(США, 1997)
Режиссеры (сериал)
нет отзывов
-
(США, 1995)
Там
нет отзывов
-
(Франция, Италия, Германия, 1975)
Невинные с грязными руками
нет отзывов
-
(Италия, 1974)
Муссолини: Последний акт
нет отзывов
Лучшие фильмы
-
(США, 1967)
Полуночная жара
-
(Италия, СССР, 1970)
Ватерлоо
нет отзывов
-
(Франция, Италия, Германия, 1961)
В пятницу в половине двенадцатого
нет отзывов
-
(США, 1964)
Ростовщик
нет отзывов
-
(Франция, Италия, Германия, 1975)
Невинные с грязными руками
нет отзывов
-
(Великобритания, Италия, 1965)
И пришёл человек
нет отзывов
Фильмография: актёр
2004 | Голливуд и Холокост | Anker, Daniel | Документальный, Исторический | США | 0.0000 | |
1998 | Нежить | Elfman, Richard | Боевик, Комедия, Мелодрама, Ужасы | США | 0.0000 | |
1997 | Режиссеры (сериал) | Emery, Robert J. | Биография, Документальный | США | 0.0000 | |
1995 | Там | Сэм Ирвин | Комедия, Научная фантастика | США | 0.0000 | |
1975 | Невинные с грязными руками | Клод Шаброль | Детектив, Драма, Криминал, Триллер | Франция, Италия, Германия | 7.0000 | |
1974 | Муссолини: Последний акт | Карло Лиццани | Биография, Военный, Драма, Исторический | Италия | 0.0000 | |
1970 | Ватерлоо | Сергей Бондарчук | Биография, Боевик, Военный, Драма, Исторический | Италия, СССР | 7.6250 | |
1967 | Полуночная жара | Норман Джуисон | Детектив, Драма, Криминал, Триллер | США | 7.7826 | |
1965 | И пришёл человек | Эрманно Ольми | Биография | Великобритания, Италия | 0.0000 | |
1964 | Ростовщик | Сидни Люмет | Драма | США | 7.5000 | |
1961 | В пятницу в половине двенадцатого | Элвин Ракофф | Драма, Криминал, Триллер | Франция, Италия, Германия | 7.5000 | |
1960 | Семь воров | Генри Хэтэуэй | Драма, Криминал | США | 0.0000 | |
1951 | Out There (сериал) | Paul, Byron | Научная фантастика | США | 0.0000 |